ГЛАВА ЧЕРКЕСИИ

Воззвание Сафар-Бей Занова к «Абазинским* жителям, эффендиям, гаджиям и чёрному народу».
Абазинским жителям эфендиям, гаджиям и чёрному народу, всем вообще без изъятия, да будет известно и ведомо:
Я, как в прошлых годах старался за веру магометанскую, так и ныне стараюсь. Благодарю всевышнего творца. Бесконечные труды наши и приносимые молитвы благословившего, в чем вас удостоверяем. Вы же должны подобно нам за веру нашу магометанскую прилагать все свои от истинного сердца бесконечные старания, за что вас будем превозносить. Хотя мы ныне один от другого и в отдаленном расстоянии, но вера ваша мусульманская не знает отдаленности и везде она одинаково нас сближает, о чем каждый должен ведать, а потому не находим нужным о том распространяться. Сколько бы мы до сего времени не терпели нужды, но все они переносились за веру и закон наш, за вас, за всех соотечественников наших и прочих единоверных мусульман братьев, от коих было и будет нам польза. Короче сказать, мы знаем, что всякий мусульманин за нас и за соотечественников наших умоляет бога, каковые мольбы ваши ныне бог благословил, в чем мы не сомневаемся и вы не должны сомневаться. Все те мусульмане, которые говорят что имеют веру и закон, твердо стоят на своем условии и обещании, и верят в единство бога и в истинного пророка, те должны верить сему нашему воззванию и прописанным в оном сведениям как истинности своего закона. С врагами же нашими не только быть в согласии и примиряться, но даже и смотреть на них не должно. Впоследствии раскаяние будет бесполезно, кто примирился и предался единожды, тот навсегда должен оставаться на их стороне. Сему ради бога верьте, а кто не поверит и изъясненного в сем воззвании не исполнит, тот закона своего не соблюдает и не есть мусульманин, почему все мусульмане разных наименований и племен от малого до большого, без изъятия, должны быть в согласии и единодушии. А мы с двумя великими пашами и семью почетными людьми с божиим благословением прибудем за сим воззванием нашим. Не пристыдите нас на сем свете я в будущей жизни пред богом, и доколе нас лично увидите, будьте постоянно тверды и единодушны, как всегда пребывали к своему закону, не предавайтесь врагам! Верьте нашему прибытию, как веруете единству бога и праведности пророка нашего Магомета.
Сафар-Бей Занов. 29 апреля 1835 год.
Ф. 11, д. 472, л. 44. Современный документу заверенный перевод с турецкого.
__________________________________
Сефербей Заноко был, фактически, политическим лидером всех людей борющейся Черкесии.
Под абазинскими* жителями здесь имеются ввиду жители Натхокуаджа, Шапсугии, Абадзехии и Убыхии.
Адыгейский историк Самир Хотко. "Натхокуадж"."Сефербей, аристократ, политический лидер, посол. 2015 год.
__________________________________
В Сухум-Кале прибыли два парохода, на которых привезены турецкие войска: около 1,500 чел. с артиллериею, 36 орудий, с нужным числом прислуги, под начальством пашей:
старшего – Зан-оглы Сефер-бея, и другого, младшего.
Зан-оглы – уроженец натухайский, из хорошей фамилии, пользуется уважением горских народов и знает, кроме языков стран, прилегающих к Черному морю, и русский язык...
В последнюю турецкую войну...Зан-оглы был выслан из Константинополя в Адрианополь, где и проживал частным лицом до настоящей войны, назвавшись моим родственником.
Турецкое правительство, имея это в виду, предполагало, что ему легче других удастся убедить меня признать власть султана в Абхазии и, сознавая при том влияние его на народ земель северо-восточного берега Черного моря, дало ему звание паши и отправило туда для сбора горцев и для склонения меня в пользу Турции.
По прибытии в Сухум Сефер-бей желал прежде всего видеться со мною и переговорить;
но, узнав о моем отъезде в Тифлис, оставался ожидать моего возвращения в Абхазию...
Владетельный князь Абхазии М.Г.Чачба-Шервашидзе: Письмо командующему отдельным кавказским корпусом Н.А.Реаду. 4 мая 1854 года.
__________________________________
Я могу сообщить здесь некоторые особые обстоятельства, касающиеся Сефир-Бея и многочисленных эпизодов его жизни. Он принадлежит роду Захн-Оку.
Семьи Айтек-Оку из Тенигуя (чей вождь Джамболет был недавно убит русскими) и Хахаш-Оку (живущая близ Сухум-Кале) относятся к тому же княжескому роду, образуя братство Булатук, считающееся одним из самых древних и самых благородных во всей Черкесии...
Английский разведчик Джеймс Белл. Дневник пребывания в Черкесии в течении 1837-1839 годов.
__________________________________
В стране Адыге говорят, что самые дикие и необузданные из абазских народов - шапсуги, самые дикие из шапсугов - с реки Антхыр, а самые бешеные на реке Антхыр - это юнэ-из на речке, которая называется Окецикос. В этом юнэ-из, где фамилия Хантоху пользуется почти неограниченным уважением и достигает 500 душ, я провел большую часть зимы.
В феврале 1857 года я вступил в сопровождении слабого польского отряда на землю абазов и образовал для подкрепления народа в его борьбе против русских отряд полевой артиллерии, до этого времени совершенно неизвестный род оружия для абазов. С этого времени до 1860 года я с моим отрядом принимал участие во всех значительных битвах, во всех народных совещаниях, изучил по необходимости язык абазов и сделался, так сказать, их членом. Это дает мне возможность издать подробное описание Абазии. До этого времени только немногие европейцы приезжали как гости на абазский берег, и при естественном недоверии народа им было невозможно проникнуть дальше в страну и узнать её.
Читатель, следовательно, поймет, что я не имею права злоупотреблять доверием народа, который мне, первому чужестранцу, позволил изучить свою страну.
Напротив, я считал позволительным в интересах самих абазов и был уполномочен ими самими к тому, чтобы сделать известными статистические данные страны.
Абаз несколько выше среднего роста, стройный и сильный по сложению, но более мускулист, чем крепок в кости. Они имеют большей частью каштановые волосы.
Среди народов, у которых нет ни книг, ни письменности, ни памятников, так что можно только из народных преданий сделать исторические предположения, трудно допытаться до истинной истории.
Абазы, которые ныне последними сражаются на Кавказе за свою независимость, принадлежат к индоевропейской расе и имеют племенное и языковое родство с жителями христианского княжества Абазии, со сванетами и осетинами, которые, хотя и независимы, находятся с русскими в состоянии своего рода перемирия.
Вся Северная Абазия независима и охвачена
войной.
Если возникает пограничная или другого рода ссора между абазскими народностями, то образуются только два судебных лагеря — из Северной Абазии, т.е. от шапсугов и абадзехов, и из Южной, т.е. из Убыхии, княжества Абазии, сванетов и осетин. Крайне редко случается, чтобы судебный приговор не исполнялся; в таком случае возникала иногда внутренняя кровная вражда.
Как я уже заметил, мои данные о происхождении абазов основываются только на народных сказаниях.
Как у турок, так и у отуречившихся абазов Константинополя есть обыкновение называть Абазию Черкесией , а абазов - черкесами, хотя, как я уже показал, это обозначение не верно.
10 марта приехал в Туапсе Сефер-паша и вместе с ним около 20 всадников...
Он вытащил старую турецкую газету, которая утверждала, не знаю, на основании каких источников, что Зан-оглы в продолжение пяти столетий являются законными князьями страны абазов.
Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
__________________________________
1 и 2 - родовые тамги Болотоковых.
Адыгейский историк Х.Х.Яхтанигов. Северокавказские тамги. 1993 год.
__________________________________
3 - родовая тамга абхазских князей Чач (Чачба-Шервашидзе).
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год, стр 370.
__________________________________

Комментарии