Техника папертоль: как использовать этот приём

Пошаговый мастер-класс по созданию необычных и красивых объёмных картин из картона или плотной бумаги.

Думаете о том, чтобы сделать нетривиальный подарок или украсить интерьер вашего дома с помощью воздушного и необычного декора? Папертоль отлично подходит для этого. Это искусство создания объёмных картин с помощью вырезанных и послойно склеенных изображений.
Фото: Чтобы придать каждому элементу глубину, прикрепите его к основному изображению с помощью объемного клея или вспененного скотча по периметру слоя.
Фото: Чтобы придать каждому элементу глубину, прикрепите его к основному изображению с помощью объемного клея или вспененного скотча по периметру слоя.
Интересный эффект достигается за счёт разворачивания сюжета в глубь картины с помощью специальной и довольно простой техники. Рассказываем, как использовать технику папертоль.

Выбор темы

Папертоль позволяет экспериментировать с различными изображениями и темами. Попробуйте создать объёмные натюрморты, пейзажи или портреты, жанровые сценки, иллюстрации к любимым книжкам, реплики из мультфильмов или аллюзии на мировые шедевры живописи. Как вам, например, идея оживить «Подсолнухи» Ван Гога или сделать многослойной японскую старинную гравюру с цунами?

Что вам понадобится:
• набор для техники папертоль (или распечатанные изображения одного и того же рисунка в нескольких экземплярах);
• фломастеры или краски для подкраски срезов;
• пинцет для работы с мелкими деталями;
• объёмный пастообразный клей или двусторонний вспененный скотч для склеивания слоёв;
• картон или пенокартон для создания основы;
• ножницы или макетный нож для вырезания деталей.

Шаг 1: подготовка изображения

Начните с выбора изображения, которое вы будете превращать в объёмную картину. Обычно используются многослойные готовые наборы для папертоля фабричного производства, но вы можете распечатать несколько копий одного и того же изображения на качественной бумаге. Чем больше деталей будет на картинке, тем более глубокой, многогранной и интересной получится ваша работа.
• Однотонная картина
Все технические линии нужно наносить максимально светлым карандашом (лучше всего – простым, чтобы потом можно было аккуратно стереть лишнее) и с обратной стороны слоя, то есть изображение эскиза сперва нужно будет отзеркалить. Для этого хорошо подходит переводная бумага или калька. Обратите внимание: ваше произведение может быть монохромным (то есть полностью одного цвета – белого, чёрного, кремового и т.д). В этом случае глубина и объём будут достигаться только с помощью слоёв, это как скульптура из мрамора или бронзы, где не получится выделить дополнительно чёрным глаза, например. Или поставить акцент на губы. Пластический язык и закон движения массы тут специфические. Нужно особое внимание уделить детализации и не слишком мельчить. Лучше начинать с простых изображений, чтобы усвоить базовые принципы техники.
• Картина разных цветов
Другой вариант – создать разноцветное изображение. Это как раскраска, где каждая деталь выделена другим оттенком и чётко разделёнными контурами, но дополнительно она ещё и получает объём, так что фрагменты картины становятся выпуклыми. Тут важно помнить, что слишком большое количество деталей будет сбивать внимание и уменьшать эффект 3D-восприятия. Лучше сделать одну главную фигуру (или центральную пару, например, это могут быть Лиса и Колобок) – и уже вокруг них строить сюжет. Фон стоит вообще сделать почти однотонным – например, нарисовать схематически ёлки леса с низкой степенью контрастности. Это нужно, чтобы задник не оттягивал на себя слишком много внимания зрителя, «не спорил» с главными персонажами картины по смыслу и тону.

Шаг 2: вырезание слоев

Используя ножницы или макетный нож, аккуратно вырежьте отдельные элементы изображения. Это могут быть детали пейзажа, отдельные предметы или фигуры. Основное изображение (первый слой) оставляйте нетронутым, это будет базовый слой, на который вы будете накладывать остальные.
Для верхних слоев выбирайте более мелкие и важные элементы – например, лицо персонажа, цветы на переднем плане, крылья бабочки.

Шаг 3: создание объёмных элементов

После того как вы вырезали все детали, начните их собирать в объёмную картину. Чтобы придать каждому элементу глубину, прикрепите его к основному изображению с помощью объемного клея или вспененного скотча по периметру слоя. Склеивайте детали послойно, начиная с крупных на заднем плане и заканчивая самыми мелкими.
Используйте пинцет для мелких элементов, чтобы поместить их аккуратно на нужное место.
Фото:  Поместите вашу объёмную картину в рамку без стекла подходящего цвета, чтобы сохранить 3D-эффект. Картину можно также декорировать стразами, блёстками или бусинами.
Фото: Поместите вашу объёмную картину в рамку без стекла подходящего цвета, чтобы сохранить 3D-эффект. Картину можно также декорировать стразами, блёстками или бусинами.

Шаг 4: подкраска срезов

Когда вы наклеиваете детали, на срезах бумаги могут оставаться белые линии, которые будут нарушать целостность работы (речь о многоцветной картине, если же вы делаете картину полностью из белой бумаги, этот пункт можно пропустить). Чтобы этого избежать, подкрасьте края фломастером или красками в тон изображения. Это придаст вашей картине более законченный и профессиональный вид.

Шаг 5: финальное оформление

После того как все слои склеены, убедитесь, что все элементы надежно закреплены. Поместите вашу объёмную картину в рамку без стекла подходящего цвета, чтобы сохранить 3D-эффект. Картину можно также декорировать дополнительными элементами, такими как стразы, блёстки или бусины, только постарайтесь использовать украшения минимально, чтобы не создавать конфликта стилей.

Шаг 6: использование освещения

Очень важно сразу продумать, как будет работать свет в связке с объёмным изображением. Особенно это актуально в том случае, если ваша работа выполнена в технике монохрома. При фронтальной белой заливке светом, например, светлые слои будут сливаться друг с другом, а глубина картины просто потеряется. То есть эффект усилий по созданию папертоля будет сведён к нулю. Досадно, правда?

Подумайте о том, чтобы разместить вашу картину на боковой стене от окна, то есть чтобы лучи солнца и естественный свет падали слева или справа. Для усиления драматизма форм можно поместить сверху и сбоку дополнительный источник искусственного света (такие лампы обычно вешают в картинных галереях, чтобы художественное полотно или скульптура выгодно подчёркивались освещением). Попробуйте разные варианты, довольно скоро вы овладеете ремеслом декоратора в достаточной степени, чтобы интуитивно понимать, как работать над этим непростым вопросом.
Помните, что тёплый жёлтый свет может искажать холодные краски (синий, фиолетовый, розовый), но смягчать линии и создавать дополнительный уют в помещении. А холодный голубой в целом будет придавать светлой комнате эффект хирургической операционной, что мало кому нравится. Кроме того, он делает визуально пространство прохладнее, а тени резче. И глаза от него быстрее устают.
---
Вы пробовали работать в технике папертоль? С какой картины вам интереснее начать творческие эксперименты – с романтичной сценки в монохроме или с копии известной картины?
---
#скрапбукинг #папертоль #картины #3dprinting #творчество

Вам также может быть интересно:
Как состарить бумагу: 10 способов 
Что такое кинетический песок и как его выбрать 
Выбираем цветную бумагу и картон для детского творчества 
Три простых кольца из бисера своими руками 
Как правильно сделать кораблик из бумаги: самые лёгкие способы 

Комментарии