Сегодня свой юбелейный 60-й день рождения празднует музыкант, вокалист, автор песен и звукорежиссёр Алексей Фёдорович Вишня.

Алексей Вишня родился 18 сентября 1964 в Ленинграде и уже в детстве был неплохо знаком с достижениями мировой рок и поп-музыки, поскольку его родители с конца 50-х до начала 60-х работали в Латинской Америке, откуда привезли обширную коллекцию пластинок, а позже поощряли увлечение сына музыкой, покупая ему аппаратуру. Он дебютировал на рубеже 80-х с школьной группе, которую организовал лёшин одноклассник Михаил Табунов, а позднее собрал собственную группу САНТИМЕНТАЛЬ, с которой в феврале 1982 вступил в Ленинградский Рок-клуб, однако, дальше репетиций на дому дело у них так и не пошло, и музыкальное развитие Алексея на время застопорились.
Между тем, ещё в двенадцать лет Вишня заинтересовался кино, вследствие чего записался на курсы киномехаников и фоторепортёров в Доме Техники и Профориентации (ДЮТ) Красногвардейского района, параллельно посещая кружок Акустики и Звукозаписи, преподавателем которого весной 1980 стал Андрей Тропилло, тут же начавший планомерно превращать кружок в настоящую студию. Он взял Вишню под своё покровительство и помог расширить его музыкальный кругозор: пригласил к Коле Васину, открывшему ему Вселенную THE BEATLES, познакомил с Володей Леви (ТАМБУРИН) и БГ (АКВАРИУМ), которые преподали молодому музыканту несколько уроков игры на гитаре, и позволял самостоятельно работать в студии.
Вишня ассистировал Тропилле с Гребенщиковым на записи альбома "45", где познакомился с группой КИНО. Когда летом 1983 оригинальный состав группы распался, он попытался организовать с Лёшей Рыбиным и первым барабанщиком КИНО Олегом Валинским новую группу, но она осталась только в проектах и в тексте интервью, которое Вишня дал корреспонденту журнала "Рокси", хотя в тот же период он соло вступил в Рок-клуб и залитовал текст своей песни "Песня, которой не будет конца".
Осенью того же 1983 Лёша Вишня, используя два бытовых магнитофона и любые подручные предметы, записал свой студийный дебют, подходяще названный им "Последним Альбомом". Оформленный художником и музыкантом Александром Сениным (позднее КОФЕ и ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА), альбом представлял собой набор изобретательных, остроумных и весёлых пародий на всех без исключения героев тогдашнего питерского андерграунда. В известном смысле, "Последний Альбом" предопределил вектор дальнейшей художественной эволюции Вишни: все его последующие авторские работы отличало демонстративное соединение лапидарно-танцевальных, синтезаторных мелодий с намеренно эпатирующими, провокационными текстами ("ты говно и я говно - будущего нет"), сатиры и стилизаций, откровенного диско и столь же откровенного панка, романтики и декларативно-циничной чувственности.
Альбом имел шумный успех в Питере и Москве, что побудило Вишню с головой окунуться в подпольный шоу-бизнес. В 1984 он устроил концерт АКВАРИУМА в институте им. Бонч-Бруевича, а также начал самостоятельно записывать всех знакомых музыкантов, используя для этого собственную квартиру на Охте, и назвав эту доморощенную студию "Jan Shiva" (или "Яншива Шела").
Хотя его первые попытки - записать лидера АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ Андрея "Свина" Панова и панк-джазовую певицу Людмилу "Терри" Колот - так и не были доведены до конца (в 1985, с добавлением к записанному трёх песен самого Вишни, они разошлись в магнитоиздате под названием "Tерри, Cherry, Свин"), а распространявшийся под лэйблом Яншива Шела альбом КИНО "46" был, скорее, демо-записью, чем продуктом осознанного студийного эксперимента, осенью 1984 свет увидел первая, по настоящему, интересная работа, спродюсированная непосредственно Вишней. Это был альбом группы КОФЕ "Балет", цикл изящных и интравертных неоромантических номеров, в то время мало кем оцененных по достоинству.
В первой половине 1985 Вишня записал два акустических альбома: "Третью Столицу" Александра Башлачёва и "Инородное тело" АКУСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ, студийного дуэта, в состав которого входили участники АКВАРИУМА Вячеслав Егоров и Всеволод Гаккель. Той же осенью он получил в своё распоряжение целую квартиру, где "Jan Shiva" развернулась на полную катушку. В этот период Вишней были записаны альбомы КИНО "Это не любовь" (1985), КОФЕ "Баланс" (1986), ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК "Смеется ОН - кто смеется последним?" (1986), АВИА "Жизнь и творчество композитора Зудова" (1986) и ТЕСТ "Не прощу" (1987). Кроме того, в 1986 он начал работу над ещё одним альбомом КИНО, фрагменты которого позднее появились в сборнике "Неизвестные песни Виктора Цоя", а также записал акустический дуэт Кости Кинчева (АЛИСА) и Юрия Наумова (ПРОХОДНОЙ ДВОР), до сих пор не изданный. Наездами он бывал в Москве и даже дал там пару концертов - причём, один вместе с лидером ЗВУКОВ МУ Петром Мамоновым.
Во второй половине 80-х Вишня регулярно появлялся на сцене в программах ПОП-МЕХАНИКИ Сергея Курёхина (и даже выступил в качестве звукорежиссёра одного из его альбомов ("Введение в Поп-механику" (1987)). В том же году началось его сотрудничество с группой МИФЫ: он не только спродюсировал два их альбома, "Мифология" (1987) и "Бей, колокол!" (1989), но и ездил с группой на гастроли, всегда добиваясь для них великолепного звучания. В связи с этим следует заметить, что во времена Рок-клуба Алексей не без оснований считался одним из лучших концертных звукорежиссёров!
В июле 1987, пользуясь оборудованием, которое ему на время предоставили МИФЫ и АВИА, Вишня записал свой второй полнометражный студийный альбом "Сердце" (в 1995 он был ограниченным тиражом выпущен на компакт-дисках компанией Hobbott ProLine). Помимо того, в начале следующего года Вишня записал "Непреступную забывчивость", совместный альбом с экс-лидером ДК Сергеем Жариковым, адресованный печально известному обществу "Память". Чуть позже он свёл материал будущего альбома КИНО "Группа Крови" (1988), мгновенно распространившийся по стране, а также закончил свою последнюю в 80-х продюсерскую работу, альбом "Кто здесь?" группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, созданной бывшими музыкантами КОФЕ.
В 1988, гастролируя с МИФАМИ по Сибири, Вишня, заменяя отсутствовавшего по каким-то причинам исполнителя, впервые вышел на сцену стадиона, спев только что сочинённую песню "Я - червяк" и сорвав бешеные аплодисменты. Успех подвигнул его продолжить сценическую карьеру, и на протяжение двух следующих лет он регулярно гастролировал по стране со своей получасовой программой, выступал на кинофестивале в Киеве и даже разогревал публику на концертах подростковых кумиров ЛАСКОВОГО МАЯ.
На вырученные от концертов деньги он записал на студии Дворца Молодёжи (где до 1987 сам работал звукорежиссёром) свой третий альбом "Танцы на битом стекле", в 1990 оперативно изданный ленинградской "Мелодией".
С приходом 90-х Вишня открыл для себя мир телевидения (а телевидение, в свою очередь, открыло его как идеального композитора background музыки и всевозможных рекламных джинглей). Он участвовал в программах "Музыкальный телефон" и "Телеэффект", работал для студии ТМ100 и снялся в целой серии запомнившихся зрителям клипов ("Ты не пришла", "Белеющий лист" и "Кто-то ждёт", режиссёр всех - Владимир Шевельков).
В 1992 Вишня (при участии звукорежиссёра Студии ЛДМ Александра Казбекова) записал альбом "Иллюзии", на котором сделал попытку сменить разухабистый имидж трудного подростка из новостроек на нечто более соответствуюцее его возрасту и положению. Звучание альбома было более плотным, ассоциируясь, скорее, с пост-панком начала 80-х. Помимо песен самого Вишни, в "Иллюзии" вошла его довольно любопытная интерпретация хита АКВАРИУМА "-30". Альбом был издан на пластинке (1993), но, по фатальному стечению обстоятельств, значительная часть тиража пластинки погибла.
К тому же периоду относится попытка Вишни вернуться на сцену: в середине 1993 он собрал группу, в которую вошли гитарист ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ Николай Забегалов, бывший клавишник группы ДЕТИ Игорь Рудик и барабанщик ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА Александр Сенин, однако, они успели сделать всего пару выступлений, а также снялись для одной из популярных в то время "Частных Вечеринок" на питерском телевидении. В то же время Вишня с переменным успехом сочинял музыку для популярных телевизионных артистов (его песня "За пивом", например, стала известна в исполнении кабаре-дуэта АКАДЕМИЯ).
С 1994 по 1996 Вишня сотрудничал с небезызвестным театром ЛЭМ. Плодами этого альянса стали для него неизданный саундтрек к спектаклю "Кровавый щелкунчик" (1996) и финансовый кризис, усугублённый общим экономическим упадком в стране и в неангажированной московскими телемагнатами части шоу-бизнеса. Та же ситуация повторилась с очередным альбомом Вишни "Сон моряка" (1998) - ни одна из компаний звукозаписи не рискнула издать его, клипы "Нам хана" и "Ветер" шли только на некоторых местных телеканалах, а информационно-музыкальная программа "Артефакт" не была принята ни 6-м каналом Питерского ТВ, ни только что появившимся на экранах MTV.
В довершение всего, 30 июля 1999 Вишня был сбит автомашиной и в тяжёлом состоянии очутился с больнице, откуда вышел только в середине осени. К сожалению, многие его работы (как авторские, так и в качестве продюсера) в то время оказались недоступны слушателям ни на легальных носителях, ни в самиздате.
Изменить эту ситуацию попыталась открывшаяся в Петербурге осенью 2001 компания ПетроДиск, которая подписала с Вишней долгосрочный контракт, а в конце осени издала на компакт-дисках альбомы "Танцы на битом стекле" и "Сон моряка" с оригинальным художественным оформлением и историческими экскурсами самого музыканта в историю создания записей. Кроме того, той же осенью Алёша Вишня начал работу над своим новым альбомом, однако, до 2005 ни одна из его новых работ не была издана, хотя в 2003 в Интернете большим успехом пользовался альбом Вишни "Политтехно".
Биография https://fishki.net/4706025-janshiva-shela.html Алексей Вишня начал заниматься музыкой с подачи известного продюсера Андрея Тропилло. Именно он дал Вишне азы звукорежиссуры и направил к нужным идеологам – коллекционеру и битломану Коле Васину и лидеру группы Аквариум Борису Гребенщикову.
Родители Алексея были разведчиками.
Уже в 16 лет молодой музыкант собрал собственную домашнюю студию Яншива-Шела (в названии скрыто имя звукорежиссёра): купил в кредит магнитофон, взял у Андрея Тропилло пульт и микрофон и сам сделал ревербератор.
Алексей Вишня начал писать песни под руководством гитариста группы Кино Алексея Рыбина.
В 1983 году в Москве состоялся первый «квартирник» Алексея Вишни.
Первой студийной работой звукорежиссёра стала совместная запись с Андреем «Свином» Пановым в 1984 году.
Алексей Вишня записал первый альбом Александра Башлачёва Третья Столица.
Именно Алексей Вишня распространил альбом «46» группы Кино (без согласия музыкантов). Эта пластинка является лишь демозаписью будущего Начальника Камчатки.
Алексей имеет отношение ещё к двум альбомам Кино: он записал Это не любовь и свёл Группу Крови.
Собственный многоканальный магнитофон появился у Алексея Вишни лишь в 2000 году.
В 1988 году Алексей принимал участие в музыкально-театральном коллективе Сергея Курёхина Поп-Механика.
Музыкант обладает редким мужским голосом, самым высоким по диапазону, — контртенором.
К 52-летию Виктора Цоя лейбл Moroz Records выпустил сингл Вишнёвое Кино, который состоит из трёх песен группы Кино: «Время есть, а денег нет», «Камчатка» и «Это не любовь», которые исполняет Алексей Вишня.
Сейчас Алексей продолжает записывать музыку в своей студии и пишет собственные песни. Также ведёт свой канал на Youtube.
Интервью https://www.timeout.ru/spb/feature/437711 Цитаты:
Забудут ровно всё и всех через 200 лет, так что о месте в истории можно особо не заботиться.
Герои никогда не принадлежат себе. Они принадлежат своей цели.
Любой концерт – это заряд энергии на несколько дней. Сидя за компьютером и ставя лайки, можно незаметно сползти под стол и истечь к чертям собачьим. Если не устраивать выходы, есть вероятность зарасти паутиной.
Хотелось бы, чтобы никто никуда не пропадал, как это происходит во всём мире, когда уж коли зашёл на сцену, так на ней и должен умереть.
Я просыпаюсь и радуюсь тому, что жив. Меня торкает солнечный свет, мне хочется петь от того, что я вижу вокруг.
Я горжусь тем, что успел сделать, и не так важно, насколько хорошо или плохо получилось, — эти песни могли бы остаться вообще незаписанными.
Когда мы таились, мы представляли какой-то интерес. Потом уже меньше. Неправильно, быть может, так говорить, но если вы хотите вернуть интерес к рок-музыке, то лучше её запретить.
В лучшие дни мой концерт стоил три тысячи рублей, деньги немаленькие, но потом я узнал, что, вообще-то, музыкантам за аналогичные выступления платят по двадцать тысяч. Столько я не мог стоить: я все-таки был слишком странным для телевизора. И мне надоела продажа себя — я ушел в рекламу, в область малых музыкальных форм.
Драйв, кураж музыкантов — это основа. Но юмор — без него вообще неинтересно. Раньше песни писали так, что нельзя послушать альбом без того, чтобы не улыбнуться, а потом все посерьезнели, насупились.
Если нет любви, то нет и песен.
Дискография https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишня,_Алексей_Фёдорович

Комментарии

Комментариев нет.