КОННЕТАБЛЬ

Оковал сию гробницу для души моей и братьев и Елия......
О святой апостол господа Иисуса Христа, прими сие пожертвование от меня, князя и коннетабля Аболасана , сына Иова.
Надпись на обломках металлического надгробья в церкви села Полтавское [ Цебельдинское ущелье в Абхазии].
XIII век.
Графиня П.С. Уварова. Христианские памятники Кавказа - Материалы по археологии Кавказа, т IV, 1894, стр 28 , 29.
_______________________________
Эмир Картлийский и Тбилисский, по имени Абуласан... сказал: “Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея ; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядею своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе Кипчакского царя Севенджа”. Выслушав это, позвали одного из влиятельных лиц великого ЗанКана Зоровавеля [и отправили туда]. Меняя в пути лошадей, он не замедлил явиться туда, забрал с собою и доставил раньше условленного времени, юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания. Видя все это, патриарх, вельможи, везири и рыцари доложили об этом Тамаре и, не получив ее согласия, стали готовиться к свадьбе...
Она же... совершенно отказывалась от брака и просила освободить ее вообще от необходимости выйти замуж. Но царица Русудана и военные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.
.
Грузинский анонимный автор. История и восхваление венценосцев. Хlll век.
________________________________
Кандидатуру эту предложили, по мнению С.Т.Еремяна...
Амир-Курд Абул-Асан и его сторонники...
П.М.Мурадян. К хронологии некоторых событий в Грузии и Армении конца Хll века. 1969
________________________________
В Абхазии есть Курд, род ведущий от Ада, который в бою не боится Рустема. Дувал по имени этот храбрый всадник. Вырывает он ремни из спины свирепых львов. Армянские храбрецы благожелательны к нему.
Низами Гянджеви. Искандер-наме. Хlll век.
_________________________________
Но спрашивается: имена или фамилии – Чиабер, Абуласан? Надо думать, ни то, ни другое. Это, по-видимому, прозвища. Как известно, арабы, турки не носят фамилий, а только имена и прозвища. Во времена Шоты... под влиянием арабов и турок среди высших сановников было, видимо, принято ношение прозвищ, и Чиабер, Абуласан – это прозвища или, возможно, сочетание имен с прозвищами.
Д.С.Дандуров. Шота Руставели. 1937 год.
______________________________
Предки Абуласана по происхождению были выходцами из Дали-Цебельдинского ущелья, поэтому Абуласан храму св. Андрея Первозванного в Цебельде пожертвовал икону св. Андрея.
.
Грузинский профессор Лия Ахаладзе.
Памятники материальной культуры современной Абхазии. 2011 год.
_______________________________
В прочем , ещё раньше в Х в. в исторических источниках Грузии фигурирует представитель абхазской знати, поборник расширения и усиления Абхазского царства, наместник абхазского царя в Картли (скорее всего его родственник) - Иоанн Марушисдзе. В этом антропониме нетрудно распознать его основу - Маршан. Связь Марушисдзе с историческим Дал - Цебельдинским регионом подтверждает и найденная там надпись на окладе иконы Андрея Первозванного, которой посвятил специальную интереснейшую статью исследователь К.Чхатарашвили, установивший, что автор надписи Абуласан принадлежал к роду Марушианов - Варданисдзе (ср. с абаз ветвью Маршан, называемой Варданижвлара т.е. Вардан).
.
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002. стр 153.
______________________________
В ктиторской надписи
тбилисского "Синего монастыря" бывший
архиепископ Басили упоминает своего брата , "князя над князьями, амира над амирами Картли , владельца Рустави и
семигорья" Абуласана.
Грузинский академик М.Д.Лордкипанидзе. Сборник: Осетины в Грузии. 2015 год.
________________________________
Епископ Барсег [Василий] был братом известного Курда и уважаемый царицей Тамар личностью.
.
П.М.Мурадян. К хронологии некоторых событий в Грузии и Армении конца Хll века. 1969.
_________________________________
Именем бога, я Георгий сын Басилы , во имя бога Отца, Сына, Святого духа, воздвиг этот крест.Отныне, кто будет ему поклоняться, нас троих братьев, в молитве помяните. Да будет аминь.
Средневековая надпись в храме абхазского села Анхуа [Анухва].
В.И. Силогава. Корпус грузинских лапидарных надписей, кн.II . Надписи Западной Грузии (IV-XIII вв.). Тбилиси. 1980.
_______________________________
Царица Тамара была тёткой юной красавицы Ширины и являлась правительницей Абхазии.
Ариф Ардавилл. Фархад-наме. ХlV век.
________________________________
Она (Тамар) веретено превратила в копьё, а мы копье в веретено, до твоего появления, который направит копьё в сторону Абхаза.
Низами Гянджеви. Обращение к сельджукскому атабеку Абу-Бакру-ал-Кунийави. Хlll век.
_______________________________
Выступил из Тбилиси царь русов во главе абхазов, и подняли знамя счастливое и испытанное... Сначала совершили поход в страну Кари и Карнифора и разорили [ее] вплоть до Басиани.
С победой и добычей вернулись и прибыли к владычице богопросвященной [Тамаре]...
Первые, собравшиеся на счастье и судьбу Лаши, что с языка апсаров переводится как просветитель вселенной, устремились [в поход] в Бардави великий и древний город. Опустошив Аран в больших сражениях, подобных битвам Нимрода, вернули владения и построения Бардоса, брата Хайка.
Захватив множество пленных и неисчислимые сокровища, освободили тридцать тысяч пленников в долгоденствие Тамары и младенца её.
Грузинская летопись "История и восхваление венценосцев" Хlll век.
_______________________________
Они отличились большой отвагой в боях: завоевали и взяли себе множество областей армянских, которыми владели персы и мусульмане...
И так благоприятствовала им свыше удача, что молва о храбрости их распространилась во многих гаварах, и множество племен служили им: кто из любви к ним, кто из страха.
Киракос Гандзакеци. Краткая история. Хlll век
_______________________________
«От Аррана до Нижнего Басена и от Баркушата до самого Мжнкерта; заняли города Карс, Вагаршакерт, Кагызман, Сурмари, Ани, Анберд, Бджни и Гарни, столицу Армении—Двин, Гардман, Гандзак, Чарек, Герт, Шамкор, Шаки, Бердаа, Чараберд, Сюник, Воротн, Бхен. И освободили страну нашу из-под тяжкого ига тачиков».
Степанос Орбелян. Хроника. Хlll век.
_______________________________
Они [заново] построили множество монастырей, издавна разоренных грабителями Измаила; заново восстановили церкви, и сословие священнослужителей стало процветать; были построены и новые монастыри и церкви [там], где исстари не было монастырей...
Киракос Гандзакеци. Краткая история. Хlll век.
______________________________
«В 631 (1182 ) году по армянскому календарю я, Хасан, сын Вахтанга, сорок лет правил Атерком, Хандабердом, Хачинабердом и Хавахагатом. Я сражался во многих битвах и победил своих врагов с Божьей помощью. У меня шесть сыновей, и я отдал им свои крепости и провинции, потом я пришел в монастырь и стал монахом с братом моим Григоресом, с большим трудом и смекалкой я принес этот хачкар в Азуа и воздвиг этот священный знак в память о своей душе. Теперь, ради ваших душ, тех, кто примет это, поминайте меня в своих молитвах».
.
Надпись на хачкаре монастыря Дадиванк в Арцахе. Хlll век.
______________________________
[Арцах - Хачен - Карабах]
Это область трудно доступная, среди гор и лесов; принадлежит к округам Аррана; там есть армяне; люди Абхаза называют их падишаха тагавер, они устраивают мятежи с абхазами. Они имеют сильную крепость...
Арабских падишахов называют амирами, правителей Хорезма, Ширвана, Киша, Армении — шахами, правителя Индии — райем. Правителей Абхаза и франков называют тагаверами, правителей Китая — фагфурами, правителей Фарса и Азербайджана — атабеками, правителей Мисра — азизами, правителей Туркестана — ханами.
"В ша'бане 606 г. (январе-феврале 1210 года), когда я был в руках неверных (кафиран), к царю Абхаз прибыл посол от Мелика Ашрафа ибн ‘Адила"...
Анонимный автор. Текст на персидском языке "Аджа’-иб ад-дунйа" («Диковинки мира»). Хlll век...
_______________________________
Умерла Тамара и воцарился сын ее, Лаша, который сделал нашествия на Арчеш и Вараг. В стране персов он дошёл до Зреха.
Васак, сын Ахбака, и три сына его: Папак, Мекдем, и храбрый Прош, прибыли из Хачена, оказали много доблестных подвигов против инородцев, и явили много милосердия христианам.
Мхитар Айриванеци. Хронографическая история. 1289 год.
_______________________________
В боях за освобождение Сюникского края особенно отличились Прошяны, Орбеляны, Ахтамаряны, Махеваняны и представители других княжеских родов. За свои заслуги они получили значительные владения, в частности, в Вайоцдзоре, Гехаркуни и других областях Армении. Постепенно в Армении установились такие же порядки как в Грузии, шёл процесс закрепощения свободных ранее крестьян, которые становились собственностью феодалов.
Атабек Иванэ поручил правление Сюникской областью Липариту Орбеляну и Васаку Хахбакяну—отцу известного полководца Проша.
Профессор Г.М.Григорян. Очерки истории Сюника...1990 год.
_______________________________
При полководцах Захарии и Иоанне выдвинулись новые княжеские роды: Вачутяны, Прошяны, Орбеляны, Допяны, получившие обширные владения в освобожденных областях Армении.
Всеобщая история архитектуры // 2 издание — 1970 год, том 3, стр 245.
_______________________________
«И назначили царь Лаша и атабек Иванэ Липарита Орбела краедержателем-наместником сей (Сюникской) земли, а другого князя — всеми благословленного Васака Хаченского, отца христолюбивого и благочестивого господина Проша — назначили краедержателем гавара Вайоц-Дзор».
Степанос Орбелян. История области Сисакан. Хlll век.
_______________________________
В персидской хронике "Письмовник" упоминается Георгий Лаша, называемый "Царь царей Абхаза, Шака, Алана и Руса".
Ф.Х.Гутнов. Генеалогические предания осетин как исторический источник. 1989 год.
_______________________________
Умер и Иванэ, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял её у армян...
Киракос Гандзакеци. Краткая история. 1266 год.
_______________________________
Полунезависимые правители Грузии и Армении были не в состоянии сопротивляться абхазам, представлявшим собой беспредельно храбрых и дерзких воинов.
Адыгский историк Кадыр Натхо. Черкесская история. 2015 год.
_______________________________
Католикос Есаи Гасан-Джалалян оставил упоминание о том, что...Великий князь Гасан владел [крепостями] Акана, Андаберд, Сотк, Шагвак, и многими другими гаварами (волостями), среди которых более всего любил селение Цар — вотчину и награду за храбрость, за которую армянские правители заплатили ценой крови [своей].
Б.А.Улубабян. Княжество Хачена в X—XVI вв. Ереван, 1975, с. 153
_______________________________
Kняжество Верхнего Хачена распалось на три мелких владения. В последних, вплоть до XVI века продолжали править ответвленные от Допянов — княжеские дома Улубекенц, Айтиненц и Дганшенц. Род Улубекенц дал начало княжескому роду Мелик-Шахназарянов, правителей Гехаркуника, Сотка и Варанды.
Б.А.Улубабян. История Арцаха от начала до наших дней. 1994 год.
_______________________________
В настоящее время у нас нет собственных царей и самодержавных князей...
Мхитар Айриванеци. Хронографическая история. 1289 год
______________________________
Сырая, темная церковь. Усыпальница словно устлана надгробиями. Но одно сразу бросается в глаза — лев, растянувшийся на плите, великолепен. Здесь похоронен сын великого князя Тарсаича Орбеляна — последнего свободного правителя Сюника. Тут написано:
«Прекрасный Эликум, сын великого Тарсаича, кто, подобно льву, рычал на врага. Я прошу вас помянуть его в своих молитвах».
Хорош лев. Такие плиты назывались медалями. Делались они редко и устанавливались на могилах исключительных храбрецов.
Другая надпись гласит:
"Это вооруженный храбрец Пахра-Давла".
А.Лоренц. Журнал "Ереван" N5. 2010 год.
_____________________________
После освобождения Сюникского нагорья от сельджуков Липарит Орбелян начал постепенно налаживать межфеодальные отношения подчиненных ему областей. После завершения в 1221 году строительства церкви Амагуинского монастыря он повелел на северной стене высечь надпись с изложением краткой истории своих предков. При сравнительном анализе текстов надписи и изложения историка Степаноса Орбеляна, в ней упоминается версия об уходе его деда из страны абхазов.
Профессор Г.М.Григорян. Очерки истории Сюника.1990 год.
_______________________________
Крест (Христа)...год спасителя...который водружен был на Голгофе во имя спасения нашего ,огражденных вместе с древом твоим.
(Я), Иван Длиннорукий, сын князя князей Саркиса канцлера, брат царя царей — великославного армирспасалара Захария, подвигаясь...страны... достигли...до Гандзака, владетель всего от Норберда до края Кечарийцев, во имя твое
построил
сей монастырь и церковь»
Надпись на армянском храме Тежаруйк. Xlll век.
_______________________________
Скончался святый и дивный муж божий, Мхитар вардапет гандцакский, по прозванию Кош. Его погребли в Готике, построенном им самим по приказанию Иване, племянника (по сеcтpе) великого князя Курда. Приглашенный этим же самым Иване, Мхитар приехал в землю Каенскую в так называемый Старый Гетик, ибо в то время Иване владел Каеном по наследству от Хасана Каенского, строителя крепости .
В 663 [1214] году владетели Хайт'ерк передали его Иване, (потому что настоящий владетель его, Вахтанг, и сыновья его умерли скоропостижной смертью) и другому Вахтангу Сакрианк'скому, зятю Иване, владетелю внутреннего Хачена. Вахтанг Сакрианкиский оставил по себе двух детей: Хасана с ласкательным именем Джалал-давле, и Закаре, он же Насра-давле, которых Иване вместе с
их матерью, Хоришах, взял под заботливое свое покровительство.
Вардан Великий. Всеобщая история. Хlll век.
_______________________________
Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).
Надпись храма Гандзасар в Арцахе.
Википедия. 2024 год.
_______________________________
"Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса Арзу-Хатун, дочь князя-князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве".
Надпись храма Дадиванк в Арцахе.
Википедия: 2024 год.
_______________________________
Разрушить церкви и монастыри никто не осмеливался. По сию и по ту сторону караваны никто не мог грабить. Древнее царство их — Абхазию держала [Тамара] в спокойствии до того, что ни одну курицу нигде не резали, воров и злодеев не было. Если же кто-нибудь находил краденное, приносил к воротам и клал под знамя. Овсы, горцы, кипчаки и сваны не осмеливались грабить. Таким богатым было это царство, что вассалы дворян одевались наравне с их патронами.
Грузинская "Летопись времени Георгия Лаша". Хlll век.
__________________________________
Благодаря легату, пребывающему под Дамиетой, наших ушей достигли сведения о твоих намерениях и повеление твое, обращенное к моему брату, с тем чтобы он пришел на помощь христианам, и он уже было приготовился и собирался отправиться в путь, но, да будет Вам известно, нечестивое племя татар вторглось в наши земли и много зла причинило нашему народу, и были перебиты из наших шесть тысяч человек, а мы не осмеливались выступить против захватчиков, ибо считали их христианами. Но когда мы уразумели, что нападавших за добрых христиан принимать нельзя, то собрав своих воинов, обрушились на оных и перебили из их числа двадцать пять тысяч человек, и многих в плен захватили, а остальных изгнали из наших пределов. Посему мы не смогли прибыть по повелению легата. Но поскольку нам стало известно, что император согласно твоему приказу должен ныне отправиться в Сирию, чтобы освободить Святую Землю, мы весьма обрадовались. Обязательно дайте нам знать, когда именно собирается отплыть император, а мы со своей стороны, отправим нашего коннетабля Иоанна вместе со всем нашим войском на помощь христианам ради освобождения Гроба Господня в то место, которое Вы нам укажете».
Письмо Папе Римскому Оноре lll от царицы Абхазии Русудан.1223 год.
_______________________________

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 20 мая 17:09
    В прочем , ещё раньше в Х в. в исторических источниках Грузии фигурирует представитель абхазской знати, поборник расширения и усиления Абхазского царства, наместник абхазского царя в Картли (скорее всего его родственник) - Иоанн Марушисдзе. В этом антропониме нетрудно распознать его основу - Маршан. Связь Марушисдзе с историческим Дал - Цебельдинским регионом подтверждает и найденная там надпись на окладе иконы Андрея Первозванного, которой посвятил специальную интереснейшую статью исследователь К.Чхатарашвили, установивший, что автор надписи Абуласан принадлежал к роду Марушианов - Варданисдзе (ср. с абаз ветвью Маршан, называемой Варданижвлара т.е. Вардан).
    .
    Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002. стр 153.
    ______________________________