ВСПОМИНАЯ БОЛЬШОГО МАСТЕРА ТУРКМЕНСКОГО ТЕАТРА И КИНО
Известный актёр и режиссер, оставивший неизгладимый след в отечественном театральном и киноискусстве ХХ века, Ата Аловов родился 23 февраля 1943 года в Бабадайханском этрапе. Еще в школе его талант к искусству выделялся среди сверстников. Помимо того, что он хорошо читал стихи, он также хорошо рисовал. Поэтому он поступает в ашхабадское художественное училище и мечтает в будущем стать известным живописцем.
В 1959 году он поступил в Московский высший театральный институт. В институте он стал заниматься у таких наставников, как Ольга Пыжова и Борис Бибиков. В свободное время смотрит спектакли в московских театрах и совершенствует свои знания в области исполнительского искусства.
В 1964 году Ата Аловов окончил институт и начал работать в бывшем Театре юного зрителя имени Амана Гулмаммедова вместе со своими однокурсниками Рахымом Дурдыевым, Гурбангозель Керимовой, Огулдурды Мамметгулыевой, Гелди Сейдиевым и другими. Еще будучи студентом, молодой артист, незабываемо сыгравший вверенных ему персонажей в спектаклях российских и зарубежных драматургов, таких как «Иркутская история» и «Отелло», поставленных в институте, раскрывает свой талант и на туркменской сцене. Спектакли, привлекшие внимание многих своим неповторимым смыслом и художественным совершенством, дали ему прекрасную возможность раскрыть таланты, и применить их на сцене.
Позднее А. Аловов перешел на работу в бывший Туркменский государственный академический театр имени Молланепеса. Как сам он говорил, что именно его наставник и режиссер Аман Гулмаммедов побудил работать в этом театре. А.Гулмаммедов присмотрелся к молодому артисту и понял, что в будущем он станет мастером сцены, и предложил ему работу в театре. В этом театре ему удается создать запоминающиеся образы в таких спектаклях, как «Кеймир Кёр», «Неркес», «Судьба», «Тридцатые годы», «В ночь затмение луны», «Любовь», «Прощай оружие», «Ромео-Джульетта», ставшие частью истории нашего национального театрального искусства.
В 1967 году кинорежиссер Алты Гарлыев приступил к съемкам художественного фильма о жизни и творчестве нашего мыслителя-поэта Махтумкули Фраги. В новом фильме А.Гарлыев доверяет молодому артисту Хоммат Муллюк образ главного героя Махтумкули Фраги. Хоммат Муллюк и Ата Аловов были друзьями. Поэтому он знакомит Ата Аловова с Алты Гарлыевым. Оказалось, что они оба из одного района. В своем новом фильме А.Гарлыев доверяет А. Аловову роль Овеза, возлюбленного Зубейды, сестры Махтумкули, с которой он прекрасно справляется.
В 1972 году Аман Гурбандурдыев, окончивший высшие режиссерские курсы в Москве, в качестве дипломной работы поставил трагедию «Ромео-Джульетта» английского драматурга Уильяма Шекспира. А. Гурбандурдыев как режиссер доверяет Лизе Гараевой и Ата Алову оживить образы главных героев этой пьесы. Спектакль, повествующий о вечной истории любви, приносит большой успех не только режиссеру, но и молодым артистам, сыгравшим главных героев. После показа в Москве в 1974 году этот спектакль был включен в международный журнал «Шекспириада» как удачная постановка У. Шекспира. Артистку Лизу Гараеву московские театральные критики называют «туркменской Джульеттой».
Желающих писать статьи и очерки в газеты и журналы о молодом актёре, создающем запоминающиеся образы в театре и кино, становится все больше. Но Ата Аловов отказывается встречаться с журналистами, театральными и кинокритиками. Однако, несмотря на это, статьи о нем появились в некоторых газетах и журналах того времени.
В начале 1970-х Ате Аловову снова посчастливилось поработать вместе с Алты Гарлыевым. В те годы А. Гарлыев приступил к съемкам художественного фильма «За рекой граница», повествующего о жизни пограничников. Он доверяет Ата Аловову сыграть главного героя этого фильма – Чары Мырадова. В то время Алты-ага, здоровье которого ухудшалось, сказал: «Ата джан, пусть будет от меня тебе на память, назовем главного героя Ата вместо Мырат». Этот фильм также был тепло встречен зрителями.
В середине 1970-х Ата Аловов поступил на московские высшие режиссерские курсы по совету наставника Амана Гулмаммедова. По окончании учебы в качестве дипломной работы ставит трагедию «Ричард III» английского драматурга У. Шекспира. Этот спектакль приносит большой успех молодому режиссеру Ата Аловову. Семь лет он был главным режиссером в бывшем Туркменском государственном академическом театре имени Молланепеса.
В 1986 году часть спектакля Ата Аловова по повести всемирно известного кыргызского писателя Чингиза Айтматова «Материнское поле» была представлена на международном театральном фестивале «Айтматов и театр», проходившем в столице Кыргызстана Бишкеке. В 1992 году А.Аловов со своей театральной постановкой участвовал в международном театральном фестивале, проходившем в Каире, столице Арабской Республики Египет.
Свой многогранный творческий путь А. Аловов продолжает в Туркменском государственном театре кукол и Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули. Он ставит на сцене кукольного театра несколько спектаклей по мотивам любимых детских сказок. В Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули он поставил такие музыкальные спектакли, как «Саятлы-Хемра», «Махтумкули», «Хюйрлукга-Хемра». В Государственном русском драматическом театре имени А. С. Пушкина зрители тепло встретили спектакль «Перенли» по повести «Вспоминание пленника из Франции» известного писателя Атаджана Тагана.
А. Аловов также пробует себя в качестве кинорежиссера. В 1992 году по мотивам рассказа писателя Касыма Нурбадова снял художественный фильм «Неоконченная песня» на литературной основе легенды о происхождении одной из любимых народных мелодий «Дилими гырк». Этот художественный фильм занял достойное место в его многогранном творчестве и принес ему большую известность как кинорежиссеру.
Помимо основной работы, Ата Аловов обучал студентов актерскому мастерству в бывшем Туркменском государственном педагогическом художественном институте, ныне Туркменском государственном институте культуры. В свободное время усердно занимался живописью.
В разные годы Ата Аловов был удостоен званий «Заслуженный артист Туркменистана» и «Народный артист Туркменистана». В 1996 году Ата Аловов стал лауреатом Международной премии Туркменистана имени Махтумкули за исполнение роли Гурбанмырат Ишана в спектакле «Гала».
В этом году артисту и режиссеру Ата Аловову, посвятившему всю свою жизнь развитию нашего национального театрального искусства и воспитанию в этой области подрастающего поколения, исполнилось бы 80 лет.
SalamNews-Turkmenistan
ВСПОМИНАЯ БОЛЬШОГО МАСТЕРА ТУРКМЕНСКОГО ТЕАТРА И КИНО
В 1959 году он поступил в Московский высший театральный институт. В институте он стал заниматься у таких наставников, как Ольга Пыжова и Борис Бибиков. В свободное время смотрит спектакли в московских театрах и совершенствует свои знания в области исполнительского искусства.
В 1964 году Ата Аловов окончил институт и начал работать в бывшем Театре юного зрителя имени Амана Гулмаммедова вместе со своими однокурсниками Рахымом Дурдыевым, Гурбангозель Керимовой, Огулдурды Мамметгулыевой, Гелди Сейдиевым и другими. Еще будучи студентом, молодой артист, незабываемо сыгравший вверенных ему персонажей в спектаклях российских и зарубежных драматургов, таких как «Иркутская история» и «Отелло», поставленных в институте, раскрывает свой талант и на туркменской сцене. Спектакли, привлекшие внимание многих своим неповторимым смыслом и художественным совершенством, дали ему прекрасную возможность раскрыть таланты, и применить их на сцене.
Позднее А. Аловов перешел на работу в бывший Туркменский государственный академический театр имени Молланепеса. Как сам он говорил, что именно его наставник и режиссер Аман Гулмаммедов побудил работать в этом театре. А.Гулмаммедов присмотрелся к молодому артисту и понял, что в будущем он станет мастером сцены, и предложил ему работу в театре. В этом театре ему удается создать запоминающиеся образы в таких спектаклях, как «Кеймир Кёр», «Неркес», «Судьба», «Тридцатые годы», «В ночь затмение луны», «Любовь», «Прощай оружие», «Ромео-Джульетта», ставшие частью истории нашего национального театрального искусства.
В 1967 году кинорежиссер Алты Гарлыев приступил к съемкам художественного фильма о жизни и творчестве нашего мыслителя-поэта Махтумкули Фраги. В новом фильме А.Гарлыев доверяет молодому артисту Хоммат Муллюк образ главного героя Махтумкули Фраги. Хоммат Муллюк и Ата Аловов были друзьями. Поэтому он знакомит Ата Аловова с Алты Гарлыевым. Оказалось, что они оба из одного района. В своем новом фильме А.Гарлыев доверяет А. Аловову роль Овеза, возлюбленного Зубейды, сестры Махтумкули, с которой он прекрасно справляется.
В 1972 году Аман Гурбандурдыев, окончивший высшие режиссерские курсы в Москве, в качестве дипломной работы поставил трагедию «Ромео-Джульетта» английского драматурга Уильяма Шекспира. А. Гурбандурдыев как режиссер доверяет Лизе Гараевой и Ата Алову оживить образы главных героев этой пьесы. Спектакль, повествующий о вечной истории любви, приносит большой успех не только режиссеру, но и молодым артистам, сыгравшим главных героев. После показа в Москве в 1974 году этот спектакль был включен в международный журнал «Шекспириада» как удачная постановка У. Шекспира. Артистку Лизу Гараеву московские театральные критики называют «туркменской Джульеттой».
Желающих писать статьи и очерки в газеты и журналы о молодом актёре, создающем запоминающиеся образы в театре и кино, становится все больше. Но Ата Аловов отказывается встречаться с журналистами, театральными и кинокритиками. Однако, несмотря на это, статьи о нем появились в некоторых газетах и журналах того времени.
В начале 1970-х Ате Аловову снова посчастливилось поработать вместе с Алты Гарлыевым. В те годы А. Гарлыев приступил к съемкам художественного фильма «За рекой граница», повествующего о жизни пограничников. Он доверяет Ата Аловову сыграть главного героя этого фильма – Чары Мырадова. В то время Алты-ага, здоровье которого ухудшалось, сказал: «Ата джан, пусть будет от меня тебе на память, назовем главного героя Ата вместо Мырат». Этот фильм также был тепло встречен зрителями.
В середине 1970-х Ата Аловов поступил на московские высшие режиссерские курсы по совету наставника Амана Гулмаммедова. По окончании учебы в качестве дипломной работы ставит трагедию «Ричард III» английского драматурга У. Шекспира. Этот спектакль приносит большой успех молодому режиссеру Ата Аловову. Семь лет он был главным режиссером в бывшем Туркменском государственном академическом театре имени Молланепеса.
В 1986 году часть спектакля Ата Аловова по повести всемирно известного кыргызского писателя Чингиза Айтматова «Материнское поле» была представлена на международном театральном фестивале «Айтматов и театр», проходившем в столице Кыргызстана Бишкеке. В 1992 году А.Аловов со своей театральной постановкой участвовал в международном театральном фестивале, проходившем в Каире, столице Арабской Республики Египет.
Свой многогранный творческий путь А. Аловов продолжает в Туркменском государственном театре кукол и Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули. Он ставит на сцене кукольного театра несколько спектаклей по мотивам любимых детских сказок. В Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули он поставил такие музыкальные спектакли, как «Саятлы-Хемра», «Махтумкули», «Хюйрлукга-Хемра». В Государственном русском драматическом театре имени А. С. Пушкина зрители тепло встретили спектакль «Перенли» по повести «Вспоминание пленника из Франции» известного писателя Атаджана Тагана.
А. Аловов также пробует себя в качестве кинорежиссера. В 1992 году по мотивам рассказа писателя Касыма Нурбадова снял художественный фильм «Неоконченная песня» на литературной основе легенды о происхождении одной из любимых народных мелодий «Дилими гырк». Этот художественный фильм занял достойное место в его многогранном творчестве и принес ему большую известность как кинорежиссеру.
Помимо основной работы, Ата Аловов обучал студентов актерскому мастерству в бывшем Туркменском государственном педагогическом художественном институте, ныне Туркменском государственном институте культуры. В свободное время усердно занимался живописью.
В разные годы Ата Аловов был удостоен званий «Заслуженный артист Туркменистана» и «Народный артист Туркменистана». В 1996 году Ата Аловов стал лауреатом Международной премии Туркменистана имени Махтумкули за исполнение роли Гурбанмырат Ишана в спектакле «Гала».
В этом году артисту и режиссеру Ата Аловову, посвятившему всю свою жизнь развитию нашего национального театрального искусства и воспитанию в этой области подрастающего поколения, исполнилось бы 80 лет.