Самые интересные и необычные модернистские постройки Москвы: жемчужины советской архитектуры
Москва является одним из самых посещаемых туристами городов России: люди со всей страны и даже со всего мира приезжают посмотреть на местные архитектурные и исторические достопримечательности. Однако существует такой архитектурный стиль (или правильнее сказать - такая эпоха в истории столицы), который совершенно не пользуются популярностью как у туристов, так и у самих москвичей.
Я говорю о советском модернизме. Удивительно, но постройки, возведённые в промежуток между 1955 и 1990 годами почти никогда не интересуют исследователей Москвы. Все обращают внимание на старинные московские храмы, на прекрасные доходные дома времён эклектики и модерна, да и советские стили вроде конструктивизма или сталинского ампира тоже постепенно становятся одной из визитных карточек столицы. Однако более поздний этап развития русской архитектуры - модернизм, до сих пор вызывает стойкую неприязнь у большей части жителей нашей страны.
Объяснить это можно тем, что люди пресытились серыми и обыденными панельками, заполонившими нашу страну во второй половине 20 века. А потому и другие архитектурные творения тех лет вызывают у людей неприятные ассоциации. Да и полное отсутствие так называемых "архитектурных излишеств" тоже играет здесь определённую роль: не все могут по достоинству оценить здание, фасад которого не украшен лепниной или скульптурами.
Сегодня я на отдельных примерах постараюсь доказать вам, что советский модернизм интересен как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории нашей страны. Мы с вами рассмотрим 8 зданий, построенных в промежутке между 1961 и 1990 годами: каждое из них по своему интересно и уникально, просто к ним нужно найти отдельный подход, и я надеюсь, что в этой статье у меня получилось это сделать.
Дом аспиранта и стажёра МГУ
Дата постройки: 1961-1971 Адрес: Улица Шверника, 19
Начать я хочу с постройки, которая удивит вас не своим внешним видом, а историей, которая, в каком то смысле, отражает всю историю Советского Союза - просто в миниатюре.
Изначально это здание замышлялось как самый передовой жилой дом СССР. Дом аспиранта и стажёра МГУ проектировался с опорой на пожелания будущих жильцов, а в самом здании планировалось создать ряд удивительных для своего времени нововведений: просторные квартиры с встроенной в стены мебелью (для экономии свободного пространства), вместо кухонь здесь должны были появиться встроенные ниши с электроплитами, а на каждом этаже (!) планировалось организовать столовые-гостиные. Более того, даже крыши дома должны были стать эксплуатируемыми: на них жильцы могли бы отдыхать, дышать свежим воздухом и наслаждаться теплотой солнечных лучей.
Другими словами, дом аспиранта и стажёра МГУ должен был стать чем-то вроде дома-коммуны образца 1930-х годов, но с куда более высоким уровнем жизни (то есть, для строительства этого здания планировалось использовать идеалы как советских архитекторов-конструктивистов, так и французского зодчего Ле Корбюзье - отца мирового модернизма).
Но разумеется эти светлые идеи не были воплощены: большая часть замыслов осталась на бумаге, а дом в итоге превратили из идеального жилья из светлого коммунистического будущего в обычное общежитие для студентов МГУ.
Как мне кажется, сам факт того, что из прекрасной и светлой идеи, которая должна была сделать жизнь обычных людей комфортной, получилось построить лишь серую и довольно унылую "панельку" - очень символичен!
Здание ТАСС
Дата постройки: 1970-1977 Адрес: Леонтьевский переулок 1/2, метро "Арбатская"
Здание ТАСС - одна из самых любимых построек в стиле модернизм не только в Москве, но и в России в целом лично для меня. Причём это здание - прекрасный образец того, как вмешательство в первоначальный проект может сделать внешний вид здания лучше, чем планировалось изначально.
Дело в том, что по первоначальному проекту здание ТАСС должно было стать более чем в два раза выше итогового варианта (25 этажей вместо 9 итоговых). Но грандиозный замысел архитектора Егерева был урезан вышестоящими органами. Вы удивитесь, но это было сделано с целью не нарушать архитектурный ансамбль центра Москвы! И это после всего того, что было сделано с исторической застройкой Москвы в советское время!
Именно в тот момент в Москве наконец-таки осознали, что продолжать портить исторический облик города недопустимо, и это стало очень хорошим для Москвы шагом! Впрочем, как и для здания ТАСС.
Да и в целом, как мне кажется, квадратная форма этому зданию подходит куда больше, чем форма прямоугольного небоскрёба, так как здание своим внешним видом отсылает нас к телевизору (в основном из-за своих окошек-экранов), так что форма коробки является тут наиболее подходящей.
Про окна дома ТАСС хочется рассказать отдельно. По изначальному замыслу, форма окон должна была отсылать нас к "Окнам сатиры РОСТА" - агитационным плакатам 1920х годов, выполненными в виде современных комиксов. Но по итогу в народе форму окон здания ТАСС прозвали "экранами телевизоров", что особенно символично для здания телеграфного агентства Советского Союза (хоть они и не были связаны с телевиденьем, но делали общее дело - информировали население).
Ещё один гениальный приём, связанный с этими окнами, заключается в том, что из-за них здание визуально выглядит четырёхэтажным, однако же в реальности в каждом "окне" расположено по два этажа. Очень удачный ход, с его помощью здание воспринимается ещё менее высоким.
Гостиница "Космос"
Дата постройки: 1975-1979 Адрес: Проспект Мира 150, метро "ВДНХ"
Гостиница "Космос" - одна из самых современных для своего времени построек Советского Союза в сфере обслуживания. И это не удивительно - здание проектировали совместно советские и французские архитекторы (второй и последний случай совместного с европейскими зодчими архитектурного проекта в СССР).
Внешне гостиница прекрасна - на мой взгляд, "Космос" является одним из самых красивых зданий в Москве в целом, и тем более одним из лучших в стиле модернизм (хотя модернизм тут очень тесно пересекается с европейским "хай-теком", которого в Советском Союзе до этого практически не было).
Футуристичное название гостиницы отражено и в её внешнем облике: здание выглядит как некий объект из будущего даже сейчас, что уж говорить про советские времена, когда одновременно с типовыми панельками в Москве возводилась ТАКАЯ гостиница.
Хотя по своей общей композиции (гостиница "Космос" на плане имеет подковообразную форму) здание не так уж и современно: подобная форма была популярна и у зданий сталинских времён, и даже у барочных и ампирных сооружений 19 века. Так что в этом плане архитекторы не стали уходить в далекий "хай-тек"и проявили немного консерватизма.
Кстати космическая тематика гостиницы была взята не с пустого места: дело в том, что "Космос" находится прямо напротив музея космонавтики, который в свою очередь венчает монумент Покорителям космоса. Да и на самом ВДНХ, расположенном поблизости, тема космоса продолжается, так что весь этот квартал буквально пронизан темой покорения космоса, и гостиница не стала исключением!
Кстати, гостиница Космос успела стать местом действия одного известного русского фильма современности: дело в том, что у многих людей, не особо знакомых с Москвой, этот дом может ассоциироваться со сценой из фильма "Дневной дозор", в котором персонаж в исполнении Жанны Фриске едет на машине по закругленному фасаду гостиницы - довольно запоминающийся момент!
Детский музыкальный театр Наталии Сац
Дата постройки: 1967-1979 Адрес: Проспект Вернадского 5
Театр имени Наталии Сац можно назвать настоящим музеем советской скульптуры: весь фасад здания, а также окружающая его территория буквально усеяны разного рода памятниками - есть здесь и барельефы, и горельефы, и отдельные скульптурные композиции. Этим здание музыкального театра уникально, но за это же его и принято критиковать!
Но давайте сначала всё же уделим внимание самой архитектуре здания. А архитектура здесь, мягко говоря, не для всех - откровенный брутализм с нарочито грубыми и геометризованными формами. И, пожалуй, это здание смотрелось бы слишком строгим и мрачным, если бы не скульптуры вокруг него!
Хотя скульптуры появились на этом здании уже во время строительства, некоторые дополнения были установлены и после введения здания в эксплуатацию: так, у главного входа в здание в 1998 году появилась скульптура, на которой изображена сама Наталия Сац - в окружении двух детей в образах волка и красной шапочки из одноименной сказки братьев Гримм.
Причём над этой скульптурой работал всё тот же архитектор Великанов, построивший за 20 лет до этого само здание театра - вот так мастер дополнял своё творение спустя годы после строительства!
Впрочем, стоит признать, что со скульптурой в декоре театра Наталии Сац действительно переборщили: местами её настолько много, что она перебивает облик самого здания! Да и в целом смотрится она нарочито: как будто авторы пытались впихнуть по скульптуре в каждый свободный угол здания.
Тематика всех скульптур связана либо с детскими произведениями, либо со сказками: исследовать все памятники и барельефы можно на протяжении очень долгого времени, и всё равно вы наверняка что-то пропустите - скульпторы здесь постарались на славу! И если ценителям архитектуры такое обилие малых архитектурных форм не очень нравится, то целевой аудитории театра - детям, эти скульптуры пришлись по душе: юные зрители проникаются атмосферой театра даже не на входе в здание, а ещё и рядом с ним, где их уже встречают дружелюбные скульптуры!
Гостиничный комплекс "Измайлово"
Дата постройки: 1974-1980 Адрес: Измайловское шоссе, 71, метро "Партизанская"
1980 год стал знаковым для Москвы, ведь в столице проводили олимпиаду - первую в истории СССР! Подготовка к этому событию была грандиозная - в столице было построено множество объектов: как спортивных, так и туристических. Многие из этих построек побили рекорды (например, концертный зал "Олимпийский" являлся самым крупным крытым стадионом в Европе с момента постройки и до 2017 года). Об одном из таких вот рекордсменов я и хочу вам рассказать.
Гостиничный комплекс в Измайлово является самым крупным по вместительности в России (с 1980 года этот рекорд так и не был побит) и занимает пятое место по вместительности среди всех отелей мира! Одновременно корпуса гостиницы "Измайлово" могут принимать до 10 000 гостей!
И тут Вы можете задать вполне резонный вопрос - почему для такой большой гостиницы выбрали столь неподходящее место (почти на окраине)? А всё дело в том, что раньше в этом районе планировалось строительство самого большого в стране стадиона, который должен был носить имя Сталина (этот проект появился ещё до войны, и никакого отношения к олимпиаде он не имел). Однако, из-за Великой Отечественной войны стадион так и не успели достроить. Зато успели возвести станцию метро "Партизанская", да ещё и сделать её трехпутной - тремя путями хотели решить проблему повышенного пассажиропотока в дни матчей - от стадиона пускали бы сразу три поезда, дабы развести зрителей по домам без лишних заторов.
Третий, центральный путь существует на Партизанской и в наши дни. С его помощью поезда уходят в депо
В итоге стадион всё же достроили, но его вместимость урезали в 12 раз: со 120 000 до всего лишь 10 000 человек. Таким образом, станция "Партизанская" осталась стоять ненужной почти что в пустом поле. А спустя 30 лет градостроители таки нашли способ исправить эту проблему - решили построить здесь гостиничный комплекс, проблема транспортной доступности которого была решена ещё задолго до его возведения!
Что касается самой архитектуры зданий, то тут всё просто: строгие и лаконичные прямоугольники с мощным бетонным стилобатом на несколько этажей. Ничего особенного - простые и удобные для использования гостиницы, пользующиеся популярностью у туристов по сей день.
Музей АЗЛК
Дата постройки: 1975-1980 Архитектор: Регентов Адрес: Шоссейная улица 42, метро "Текстильщики"
Удивительно, но есть в Москве и своя летающая тарелка: явление довольно редкое не только для России, но и для всего мира в целом. Обычно в форме инопланетного летающего аппарата строят различные аттракционы либо тематические музеи или рестораны, однако московская тарелка не имеет ни малейшего отношения к пришельцам: просто проектировщики решили, что необычная форма сможет привлечь к зданию музея больше внимания со стороны туристов. Ну а кто не захочет заглянуть внутрь летающей тарелки и посмотреть - что там творится?
Вот только музей, размещённый внутри тарелки, совсем не относился к космической тематике - внутри оригинального сооружения скрывался выставочный зал автоваза! Да, это даже звучит как шутка, но действительно - в настолько футуристичном здании размещался музей русского автопрома: внутри летающей тарелки по кругу были расставлены различные модели автомобилей, произведённых здесь же, в Текстильщиках - на заводе АЗЛК (родительский дом автомобиля Москвич)!
Так музей АЗЛК выглядел в первые годы после открытия. Фото взято с сайта pastvu.com
Но, увы, российский автопром не прошёл проверку временем, а потому в 2006 году АЗЛК разорился. Музей, соответственно, тоже закрыли, так что летающая тарелка лишилась своего изначального назначения.
К сожалению, за две недели до выхода этой статьи "летающую тарелку" АЗЛК и вовсе снесли: свои фото я сделал ещё летом 2020 года, но тогда я и подумать не мог, что вижу это здание в последний раз. Что ж, это ещё одно доказательство того, что в наше время архитектура советского модернизма (даже самая оригинальная и необычная) совсем не ценится.
Дом-корабль на Тульской
Дата постройки: 1972-1982 Адрес: Улица Большая Тульская, 2
Что ж, если вы дочитали мою статью до этого места, то я могу полагать, что к моей защите знаменитого "танкера" на Тульской вы отнесетесь с пониманием (а ведь это здание очень сильно не любят москвичи).
На самом деле, критика дома на Тульской для меня не удивительна - в России очень не любят брутализм. Я думаю, это связано с тем, что брутализм - мрачный стиль, представленный голыми бетонными стенами и массивными формами зданий, тогда как люди в России и так испытывают перенасыщение от серой и мрачной архитектуры - большая часть городов нашей страны застроена невзрачными серийными панельными домами. Но я всё же постараюсь доказать вам, что и брутализм бывает очень интересным и порой заслуживает вашего внимания!
Нет смысла спорить - здание действительно очень мрачное и давящее, но таким его и задумывал архитектор. В данном случае - это не отрицательная черта постройки, а скорее даже её преимущество: своим внешним видом дом на Тульской привлекает к себе внимание, так что глаз зрителя неизбежно за него цепляется, а само здание надолго запоминается любому, кто видел его хоть раз.
Причём внешность дома-корабля ничуть не обманчива - он действительно монолитный и очень крепкий: дом возводили по заказу Министерства средней промышленности (завуалированное название министерства, отвечавшего за атомную энергетику СССР), а потому строили его не жалея средств. Ходят слухи, что дом-корабль возводили настолько крепким, что он сможет выстоять даже в случае ядерной войны!
Любопытны и некоторые планировочные решения: так, верхняя часть здания визуально сильно отличается от нижней - последние этажи здания выступают за общий объём фасада. Вот этими выступами-балконами и подчеркнута самая необычная часть здания, в которой располагаются двухэтажные четырёхкомнатные квартиры. Задумывались они как жильё повышенного комфорта, так что "рубка" дома-корабля может считаться практически элитным жильём.
А под выступами в верхней части здания находится технический этаж - в нём отсутствуют даже окна, из-за чего создаётся очень яркий и интересный контраст (балконы-выступы и глухое углубление под ними).
В общем, жилой дом на Тульской улице интересен по всем параметрам - и если даже вам не нравится его внешний вид, то не признать его одной из самых необычных и любопытных жилых построек Москвы было бы просто несправедливо.
Здание президиума РАН
Дата постройки: 1973-1990 Адрес: Ленинский проспект, 32А
Одной из последних построек Москвы в стиле советского модернизма стал знаменитый "Дом с мозгами" на Воробьёвых горах: один из самых масштабных и известных долгостроев страны, в проектировании которого принимали участие не только ведущие архитекторы, но и академики науки!
Здание президиума наук являет собой гремучую смесь модернизма и постмодернизма: его основной объём вполне модернистский - белые лаконичные стены, строгая геометрия форм. Однако его декоративное убранство свидетельствует об обратном - не просто же так это здание прозвали в народе "золотыми мозгами"!
А всё дело в завершении здания, придуманным лично президентом академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Такая странная верхушка должна была символизировать научные достижения страны (шестеренки, кубы, напоминающие молекулярную структуру - типичные символы), а цвет конструкции, в свою очередь, отсылал нас к золотым куполам столицы (звучит немного натянуто, но такова официальная версия).
Помимо золотых мозгов у здания РАН есть ещё и характерные часы, выполненные в похожей стилистике
Однако такое декоративное завершение можно объяснить и с технической точки зрения: в "золотых мозгах" замаскированы технические системы, обеспечивающие функционирование здания.
Но помимо выразительного силуэта и яркой "верхушки" здание президиума РАН отличается также своим чётким геометризированным силуэтом: его корпуса словно слеплены из разных фигур, но не хаотично - у здания идеально выдержаны пропорции и симметрия, что придаёт ему статности. Такая лаконичность немного диссонирует с его ярким и вычурным завершением (теми самыми "золотыми мозгами").
Впрочем, "золота" этому зданию хватает и без этого: все детали на фасаде облицованы позолотой, и даже оконные проёмы блестят на солнце из-за своего покрытия золотистого цвета!
Но вообще у здания РАН очень много различных деталей: от уличных фонарей во дворе дома до световых окон, смотрящихся постмодернистскими наростами на теле этого вполне себе модернистского здания - такова была архитектура предперестроечного СССР!
Ну а на этом я предлагаю заканчивать мой и без того затянувшийся рассказ. Сегодня я постарался рассказать вам о самых интересных модернистских постройках Москвы, и я очень надеюсь, что мой рассказ был вам интересен.
Индустриальный турист
Самые интересные и необычные модернистские постройки Москвы: жемчужины советской архитектуры
Москва является одним из самых посещаемых туристами городов России: люди со всей страны и даже со всего мира приезжают посмотреть на местные архитектурные и исторические достопримечательности. Однако существует такой архитектурный стиль (или правильнее сказать - такая эпоха в истории столицы), который совершенно не пользуются популярностью как у туристов, так и у самих москвичей.Я говорю о советском модернизме. Удивительно, но постройки, возведённые в промежуток между 1955 и 1990 годами почти никогда не интересуют исследователей Москвы. Все обращают внимание на старинные московские храмы, на прекрасные доходные дома времён эклектики и модерна, да и советские стили вроде конструктивизма или сталинского ампира тоже постепенно становятся одной из визитных карточек столицы. Однако более поздний этап развития русской архитектуры - модернизм, до сих пор вызывает стойкую неприязнь у большей части жителей нашей страны.
Объяснить это можно тем, что люди пресытились серыми и обыденными панельками, заполонившими нашу страну во второй половине 20 века. А потому и другие архитектурные творения тех лет вызывают у людей неприятные ассоциации. Да и полное отсутствие так называемых "архитектурных излишеств" тоже играет здесь определённую роль: не все могут по достоинству оценить здание, фасад которого не украшен лепниной или скульптурами.
Сегодня я на отдельных примерах постараюсь доказать вам, что советский модернизм интересен как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории нашей страны. Мы с вами рассмотрим 8 зданий, построенных в промежутке между 1961 и 1990 годами: каждое из них по своему интересно и уникально, просто к ним нужно найти отдельный подход, и я надеюсь, что в этой статье у меня получилось это сделать.
Дом аспиранта и стажёра МГУ
Дата постройки: 1961-1971
Адрес: Улица Шверника, 19
Начать я хочу с постройки, которая удивит вас не своим внешним видом, а историей, которая, в каком то смысле, отражает всю историю Советского Союза - просто в миниатюре.
Здание ТАСС
Дата постройки: 1970-1977
Адрес: Леонтьевский переулок 1/2, метро "Арбатская"
Здание ТАСС - одна из самых любимых построек в стиле модернизм не только в Москве, но и в России в целом лично для меня. Причём это здание - прекрасный образец того, как вмешательство в первоначальный проект может сделать внешний вид здания лучше, чем планировалось изначально.
Да и в целом, как мне кажется, квадратная форма этому зданию подходит куда больше, чем форма прямоугольного небоскрёба, так как здание своим внешним видом отсылает нас к телевизору (в основном из-за своих окошек-экранов), так что форма коробки является тут наиболее подходящей.
Гостиница "Космос"
Дата постройки: 1975-1979
Адрес: Проспект Мира 150, метро "ВДНХ"
Гостиница "Космос" - одна из самых современных для своего времени построек Советского Союза в сфере обслуживания. И это не удивительно - здание проектировали совместно советские и французские архитекторы (второй и последний случай совместного с европейскими зодчими архитектурного проекта в СССР).
Хотя по своей общей композиции (гостиница "Космос" на плане имеет подковообразную форму) здание не так уж и современно: подобная форма была популярна и у зданий сталинских времён, и даже у барочных и ампирных сооружений 19 века. Так что в этом плане архитекторы не стали уходить в далекий "хай-тек"и проявили немного консерватизма.
Детский музыкальный театр Наталии Сац
Дата постройки: 1967-1979
Адрес: Проспект Вернадского 5
Театр имени Наталии Сац можно назвать настоящим музеем советской скульптуры: весь фасад здания, а также окружающая его территория буквально усеяны разного рода памятниками - есть здесь и барельефы, и горельефы, и отдельные скульптурные композиции. Этим здание музыкального театра уникально, но за это же его и принято критиковать!
Дата постройки: 1974-1980
Адрес: Измайловское шоссе, 71, метро "Партизанская"
1980 год стал знаковым для Москвы, ведь в столице проводили олимпиаду - первую в истории СССР! Подготовка к этому событию была грандиозная - в столице было построено множество объектов: как спортивных, так и туристических. Многие из этих построек побили рекорды (например, концертный зал "Олимпийский" являлся самым крупным крытым стадионом в Европе с момента постройки и до 2017 года). Об одном из таких вот рекордсменов я и хочу вам рассказать.
10 000 гостей!
Дата постройки: 1975-1980
Архитектор: Регентов
Адрес: Шоссейная улица 42, метро "Текстильщики"
Удивительно, но есть в Москве и своя летающая тарелка: явление довольно редкое не только для России, но и для всего мира в целом. Обычно в форме инопланетного летающего аппарата строят различные аттракционы либо тематические музеи или рестораны, однако московская тарелка не имеет ни малейшего отношения к пришельцам: просто проектировщики решили, что необычная форма сможет привлечь к зданию музея больше внимания со стороны туристов. Ну а кто не захочет заглянуть внутрь летающей тарелки и посмотреть - что там творится?
Дата постройки: 1972-1982
Адрес: Улица Большая Тульская, 2
Что ж, если вы дочитали мою статью до этого места, то я могу полагать, что к моей защите знаменитого "танкера" на Тульской вы отнесетесь с пониманием (а ведь это здание очень сильно не любят москвичи).
А под выступами в верхней части здания находится технический этаж - в нём отсутствуют даже окна, из-за чего создаётся очень яркий и интересный контраст (балконы-выступы и глухое углубление под ними).
Здание президиума РАН
Дата постройки: 1973-1990
Адрес: Ленинский проспект, 32А
Одной из последних построек Москвы в стиле советского модернизма стал знаменитый "Дом с мозгами" на Воробьёвых горах: один из самых масштабных и известных долгостроев страны, в проектировании которого принимали участие не только ведущие архитекторы, но и академики науки!
К теме модернизма я вернусь ещё не раз: однажды я уже рассуждал об этом архитектурном стиле на примере города Владимира, а в будущем планирую создать отдельную публикацию о модернизме моего родного города - Петербурга!
Спасибо за внимание и до скорых встреч!