ШИРВАН

Стояла пора весенняя, Баграт был в Абхазии; подступил он к Анакопии и приблизил час ее взятия. Но пришли к нему старейшины Тбилиси, ибо незадолго до этого скончался тбилисский эмир Джафар. Сулили (Баграту) город и спешно звали его к себе. Ушел он, а осаду Анакопии и воинов Абхазии поручил Квабулелу Чач-асдзе Отаго.
Грузинский анонимный автор. Летопись Картли. Хl век.
______________________________
В 460 [1082] году царь Абхаза по имени Бакрат совершил набег на ал-Барда'а , а это один из городов в стране мусульман... Округ Шаки богат лесами и чащами, в которых [находились] разбойники ар-Рума и Абхаза...
В пределах Абхаза есть крепость, которую называют Крепость Креста [Джьар во Мцхете], в ней находились храбрецы, которые не страшились встречи с острием [копья] и лезвием меча и ставили ни во что жестокие сражения. В этой крепости было много церквей, в которых были изображения Исы и Марйам , мир над ними обоими, сделанные из золота, [а также] изображения гурий из серебра, [и еще] было изображение трапезы, ниспосланной Исе, тоже сделанное из золота.
Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Сообщения о Сельджукском государстве. Хlll век
_______________________________
Давид, царь абхазский, послал в Антиохию для рукоположения во епископы много лиц...
Историк Евагрий пишет, что соборная церковь в Абхазии выстроена Юстинианом и что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Ёфрата , которого Юстиниан послал в Абхазию собрать несколько детей и привести их в Константинополь, где названный император устроил школу для обучения их грамоте и разным наукам...
Из этих же абхазцев состояла внутренняя охрана Юстиниана...
.
П.Жузе. " Грузия в ХVlll столетии по изображению патриарха Макария". Издание: Казань. 1905, стр 10-11.
______________________________
Я отправился в город Тифлис и провел там зиму. Затем я поступил на службу к абхазскому царю, владетелю Тифлиса, и вместе с ним участвовал в походе его войска. Царь передвигался с одного края до другого и с одного места до другого в пределах своих владений. И я был с царем, и мы провели несколько дней в области Дарбанд-и Хазаран, который, говорят, был впервые построен Хосровом, сыном Кубада. Царь остановил свое войско в долине около горы. И малик Дербенда эмир Абу-л-Музаффар вышел, чтобы выразить свое почтение абхазскому царю, и привел ему слуг [с вещами, необходимыми для] его пребывания и пиров, так как он был зятем абхазского царя, будучи женат на его дочери. А абхазским царем был Дмитрий, сын Давида, Давидид ,
имеющий титул "Меч Мессии"...
Сосредоточились большие войска: султан Тогрул пришел со стороны Джанзы, а Фахр ад-дин Туган Арслан Горбатый — со стороны Дувина. И двигались войска до тех пор, пока между ними и Тифлисом не остались горы на полдня пути. Царь Давуд выступил с западной стороны, а его сын Димитрий обрушился на них с вершины горы, когда те находились у подножья ее. И там они сошлись в крупном бою. Было убито неисчислимое количество мусульман; потерпело поражение и было взято в плен несметное число мусульман и арабов; они захватили у них богатую добычу и до наших дней у них (встречаются) остатки этих пленных. Я сам видел это (место) битвы, когда в пятьсот сорок восьмом году приехал в Тифлис. Я направился по заданию царя абхазов Димитрия во внутреннюю часть (области) Тифлиса...
Когда мусульмане были разгромлены, Наджм ад-дин отправился с Дубейсом во главе двадцати всадников и вернулся в (свою) страну. И все, кто был с ним, ушли, а он вернулся в Майяфарикин. После того, как были разгромлены войска, возвратился и царь абхазов и, остановившись у Тифлиса, осадил его. Затем захватил его мечом и вошел в него в пятьсот пятнадцатом [1118] году. Он подверг его грабежу и сжег большую часть его. После этого он дал пощаду (айан) жителям и отнесся к ним хорошо. Он установил для них условия по их выбору. Он постановил, чтобы в той части, где живут мусульмане, не было свиней, и чтобы их не закалывали среди них. Он выпустил для них монеты с именем халифа и султана на лицевой стороне. Он установил для них азан и молитву (салават). Он поставил условием также, чтобы ни грузин, ни еврей, ни армянин не входил в баню Исмаила, и чтобы в пятницу с минбара молились за халифа и султана и не молились за него с минбара. Он установил плату для грузина (в год пять) динаров, для еврея — четыре динара, а для мусульман — три динара. Он поставил также условием, чтобы кровь того, кто причинит страдания мусульманину, не будет иметь цены для мусульман. Он относился к мусульманам весьма благосклонно и оказывал такое уважение и почет религии, науке и суфизму, какого они не имели и среди мусульман...
В том же году я увидел царя Димитрия, который, прибыв в Тифлис, оставался (здесь) несколько дней. Затем в пятницу он пришел в мечеть, сел на скамью против минбара и хатиба и прослушал всю хутбу. Он оставался до тех пор, пока люди не закончили молиться, а затем вышел. В этот же день он отпустил для мечети двести красных (золотых), динаров. Я видел с его стороны немало почестей по отношению к тем служителям религии, ученым, суфиям, проповедникам и благородным, которые посещали его. Он относился к ним хорошо, с уважением, предупреждал (желания) и одарял их многочисленными подарками...
С наступлением ночи царь получил сообщение о том, что некоторые области восстали против него. Тогда тотчас затрубили в рог похода, и царь двинулся, И бог не определил, чтобы мы встретились с ним...
Ибн Ал-Азрак Ал-Фарики: "История Маяфарикина". Хll век.
______________________________
Однако выслушайте о таковых, во-первых, это: царство Абхазское малое имел, убавленное и малое было, и из-за пленений и вышепомянутых бед малый отряд воинства...
Царь Давид, видя столь многие вышние от Бога милости, поспешества, одоления и победы свои и царства, страны, города и крепости, которые Бог отдавал ему, ибо не было такого множества войск в царстве его, которых для стояния и удержания городов и крепостей и при нем же самом пребывания и походов достаточно было при неустанном хождении его походами зимой и летом...
И забрал крепости дарьяльские и всех врат осетинских и кавказских гор. И сотворил мирный путь для половцев, и вывел множество весьма великое...руками их сокрушил совершенно силу персидскую, и навел страх и ужас на всех царей земных, и с их поддержкой сотворил дела неуверяемые...
Грузинский анонимный автор. "Житие и деяния царя царей Давида". Хll век.
______________________________
Сильно пострадал город Шабран. Его защитники, состоявшие из лезгин и курдов, воевавшие под руководством дербентского предводителя, были уничтожены. С военной добычей Давид вернулся в Грузию и стал вынашивать новые планы против соседа. Большую часть Ширвана и Дагестана он удерживал под своей властью в течение почти полугода.
Фарид Айсар. Тюрки и грузины у стен Дербента. 2011
_______________________________
Принадлежавшие к грузинскому сословию были, собственно, холопами. Они преимущественно приобретались из Грузии, оттуда или увозились в плен, или же приобретались посредством покупки...
.
Газета "Терские ведомости" № 69, 1899 год.
_______________________________
Если вы посмотрите в любой точке земного шара, где вы будете искать феодализм, то вы обязательно обнаружите, что вот эти холопы - зависимые сословия были без оружия.
Хасан Бакааев. "Были ли в Чечне князья?". 2019
_______________________________
"Это рисовал живописью в царствование императора Алексея Комнина и Давида, великого царя Абхазского, некто Николай...".
Надпись на стене Мыкуского храма , в Абхазии. [Моква]. Xll век.
_______________________________
В этом же [1123] году пришел с большим войском султан Гандзака и построил мост через реку Куру и 60000 человек повёл в страну абхазов [Картли]. Царь Давид отправил большую армию, они сожгли этот мост. Все те, кто перешел через мост, были уничтожены, а султан позорно бежал.
Царь Давид был человеком воинственным, он отнял у персов много местностей: Тбхис, Тманис, Шруан, Шаки, Шамкар и другие крепости и области. Он был благородный и храбрый воин. Вокруг него собрались все остальные войска армян. Он построил армянский город в Грузии, утвердил много церквей и монастырей и назвал этот город Гура . Он имел от армянки сына, по имени Димитре , который был очень высокого роста.
Cмбат Спарапет. Летопись. Хlll век.
_______________________________
Деметре был шахиншахом Абхаза и Шаки , царём горизонтов.
Фелики Ширвани. Ода на смерть царя. 1156 год.
_______________________________
Этот царь Давид проявил великую храбрость в войнах против персов. Много раз он побеждал неверных и разбивал их, захватывая у персов мечом и силой богатые земли. Он захватил Тифлис, Дманис , Ширван , Шаки , Шамкор и множество других земель...
Маттеос Урхаеци. Хронография. Хll век.
_______________________________
Ухтик' с его округом , Гаг , Терунакап , Тавуш, Кайан, Кайтцон, Лоре, Тащир и Махканаберд , покорил себе все армянские владения, [принадлежавшие армянским царям] Кюрике и Абасу, Кавказскую гору, царство Сонов [Цанар], Мратчульс, Кетчет [Владения князей Орбелов], до самого Каспийского моря, Хабанда [Арцаха] и города Шапурана.
Вардан Великий. Всеобщая история. Хlll век.
_______________________________
Полунезависимые правители Грузии и Армении были не в состоянии сопротивляться абхазам, представлявшим собой беспредельно храбрых и дерзких воинов.
Американский историк (черкесского происхождения) Натхо Кадыр. Черкесская история. 2015 год.
______________________________
В 1124 году грузины вторглись в Ширван, учинив здесь полный разгром.
З.М.Буниятов. Государство Атабеков Азербайджана. 1978 год.
______________________________
"Даром не тратятся ведь
стрелы наших абхазов".
Слова из хевсурской песни: "Баллада о
юноше и барсе".
Грузинский учёный Е.Б.Вирсаладзе. " Грузинский охотничий миф и поэзия".1976 год, стр 65.
______________________________
Громкое имя , добытое мечём , как Шервашидзе , гремевшее в веках.
Константинэ Гамсахурдиа. Похищение луны. 1936 год
________________________________
"Великий царь абхазов и черкесов Бана Шервашидзе".
.
Tитул из письма турецкого султана Мехмеда ll московскому царю Ивану lll.
M. Fahrettin Kirzioglu. "Osmanlilarin Kafkas-ellerini fethi 1451-1490".
_______________________________
В начале года приметны были готовые возродиться в Абхазии беспокойства. Владетель области сей князь Шарванидзе...
.
А.П.Ермолов. Записки. 1798-1826.
_______________________________
Абхазцы повинуются владетелю из древнего рода Ачь...
.
Российский разведчик барон Ф.Ф.Торнау. Доклады. 1835 год.
_______________________________
Заметки свои я составил в 1849 году после трехлетнего пребывания моего за Кубанью. Ныне я решился привести их в порядок и дополнить при помощи подпоручика Омара Берсеева, абадзехского уроженца...
В прочих черкесских народах дворянство ведёт свой род , по преданиям, от двух братьев Аче и Чаче.
.
К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год
_______________________________
«В Абхазии не называют Шервашидзе, а Чачба. Абхаз всегда скажет Александр Чачба, Георгий Чачба. Шервашидзе же называют нас грузины…».
.
Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Статьи об искусстве. 1867-1968
________________________________

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 29 мар 14:03
    Стояла пора весенняя, Баграт был в Абхазии; подступил он к Анакопии и приблизил час ее взятия. Но пришли к нему старейшины Тбилиси, ибо незадолго до этого скончался тбилисский эмир Джафар. Сулили (Баграту) город и спешно звали его к себе. Ушел он, а осаду Анакопии и воинов Абхазии поручил Квабулелу Чачас-дзе Отаго
  • 29 мар 14:13
    «В Абхазии не называют Шервашидзе, а Чачба. Абхаз всегда скажет Александр Чачба, Георгий Чачба. Шервашидзе же называют нас грузины…».
    .
    Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Статьи об искусстве. 1867-1968
    ______________________________