Керамика Востока — это сплав технологий, компиляций и мастерства высочайшего уровня. В конце XV века возник всемирно известный керамический промысел в Изнике, соревнующийся по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая. Самая старая керамика, находимая археологами в районе Изника, называется «милетская», названная так за сходство со стилем ионийской древнегреческой керамики. Это типичная сульджукская керамика, изготовленная из красных глин и расписанная ангобами и глазурями. Она просуществовала в таком виде до начала XV века, когда в Изнике потребовалось повторить китайский фарфор и в глину стали добавлять отбеливающие добавки. Изникские изразцы широко представлены в архитектуре Стамбула. Ими облицованы, по крайней мере, сорок мечетей, множество гробниц и библиотек, большинство дворцовых зданий, таких как дворец Рустема Паши, мечеть Соколлу Мехмета, гробница Селима II, Голубая мечеть Султанахмет, мечеть Айя-София и другие. К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам. Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками. Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль периода Сулеймана Великолепного, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты. Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках в Стамбуле (на площади у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями. С середины XVII века изникский промысел начал изживать себя, росписи стали беднее, а к началу XVIII века промысел фактически прекратил свое существование. Параллельно с Изником существовал второй керамический промысел в Кютахье, получивший свое основное развитие после угасания изникских предприятий в начале XVIII века. Промысел в Кютахье в основном повторял изобразительные мотивы Изника. Однако часть их керамики существенно отличалась. Производством керамики в Кютахья занимались христиане — армянские семьи потомственных гончаров. Поэтому на их керамике часто появляются изображения кириллических монограмм, армянской письменности и православных святых. Торгуя с Османских земель, расположенных на пути между Европой и Азией и имея в своем распоряжении целую торговую сеть армянских купцов, керамисты Кютахья в течение короткого времени получили известность по всей Евразии. Современное производство в Изнике применяет все перечисленные старинные стили, а также, трансформируя их, создает очень красивые керамические панно в современном стиле. Сейчас это вполне процветающая фабрика, производящая керамическую плитку и изразцы, имеющая прекрасную школу художников. Следует сказать, что восстановлением утраченных за почти 300 лет технологий занимался профессор Исил Акбайгил из Изникского образовательного фонда. В итоге в Изнике производят керамику по технологии XVI века, и она нисколько не уступает старинным образцам. #КерамикаИсториявГлине #музейосвоениясевера #губкинский #янао #керамика #ямальскаякерамика #история #творчество #мастеркласс #майолика #гончарноеискусство #глина
МБУ "Губкинский музей освоения Севера"
ТУРЕЦКАЯ КЕРАМИКА
Керамика Востока — это сплав технологий, компиляций и мастерства высочайшего уровня. В конце XV века возник всемирно известный керамический промысел в Изнике, соревнующийся по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая.
Самая старая керамика, находимая археологами в районе Изника, называется «милетская», названная так за сходство со стилем ионийской древнегреческой керамики. Это типичная сульджукская керамика, изготовленная из красных глин и расписанная ангобами и глазурями. Она просуществовала в таком виде до начала XV века, когда в Изнике потребовалось повторить китайский фарфор и в глину стали добавлять отбеливающие добавки.
Изникские изразцы широко представлены в архитектуре Стамбула. Ими облицованы, по крайней мере, сорок мечетей, множество гробниц и библиотек, большинство дворцовых зданий, таких как дворец Рустема Паши, мечеть Соколлу Мехмета, гробница Селима II, Голубая мечеть Султанахмет, мечеть Айя-София и другие.
К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам.
Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками.
Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль периода Сулеймана Великолепного, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты.
Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках в Стамбуле (на площади у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями.
С середины XVII века изникский промысел начал изживать себя, росписи стали беднее, а к началу XVIII века промысел фактически прекратил свое существование.
Параллельно с Изником существовал второй керамический промысел в Кютахье, получивший свое основное развитие после угасания изникских предприятий в начале XVIII века. Промысел в Кютахье в основном повторял изобразительные мотивы Изника. Однако часть их керамики существенно отличалась. Производством керамики в Кютахья занимались христиане — армянские семьи потомственных гончаров. Поэтому на их керамике часто появляются изображения кириллических монограмм, армянской письменности и православных святых.
Торгуя с Османских земель, расположенных на пути между Европой и Азией и имея в своем распоряжении целую торговую сеть армянских купцов, керамисты Кютахья в течение короткого времени получили известность по всей Евразии.
Современное производство в Изнике применяет все перечисленные старинные стили, а также, трансформируя их, создает очень красивые керамические панно в современном стиле. Сейчас это вполне процветающая фабрика, производящая керамическую плитку и изразцы, имеющая прекрасную школу художников.
Следует сказать, что восстановлением утраченных за почти 300 лет технологий занимался профессор Исил Акбайгил из Изникского образовательного фонда. В итоге в Изнике производят керамику по технологии XVI века, и она нисколько не уступает старинным образцам.
#КерамикаИсториявГлине #музейосвоениясевера #губкинский #янао #керамика #ямальскаякерамика #история #творчество #мастеркласс #майолика #гончарноеискусство #глина