Одной из важнейшей составляющей учебы являются книги. Прочитанный материал становится знанием или докладом для выступления. Для качественного освоения прочитанного материала в целях обучения или самообразования необходимо знать структуру прочитанного текста, то есть составить план, тезисы и конспект прочитанного. Под конспектом прочитанного мы понимаем краткое изложение прочитанного на бумаге. Как же составляется конспект прочитанного? Да, очень просто, в состав конспекта должны входить три основных элемента: план, тезис и фактический материал. Давайте рассмотрим пример оформления конспекта:
Это совсем не значит, что мы не может отдельно составлять план и выписывать отдельно тезисы. Иногда есть необходимость только в составлении вопросов, которые затрагиваются в прочитанной нами книге. Только в данном случае составляется план. А иногда есть необходимость выделить мысли из прочитанной книги и для краткого оформления записи лучше использовать тезисы.
Под планом прочитанного мы понимаем перечень вопросов, которые затрагиваются в книге, статье или отрывке.
Под тезисом мы понимаем кратко сформулированную основную мысль прочитанного. Тезис не совсем просто обозначает мысль, а вскрывает ее содержание.
Давайте разберем пример. Для этого вместе составим тезис и пункт плана к следующему отрывку из 4 - ой лекции «Очерков по истории революционного движения в России в XIX и XX вв» Покровского.
Отрывок.
И вот, в то самое время, когда в деревне был мертвый штиль, в городе, наоборот, происходило движение. Об этом движении я вскользь уже упоминал, об этом движении много говорится даже в моем «сжатом очерке», но все-таки не могу не напомнить основных моментов этого движения. Я, рискуя пасть в ваших глазах, все-таки процитирую один документ в «сжатом очерке» приведенный, ибо вы, конечно, не знаете этого «сжатого очерка» наизусть, в документ чрезвычайно любопытный. Это — циркуляр министра внутренних дел, изданный в 1870 году по случаю забастовки в Питере на Невской бумагопрядильне. Здесь говорится: «Стачка рабочих на Невской бумагопрядильной фабрике, как явление совершенно новое, до сего времени совершенно не появляющееся в среде нашего рабочего населения, обратило на себя высочайшее внимание, и государю императору благоугодно было повелеть поручить гг. губернаторам, чтобы они имели самое строгое и неослабное наблюдение за фабрично-заводским населением». Вот этот факт, что стачка на Невской бумагопрядильне, которой не заметила тогдашняя наша народническая революционная литература, была замечена Александром П, который вовсе не был гениальным человеком, но, как вы видели из цитаты по поводу освобождения крестьян, был человеком элементарно-неглупым и разбиравшимся более или менее в основных явлениях, — этот факт чрезвычайно знаменателен.
Тезисы к этому отрывку: Все развивающееся стачечное движение семидесятых годов было своевременно замечено русским правительством и по своей близорукости своевременно не замечено тогдашней народнической революционной литературой.
Пункт плана к этому отрывку: Кто раньше заметил стачечное движение 70 - х годов (правительство или народники)?
Самые внимательные, конечно же заметили, что тезис скрывает основную мысль данного отрывка. Но при этом пункт плана показывает только, о чем говориться в этом отрывке.
Таким образом, можно повысить качество обучения при самостоятельном занятии. Данные рекомендации относится к случаю, когда в качестве источника берется один текст. В следующей статье рассмотрим что делать, когда используется множество источников.
Репетиторский центр На Пять Тюмень
План, тезисы и конспекты
Одной из важнейшей составляющей учебы являются книги. Прочитанный материал становится знанием или докладом для выступления. Для качественного освоения прочитанного материала в целях обучения или самообразования необходимо знать структуру прочитанного текста, то есть составить план, тезисы и конспект прочитанного.
Под конспектом прочитанного мы понимаем краткое изложение прочитанного на бумаге. Как же составляется конспект прочитанного? Да, очень просто, в состав конспекта должны входить три основных элемента: план, тезис и фактический материал.
Давайте рассмотрим пример оформления конспекта:
Это совсем не значит, что мы не может отдельно составлять план и выписывать отдельно тезисы. Иногда есть необходимость только в составлении вопросов, которые затрагиваются в прочитанной нами книге. Только в данном случае составляется план. А иногда есть необходимость выделить мысли из прочитанной книги и для краткого оформления записи лучше использовать тезисы.
Под планом прочитанного мы понимаем перечень вопросов, которые затрагиваются в книге, статье или отрывке.
Под тезисом мы понимаем кратко сформулированную основную мысль прочитанного. Тезис не совсем просто обозначает мысль, а вскрывает ее содержание.
Давайте разберем пример. Для этого вместе составим тезис и пункт плана к следующему отрывку из 4 - ой лекции «Очерков по истории революционного движения в России в XIX и XX вв» Покровского.
Отрывок.
И вот, в то самое время, когда в деревне был мертвый штиль, в городе, наоборот, происходило движение. Об этом движении я вскользь уже упоминал, об этом движении много говорится даже в моем «сжатом очерке», но все-таки не могу не напомнить основных моментов этого движения. Я, рискуя пасть в ваших глазах, все-таки процитирую один документ в «сжатом очерке» приведенный, ибо вы, конечно, не знаете этого «сжатого очерка» наизусть, в документ чрезвычайно любопытный. Это — циркуляр министра внутренних дел, изданный в 1870 году по случаю забастовки в Питере на Невской бумагопрядильне. Здесь говорится: «Стачка рабочих на Невской бумагопрядильной фабрике, как явление совершенно новое, до сего времени совершенно не появляющееся в среде нашего рабочего населения, обратило на себя высочайшее внимание, и государю императору благоугодно было повелеть поручить гг. губернаторам, чтобы они имели самое строгое и неослабное наблюдение за фабрично-заводским населением». Вот этот факт, что стачка на Невской бумагопрядильне, которой не заметила тогдашняя наша народническая революционная литература, была замечена Александром П, который вовсе не был гениальным человеком, но, как вы видели из цитаты по поводу освобождения крестьян, был человеком элементарно-неглупым и разбиравшимся более или менее в основных явлениях, — этот факт чрезвычайно знаменателен.
Тезисы к этому отрывку: Все развивающееся стачечное движение семидесятых годов было своевременно замечено русским правительством и по своей близорукости своевременно не замечено тогдашней народнической революционной литературой.
Пункт плана к этому отрывку: Кто раньше заметил стачечное движение 70 - х годов (правительство или народники)?
Самые внимательные, конечно же заметили, что тезис скрывает основную мысль данного отрывка. Но при этом пункт плана показывает только, о чем говориться в этом отрывке.
Таким образом, можно повысить качество обучения при самостоятельном занятии. Данные рекомендации относится к случаю, когда в качестве источника берется один текст. В следующей статье рассмотрим что делать, когда используется множество источников.