11 ноя 2022

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил.

Показываю наглядно, в чем была причина
Еще летом я немало рассказывал и показывал вам во всех красках о множестве различных нюансов в ремонте и обслуживании немецких TSI двигателей. С тех пор ко мне стали обращаться многие знакомые с различными проблемами на похожих двигателях с просьбой помочь в ремонте, разобраться в причинах поломок и устранить неисправности.
Вы, наверняка, помните, что ко мне пригнали Passat b6 с мотором 1.8 BZB, у которого из пробитого насквозь блока торчал шатун. Очень много фотографий интересной информации на тот момент мне удалось заснять, чем я с вами успешно делился.

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил. - 931583813466
Последствия разрушения мотора, конечно, были настолько серьезными, что браться за его ремонт было просто бессмысленно. Сам блок имел огромную дыру в довольно сложном для сварки месте, да и ремонтировать чугун довольно непростая задача. Наверняка, блок развалился бы вновь спустя какое-то время или как минимум дал бы трещину в месте ремонта.

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил. - 931583813722
И не смотря на то, что ГБЦ на нем была в порядке, а по-началу предполагалось, что двигатель заклинил из-за перескока или обрыва цепи и загиба клапанов, вся головка блока тоже отправляется на свалку. Из-за масляного голодания постель распредвалов изрядно потрепало, на ней не то, чтобы задиры, а целые царапины.
Тоже самое коснулось и самих распредвалов. Данный мотор уже начал процедуру саморазрушения и кроме как заменить целиком ГБЦ с валами, адекватного выхода нет.

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил. - 931583813978
Основная причина "легшего" мотора банальна - масляное голодание. Машина проехала порядка 200 километров на горящей лампе низкого давления масла в двигателе. Конечно, ничем другим такая поездка и не могла бы закончиться.

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил. - 931583814234
Об этом я тоже неоднократно рассказывал. Правда есть один нюанс - я нигде не упомянал, отчего конкретно в двигателе пропало давление масла. Возможных причин масса на этих двигателях, тут практически любой узел завязан на масляной системе, более подробную информацию о том, куда уходит давление в TSI моторах, можете поискать на канале. Информации тут полно.

Но в этот же раз ситуация совершенно небанальная, и лично я с таким столкнулся впервые. И прежде, чем автомобиль проездил на горящей "маслянке" аж целых 200 километров пробега, был еще один очень интересный факт - за пару дней до заклинивания мотора на нем порвался обычный приводной ремень генератора. Мотор этот цепной и в приводе ГРМ, естественно, ремень никак не участвует.
А потому ремень был поменян, и авто поехал дальше, как ни в чем не бывало. Спустя же пару дней двигатель окончательно "встал".

Так причем тут вообще тогда этот приводной ремень, он ведь к работе двигателя относится лишь косвенно, да и при хорошем заряде аккумулятора машина может проехать еще немало километров.
Но после полного разбора двигателя и снятия поддона все встало на свои места - в нем кроме масла оказалось кое-что еще.
Изначально из него посыпались куски металла - это обломки поршня и крышки шатуна с болтами и вкладышами.

Дыра во втором алюминиевом поддоне, пробитая шатуном
Дыра во втором алюминиевом поддоне, пробитая шатуном
Но весь поддон был напрочь забит ошметками от того самого некогда порванного ремня. Как они сюда попали, каким образом оказались в поддоне, мотор ведь герметичен и кроме воздуха через впускной коллектор, бензина из форсунок и масла через маслозаливную горловину тут не должно быть ничего лишнего.

Осколки поршня и остатки ремня лежали в поддоне
Осколки поршня и остатки ремня лежали в поддоне
Оказалось, что порванный приводной ремень настолько "разлохматился", что его части накрутило на шкив коленвала, а после они каким-то образом смогли проникнуть через сальник коленвала внутрь двигателя. Даже после замены ремня в подкапотном пространстве оставалась масса его остатков и куча масла, ведь ремень еще и сальник повредил.

Порвался ремень генератора, а через пару дней мотор напрочь заклинил. - 931583815002
И как конечная станция всего этого события - напрочь забитая сетка приемника маслонасоса. Все это "добро" даже сразу не получилось выковырять - отсюда и отсутствие подачи масла ко всем компонентам двигателя.

Забитая сетка маслоприемника, естественно, через такой "фильтр" ни одна капля масла не просочится
Забитая сетка маслоприемника, естественно, через такой "фильтр" ни одна капля масла не просочится
Маслонасос старался до-последнего, но мусора оказалось столько, что сетка была забита полностью. И как выяснилось потом, случай этот не единичный. На некоторых двигателях Ford с подобным сталкивались некоторые владельцы. Порванный ремешок очень аккуратно попадает под сальник и устремляется внутрь двигателя.
Самое интересное, что на двигателях с ременным приводом ГРМ такое вряд ли могло бы произойти, разве что порванный приводной ремень попал бы под ремень ГРМ и тогда уже клапана столкнулись бы с поршнями.

Ремень ГРМ на ременном двигателе расположен сразу за шкивом, который вращает приводной ремен
Ремень ГРМ на ременном двигателе расположен сразу за шкивом, который вращает приводной ремен
Однако этот случай, скорее, редкое исключение, чем правило. Зачастую ремень рвется или попросту слетает от недостаточного натяжения без подобных последствий. Такое событие в 99% можно было бы избежать, если следить за состоянием всех узлов и агрегатов и вовремя их обслуживать.

А теперь самое важное - ремень генератора стоит примерно 1000-1500 рублей, процедура по его замене тоже копеечная, а вот последствия и масштаб необходимых вложений в ремонт или замену мотора - минимум в 15, а то и 20 раз больше.
Можно ли было избежать заклинивания мотора? Скорее да, чем нет. Сразу после обрыва ремня снимать поддон и очищать его от ненужных там элементов и остатков ремня.
Вопрос в другом - полезли бы вы внутрь двигателя проверять там наличие ошметков от ремня после его банального обрыва? Я бы, скорее всего, даже не подумал бы сразу, что через сальник может что-то попасть в двигатель извне, кроме воздуха масла/воды.

Что думаете на этот счет, обязательно оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.

Комментарии