Индустриальный Петербург: мой рейтинг самых красивых заводов Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург славится своей исторической застройкой: люди приезжают в Петербург со всего мира ради того, чтобы вживую насладиться прекрасными архитектурными ансамблями в стилях классицизма или барокко. Дворцы, особняки, доходные дома, храмы - вот что в первую очередь жаждут увидеть гости Северной столицы. А много ли людей посещает Петербург с целью насладиться архитектурой заводских корпусов или фабричных помещений? Сомневаюсь.
И очень зря! Промышленная архитектура - это очень важный пласт русского зодчества, буквально говоря другой мир строительства, в котором декору уделялось минимум внимания (ну а зачем украшения утилитарной постройке?), а почти все силы уделялись их функциональным преимуществам. Однако и у таких зданий был свой шарм: промышленные постройки дореволюционных времён хорошо узнаваемы благодаря материалу, из которого они изготовлены - я говорю о красном кирпиче!
Кроме того, некоторые архитекторы старались всё же наделить свои постройки уникальными чертами за счёт разного рода украшений: пускай это была не лепнина и маскароны, однако и тут архитекторы могли развернуться и показать людям что-то интересное - просто создано оно было из более простых и дешёвых материалов, так что главный плюс таких украшений - их любопытная задумка и качественное исполнение!
Сегодня мы поговорим о пяти самых интересных и красивых (на мой взгляд) промышленных постройках Петербурга! Так что присаживайтесь поудобнее: мы с вами окунёмся в мир индустриального зодчества Северной столицы!
Невская бумагопрядильная мануфактура
Адрес: улица Красного Текстильщика, д. 4-10, Синопская набережная, 78 Дата постройки: 1850-1858, 1895 Архитекторы: Глама, Петерсон
Одна из самых старых фабрик Петербурга, здание которой сохранилось до наших дней - Невская бумагопрядильная мануфактура, расположенная на берегу Невы, в районе Синопской набережной. Конечно, сейчас это здание сменило своё основное назначение, однако его облик сохранил дух дореволюционного промышленного гиганта!
Невская бумагопрядильная мануфактура была основана бароном Штиглицом в 1834 году - первое здание фабрики не дожило до наших дней (и виною тому пожары), так что самые старые постройки, расположенные на Синопской набережной, датируются 1850-ми годами.
Однако самое выразительное сооружение в этой местности было построено позднее, в 1895 году, по проекту архитектора Петерсона - именно им любуются петербуржцы, проезжая по набережной Невы, ведь это здание играет роль архитектурной доминанты этого района!
Но помимо того, что бумагопрядильная мануфактура служит настоящим образцом промышленной архитектуры Петербурга (той самой, каноничной - из красного кирпича), она ещё и стала прекрасным примером того, как в наши дни можно подарить вторую жизнь устаревшим промышленным сооружениям: в конце 2000-х годов фабрика перестала функционировать, и было решено провести полную реконструкцию дореволюционных корпусов фабрики.
Самое старое здание мануфактуры приспособили под единый центр документов - думаю, что многие петербуржцы получали здесь свои загранпаспорта (лично я познакомился с этим зданием именно так). Соседнее же, более крупное здание, приспособили под главное здание межрайонной инспекции ФНС. В общем, некогда промышленный квартал превратился в этакий административный городок, в который попадают люди, желающие совершить путешествие за границу, либо напротив - приехавшие в неё и оформляющие те или иные документы для своего дальнейшего пребывания в России.
Но, так или иначе, реконструкция мануфактуры получилась крайне удачной: здания приспособили под новые требования, так что теперь они удобны и функциональны, а их внешний облик почти не изменился (особенно со стороны Невы). Единственное кардинальное изменение, которое немного испортило облик мануфактуры - снос двух промышленных труб, служивших символом Синопской набережной!
Интересное мозаичное панно на внутренней территории мануфактуры
Механический завод Курта Зигеля
Адрес: улица Достоевского, 40-44 Дата постройки: 1888-1902 Архитекторы: Китнер, Берзен
Следующим в моём списке стал механический завод Курта Зигеля, построенный по проекту знаменитого архитектора Иеронима Китнера (автор особняка Зигеля на улице Марата, института Гражданских Инженеров на 2-ой Красноармейской и т.д.) при участии другого, не менее именитого мастера Ричарда Берзена (автора библиотеки Академии Наук и ряда других общественных зданий Петербурга) - вдвоём они смогли создать, пожалуй, самый красивый ансамбль краснокирпичной архитектуры, расположенный буквально в самом центре Петербурга!
Главной отличительной чертой завода Зигеля стало невероятно чуткое отношение авторов здания к внешнему облику его фасадов: если внимательно присмотреться к самим зданиям, то можно заметить - насколько много на его стенах разного рода украшений, гармонично сочетающихся с кирпичной кладкой фасада заводских корпусов. Прекрасные витиеватые узоры, интересная игра форм кирпичной кладки, придающая фасадам сходство со стеной средневекового замка - всё это превращает завод Зигеля в настоящее произведение искусства!
Впрочем, и сама кирпичная кладка заслуживает отдельной похвалы: Иероним Китнер очень ответственно отнёсся к подбору строительных материалов - именно поэтому фасады механического завода Зигеля облицованы высококачественным кирпичом, который выгодно выделяется в сравнении с другими промышленными постройками из кирпича (у фасада завода Зигеля приятная глазу цветовая гамма, да и само качество кирпича поражает - за годы существования завод Зигеля всё ещё выглядит как новенький).
Ну и нельзя не отметить очень выразительную деталь у главного входа в здание завода - скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых мишек, держащихся за металлические бревна - эта запоминающаяся композиция была создана мастерами завода Сан-Галли, расположенного неподалёку - на Лиговском проспекте.
В общем, здание механического завода Зигеля, национализированное в советское время и ставшее знаменитым под новым названием "Гидравлика", является одним из лучших примеров промышленной архитектуры Петербурга, который при этом умудрился так удачно вписаться в архитектурный ансамбль парадных улиц Санкт-Петербурга!
Центральная электрическая станция городского трамвая
Ещё одна выдающаяся постройка, которая, к сожалению, не так известна из-за своего расположения (сомневаюсь, что на Атаманскую улицу забредают туристы, да и коренные петербуржцы редко на ней бывают), но которая обладает, пожалуй, ещё более выразительной и интересной архитектурой - здание центральной электрической станции городского трамвая, построенное по проекту выдающегося архитектора Алексея Зазерского - человека, под руководством которого в Петербурге создавались первые служебные здания, обеспечивающие функционирование первого петербургского трамвая!
Здание на Атаманской улице стало главным звеном в функционировании всех трамваев Северной столицы - именно от него подавалась энергия на первые трамвайные сети Петербурга! Учитывая столь важное значение здания, над его архитектурой Зазерский (при участии Горенберга и Тейхмана) работали особенно усердно - именно поэтому промышленная постройка, которая, казалось бы, не особо нуждается в изысках, была возведена в стиле модерн!
Думаю, изысканность этого здания никого не оставит равнодушным! Его облик буквально наполнен прекрасными деталями: тут вам и выразительная угловая башня оригинальной формы, и плавные, текучие линии крыльца главного входа в здания, и оригинальные формы оконных проёмов - всё это отсылает нас к лучшим образцам европейского модерна, коим определённо вдохновлялся Алесей Зазерский.
Причём если некоторые черты архитектуры здания могут быть оправданы функционально, то его доминанта - угловая башня, явно создавалась исходя лишь из эстетических потребностей. Ну и слава богу - если бы не она, то здание выглядело куда менее заметным и не так ярко выделялась бы из окружающей его промышленной застройки.
В советское время функции главной электрической станции были расширены: помимо обеспечения электроэнергией трамвайной сети, здание на Атаманской стало поставлять энергию и в окружающие её районы - помимо жилых кварталов электроэнергия подавалась также в Боткинскую больницу, больницу имени Гааза, на Невский завод, и даже в район Московского вокзала! Такую функцию здание сохранило и по наши дни.
Корпус электромеханического завода "Гейслер и Ко"
Адрес: улица Яблочкова, 14 Дата постройки: 1910-1911 Архитектор: Кригер
Ещё одно любопытное промышленное здание, расположенное почти в центре города - на Петроградской стороне, было построено по проекту архитектора Рейнгольда Кригера в 1911 году для нужд электромеханического завода "Гейслер и ко" - предприятия, занимавшегося производством телефонов и прочих электротехнических приборов (новаторских на тот момент времени).
Архитектура здания довольно необычна: главный фасад, составленный из кирпичной кладки и резко контрастирующими с ней вставками из натурального камня серых оттенков, видна прохожим, идущим рядом со зданием. А вот прохожим, держащим путь по противоположной стороне улицы, открывается вид на "скрытые" этажи: верхнюю часть здания с панорамными окнами, углублёнными по сравнению с основным фасадом. Такой приём придаёт зданию фактурности, вносит разнообразие в его облик ещё и на уровне форм!
В общем, здание на улице Яблочкова представляет собой интересный пример модерна в синтезе с кирпичным стилем, и приправленный северной стилистикой. Прекрасная работа, спрятанная от глаз туристов на, скажем так, второстепенной улице Петроградки.
Ну и не могу я обойти стороной промышленную архитектуру советской эпохи: об этом пласте русской архитектуры имеет смысл написать отдельную статью, однако сегодня я решил выделить из этого временного отрезка одну, самую выдающуюся на мой взгляд постройку - силовую подстанцию фабрики "Красное знамя", построенную на Петроградской стороне по проекту иностранного зодчего Эриха Мендельсона в 1926 году.
Изначально очень смелый и необычный проект немецкого архитектора Эриха Мендельсона, в котором планировалось возведение огромного комплекса промышленных построек в авангардной стилистике, в ходе реализации был значительно упрощён: по итогу единственной часть комплекса, оставшейся нетронутой и возведённой в полном соответствии с проектом Мендельсона, стало здание силовой подстанции, которому я и решил уделить внимание в этой статье!
Здание силовой подстанции по своей задумке ассоциируется с рубкой корабля, который выплывает из основания завода и устремляется в сторону Крестовского острова. Выглядит это очень интересно - авангардные формы вполне уместны в промышленной архитектуре, и они выглядят очень интересно на контрасте со старинными постройками из красного кирпича (хотя и в этом здании красный кирпич присутствует, однако здесь он играет исключительно утилитарную роль, без декора).
Да и в целом силовая подстанция выглядит прекрасно - её закруглённые формы, резко контрастирующие с прямоугольным комплексом, в которые они всечены, придают зданию экспрессивности, что невероятно важно для конструктивизма - по сути, контраст разных форм и нетипичный силуэт являются главными приёмами этого стиля, и силовая подстанция стала ярким примером этого!
Ну а на этом я предлагаю заканчивать данную статью - сегодня я рассказал вам о пяти самых красивых (по моему личному мнению) промышленных сооружениях Санкт-Петербурга. Уверен, что мои вкусы могут не сойтись с вашими - пишите, какие здания стоило бы добавить в мой топ - будет очень интересно ознакомиться с вашим мнением!
Индустриальный турист
Индустриальный Петербург: мой рейтинг самых красивых заводов Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург славится своей исторической застройкой: люди приезжают в Петербург со всего мира ради того, чтобы вживую насладиться прекрасными архитектурными ансамблями в стилях классицизма или барокко. Дворцы, особняки, доходные дома, храмы - вот что в первую очередь жаждут увидеть гости Северной столицы. А много ли людей посещает Петербург с целью насладиться архитектурой заводских корпусов или фабричных помещений? Сомневаюсь.И очень зря! Промышленная архитектура - это очень важный пласт русского зодчества, буквально говоря другой мир строительства, в котором декору уделялось минимум внимания (ну а зачем украшения утилитарной постройке?), а почти все силы уделялись их функциональным преимуществам. Однако и у таких зданий был свой шарм: промышленные постройки дореволюционных времён хорошо узнаваемы благодаря материалу, из которого они изготовлены - я говорю о красном кирпиче!
Кроме того, некоторые архитекторы старались всё же наделить свои постройки уникальными чертами за счёт разного рода украшений: пускай это была не лепнина и маскароны, однако и тут архитекторы могли развернуться и показать людям что-то интересное - просто создано оно было из более простых и дешёвых материалов, так что главный плюс таких украшений - их любопытная задумка и качественное исполнение!
Сегодня мы поговорим о пяти самых интересных и красивых (на мой взгляд) промышленных постройках Петербурга! Так что присаживайтесь поудобнее: мы с вами окунёмся в мир индустриального зодчества Северной столицы!
Невская бумагопрядильная мануфактура
Адрес: улица Красного Текстильщика, д. 4-10, Синопская набережная, 78
Дата постройки: 1850-1858, 1895
Архитекторы: Глама, Петерсон
Одна из самых старых фабрик Петербурга, здание которой сохранилось до наших дней - Невская бумагопрядильная мануфактура, расположенная на берегу Невы, в районе Синопской набережной. Конечно, сейчас это здание сменило своё основное назначение, однако его облик сохранил дух дореволюционного промышленного гиганта!
Однако самое выразительное сооружение в этой местности было построено позднее, в 1895 году, по проекту архитектора Петерсона - именно им любуются петербуржцы, проезжая по набережной Невы, ведь это здание играет роль архитектурной доминанты этого района!
Самое старое здание мануфактуры приспособили под единый центр документов - думаю, что многие петербуржцы получали здесь свои загранпаспорта (лично я познакомился с этим зданием именно так). Соседнее же, более крупное здание, приспособили под главное здание межрайонной инспекции ФНС. В общем, некогда промышленный квартал превратился в этакий административный городок, в который попадают люди, желающие совершить путешествие за границу, либо напротив - приехавшие в неё и оформляющие те или иные документы для своего дальнейшего пребывания в России.
Адрес: улица Достоевского, 40-44
Дата постройки: 1888-1902
Архитекторы: Китнер, Берзен
Следующим в моём списке стал механический завод Курта Зигеля, построенный по проекту знаменитого архитектора Иеронима Китнера (автор особняка Зигеля на улице Марата, института Гражданских Инженеров на 2-ой Красноармейской и т.д.) при участии другого, не менее именитого мастера Ричарда Берзена (автора библиотеки Академии Наук и ряда других общественных зданий Петербурга) - вдвоём они смогли создать, пожалуй, самый красивый ансамбль краснокирпичной архитектуры, расположенный буквально в самом центре Петербурга!
Адрес: Атаманская улица, 3
Дата постройки: 1906-1907
Архитекторы: Зазерский, Горенберг, Тейхман
Ещё одна выдающаяся постройка, которая, к сожалению, не так известна из-за своего расположения (сомневаюсь, что на Атаманскую улицу забредают туристы, да и коренные петербуржцы редко на ней бывают), но которая обладает, пожалуй, ещё более выразительной и интересной архитектурой - здание центральной электрической станции городского трамвая, построенное по проекту выдающегося архитектора Алексея Зазерского - человека, под руководством которого в Петербурге создавались первые служебные здания, обеспечивающие функционирование первого петербургского трамвая!
Адрес: улица Яблочкова, 14
Дата постройки: 1910-1911
Архитектор: Кригер
Ещё одно любопытное промышленное здание, расположенное почти в центре города - на Петроградской стороне, было построено по проекту архитектора Рейнгольда Кригера в 1911 году для нужд электромеханического завода "Гейслер и ко" - предприятия, занимавшегося производством телефонов и прочих электротехнических приборов (новаторских на тот момент времени).
Адрес: Пионерская улица, 57, Корпусная улица, 3
Дата постройки: 1925-1926
Архитектор: Мендельсон
Ну и не могу я обойти стороной промышленную архитектуру советской эпохи: об этом пласте русской архитектуры имеет смысл написать отдельную статью, однако сегодня я решил выделить из этого временного отрезка одну, самую выдающуюся на мой взгляд постройку - силовую подстанцию фабрики "Красное знамя", построенную на Петроградской стороне по проекту иностранного зодчего Эриха Мендельсона в 1926 году.
Спасибо за внимание и до новых встреч!