Отходы номер три

Почему не перерабатывают старые шпалы

Отходы номер три - 958958370295
Количество стихийных свалок отработанных железнодорожных шпал в последнее время значительно увеличилось: их можно найти в разных регионах России, от Подмосковья до Приморья. Выявить нарушителей удаётся редко, да это и не решает проблему в целом: чтобы не наносить природе ущерб, необходимо, чтобы работала система утилизации таких отходов, а для уже имеющихся свалок должна быть программа по их ликвидации. Но эти процессы в России не налажены.

Шпалы – токсические отходы III класса опасности, время нейтрализации причинённого экологии вреда от которых составляет порядка десяти лет. Утилизацией таких отходов имеют право заниматься только лицензированные организации, однако имеющихся мощностей недостаточно, и свалки растут. К тому же, производители и утилизаторы не обязаны отчитываться по отходам III класса, поэтому официальной оценки масштабов катастрофы на сегодняшний день не существует. А посему в ближайшие годы снижения экологического ущерба от свалок шпал, скорее всего, не произойдёт.

В конце мая 2023 года в ходе плановых проверок неподалеку от железнодорожного тупика в Альметьевске сотрудники управления Министерства экологии Татарстана обнаружили три свалки общей площадью 565,7 м² с отработанными шпалами. Как следует из информационной справки, всего на трёх этих участках находилось 1062 м³ шпал. Все три участка являлись незаконно организованными свалками, а находящиеся там шпалы выделяли вредные для человека вещества. Как шпалы оказались в тупике, инспекторам ещё предстояло выяснить, а пока они занимались собственным здоровьем. «На следующий день после обнаружения свалок у меня болела голова, и начался сухой продолжительный тяжёлый кашель – такой была реакция моего организма на многочасовое пребывание вблизи складированных шпал. Я не удивлена, так как знаю, что отходы железнодорожных деревянных шпал, пропитанных антисептическими средствами – это канцерогены. Такая пропитка состоит из токсичных веществ с канцерогенным действием», – рассказала инспектор в области охраны окружающей среды Татарстана Ригина Рафагетдинова.
Отходы номер три - 958958370551
Но свалки из шпал находят не только в Татарстане. Недавно Московско-Ярославская транспортная прокуратура вынесла представление начальнику Московско-Смоленской дистанции пути, одного из подразделений ОАО «РЖД». В документе представители закона просят железнодорожников «убрать деревянные шпалы без рельс» с улицы Складочная у Савеловского вокзала в Москве. В Москве!
Эта свалка не единственная на Савеловском направлении: пассажиры подмосковных электричек могли видеть многочисленные штабеля отработанных шпал, вот уже больше года лежащие между остановочными пунктами «Марк» и «Новодачная», «Бескудниково» и «Окружная», у островной платформы на станции «Икша» и даже на подъезде к станции «Дмитров».
Отходы номер три - 958958370039
Иногда шпалы не складируют, а используют по другому назначению, что тоже незаконно. Например, два года назад сахалинский транспортный прокурор вынес представление начальнику региональной дистанции Дальневосточной дирекции ОАО «РЖД» за нарушение законодательства. Представители госмонополии использовали отработанные шпалы для строительства берегоукрепления.
В целом же свалки из шпал или их незаконное и неэкологичное использование – неискоренимое до конца явление. Пропитанные тяжелыми веществами и вредным маслом, они отравляют землю и воду. По закону отработанные шпалы должны складироваться на специальную площадку и в дальнейшем утилизироваться организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Но для этого нет соответствующих ресурсов.
Свалки шпал – следствие того, что их производят в большом количестве, но не утилизируют в нужном объёме. В России более 80 000 км железных дорог, однако, сколько шпал производится для них, никто не подсчитывал.
Отходы номер три - 958958369783
«Шпалы постоянно проверяют, за обслуживание пути отвечает служба пути. Срок службы одной шпалы – 10 лет, но меняют их чаще. Я могу сказать, что раньше деревянные были как-то крепче, их лучше и дольше отмачивали в креозоте. Сейчас они рассыпаются в щепки лет через шесть. Мы часто меняем шпалы. А куда их отправляют после того, как мы их собрали, я не знаю», – рассказал мастер-монтёр пути Московской железной дороги Ярослав Иващенко.

Самый большой потребитель шпал в России – ОАО «РЖД». Есть также крупные промышленные компании, в чьем распоряжении имеются железнодорожные подъездные пути на территории их предприятий, такие как «Мечел», НЛМК или «Газпром». Данных о том, сколько шпал в совокупности ежегодно становятся негодными, нет. Сложности утилизации любых шпал связаны не только с составом шпалы, но и с огромным их количеством, образующимся при ремонте и замене рельсошпальной решётки. А предложение на рынке технологий по переработке шпал небольшое. Это объясняют невыгодностью самого процесса.

Обезвредить и переработать все старогодние шпалы вряд ли получится в ближайшие годы, ведь количество мощностей для этих целей в стране намного меньше, чем требуется для существующих объемов специфического сырья. Решить проблему могли бы теплофикационные установки ОАО «РЖД» - маломощные предприятия, где шпалы планируется обезвреживать методом теплофикации. Однако этот проект затратный и нет никакой надежды, что реализовать его скоро получится. Строительство таких установок запланировано, но... пока процесс практически не идёт.

Вот и скапливаются старые шпалы на самовольно организованных свалках. И вместо утилизации их также незаконно используют в разных видах строительных работ.
Думает ли кто-то об экологической ситуации в этой связи? Кто-то, несомненно, думает.
Но, как сказал мудрец:
"Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было" (Екклесиаст 3:15).

Так кажется, что по большому счёту, есть только слова о необходимости решить вопрос, но действий буквально минимум.
И глядя на всё это создаётся впечатление, что вопрос будет решён Создателем нашей планеты только таким образом:
"...пришёл гнев Твой и время... дать возмездие... и погубить губивших землю" (Откровение 11:18).
Экологические преступления прекратятся, когда не останется преступников в сфере экологии.

Комментарии

Комментариев нет.