Роль пространственных представлений в развитии речи детей дошкольного возраста.
Часть II. 📌 Чтобы обеспечить гармоничное речевое и общее психическое развитие ребёнка, важно включать в занятия разнообразные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Например: ✅ 1.Задания с предметами: oПопросить ребёнка разместить предметы в определённом порядке: "Поставь кубик на кубик", "Положи мяч под стул", "Поставь машинку между двумя кубиками". oДать задание: "Положи карандаш справа от книги", "Поставь куклу перед собой", "Положи ложку за тарелку". ✅ 2.Игры с конструктором: oПостроить башню выше или ниже, чем у взрослого: "Построй башню, чтобы она была выше, чем моя". oРазместить детали слева или справа: "Поставь зелёный кубик слева от красного", "Положи синий кубик между жёлтым и красным". ✅ 3.Ориентировка в пространстве комнаты: oДать задание: "Иди к двери, обойди стол, сядь на стул справа от окна". oПопросить найти предмет: "Найди игрушку, которая лежит под столом", "Возьми книгу, которая стоит на верхней полке". ✅ 4.Работа с картинками: oПопросить описать расположение предметов на картинке: "Что находится справа от дерева?", "Кто сидит перед домом?". oДать задание: "Нарисуй кошку под столом", "Дорисуй мяч над диваном". ✅ 5.Игры на развитие слухового и зрительного внимания: o"Кто спрятался за шторой?" - ребёнок должен догадаться по описанию. o"Что изменилось?" - взрослый меняет расположение предметов, ребёнок должен назвать изменения: "Книга была на столе, а теперь под столом". ✅ 6.Дидактические игры: o"Путешествие по комнате": взрослый даёт инструкции, ребёнок выполняет: "Сделай три шага вперёд, поверни направо, дотронься до стены". o"Найди пару": ребёнок должен найти предметы, которые находятся в одинаковом положении (например, оба лежат под чем-то). ✅ 7.Работа с телом: oПопросить ребёнка показать на себе: "Положи руку на голову", "Поставь ногу за ногу", "Подними левую руку вверх". ✅ 8.Игры с движением: o"Пройди между двумя стульями", "Встань перед доской", "Сядь за столом". ✅ 9.Составление рассказов: oПредложить ребёнку придумать рассказ по картинке, используя пространственные предлоги: "Кот сидит под столом, а мышка — на столе". ✅ 10.Математические задания: oЗадания на сравнение: "Какой предмет находится ближе к тебе?", "Что дальше — мяч или кукла?". oИспользование понятий "первый", "последний", "середина": "Кто стоит первым в очереди?", "Кто в середине?". 🔷 Пространственные представления играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Их формирование способствует обогащению словарного запаса, развитию грамматических навыков, логического мышления и успешному усвоению новых знаний.
КГАУ "Камчатский центр для несовершеннолетних"
Роль пространственных представлений в развитии речи детей дошкольного возраста.
Часть II.
📌 Чтобы обеспечить гармоничное речевое и общее психическое развитие ребёнка, важно включать в занятия разнообразные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Например:
✅ 1.Задания с предметами:
oПопросить ребёнка разместить предметы в определённом порядке: "Поставь кубик на кубик", "Положи мяч под стул", "Поставь машинку между двумя кубиками".
oДать задание: "Положи карандаш справа от книги", "Поставь куклу перед собой", "Положи ложку за тарелку".
✅ 2.Игры с конструктором:
oПостроить башню выше или ниже, чем у взрослого: "Построй башню, чтобы она была выше, чем моя".
oРазместить детали слева или справа: "Поставь зелёный кубик слева от красного", "Положи синий кубик между жёлтым и красным".
✅ 3.Ориентировка в пространстве комнаты:
oДать задание: "Иди к двери, обойди стол, сядь на стул справа от окна".
oПопросить найти предмет: "Найди игрушку, которая лежит под столом", "Возьми книгу, которая стоит на верхней полке".
✅ 4.Работа с картинками:
oПопросить описать расположение предметов на картинке: "Что находится справа от дерева?", "Кто сидит перед домом?".
oДать задание: "Нарисуй кошку под столом", "Дорисуй мяч над диваном".
✅ 5.Игры на развитие слухового и зрительного внимания:
o"Кто спрятался за шторой?" - ребёнок должен догадаться по описанию.
o"Что изменилось?" - взрослый меняет расположение предметов, ребёнок должен назвать изменения: "Книга была на столе, а теперь под столом".
✅ 6.Дидактические игры:
o"Путешествие по комнате": взрослый даёт инструкции, ребёнок выполняет: "Сделай три шага вперёд, поверни направо, дотронься до стены".
o"Найди пару": ребёнок должен найти предметы, которые находятся в одинаковом положении (например, оба лежат под чем-то).
✅ 7.Работа с телом:
oПопросить ребёнка показать на себе: "Положи руку на голову", "Поставь ногу за ногу", "Подними левую руку вверх".
✅ 8.Игры с движением:
o"Пройди между двумя стульями", "Встань перед доской", "Сядь за столом".
✅ 9.Составление рассказов:
oПредложить ребёнку придумать рассказ по картинке, используя пространственные предлоги: "Кот сидит под столом, а мышка — на столе".
✅ 10.Математические задания:
oЗадания на сравнение: "Какой предмет находится ближе к тебе?", "Что дальше — мяч или кукла?".
oИспользование понятий "первый", "последний", "середина": "Кто стоит первым в очереди?", "Кто в середине?".
🔷 Пространственные представления играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Их формирование способствует обогащению словарного запаса, развитию грамматических навыков, логического мышления и успешному усвоению новых знаний.