ПИРАТЫ

После Синдской обла­сти и Гор­ги­пии, что на море, сле­ду­ет побе­ре­жье ахей­цев, зигов и гениохов, лишен­ное боль­шей частью гава­ней и гори­стое, так как оно явля­ет­ся частью Кав­ка­за. Эти народ­но­сти живут мор­ским раз­бо­ем, для чего у них есть неболь­шие, узкие и лег­кие лод­ки вме­сти­мо­стью при­бли­зи­тель­но до 25 чело­век, ред­ко — до 30; у гре­ков они назы­ва­ют­ся «кама­ра­ми». Как гово­рят, эту Ахею засе­ли­ли фтио­тий­ские ахей­цы из вой­ска Иасо­на, а лакон­цы посе­ли­лись в Генио­хии; пред­во­ди­те­ля­ми послед­них были Кре­кас и Амфи­страт — воз­ни­цы Дио­с­ку­ров; по всей веро­ят­но­сти, генио­хи полу­чи­ли свое имя от них. Сна­ря­жая фло­ти­лии таких «камар» и напа­дая то на купе­че­ские кораб­ли, то даже на какую-нибудь стра­ну или город, они гос­под­ст­во­ва­ли на море. Ино­гда им помо­га­ют даже жите­ли Бос­по­ра, пре­до­став­ляя свои кора­бель­ные сто­ян­ки, рынок для сбы­та добы­чи. Когда они воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места, то при отсут­ст­вии кора­бель­ных сто­я­нок им при­хо­дит­ся на сво­их пле­чах пере­но­сить «кама­ры» в леса, где они и живут, обра­ба­ты­вая скуд­ную зем­лю. Когда же насту­па­ет вре­мя пла­ва­ния, они сно­ва несут свои лод­ки к бере­гу. Точ­но так же посту­па­ют они и в чужих стра­нах, где им хоро­шо извест­ны леси­стые места; там они пря­чут свои «кама­ры», а сами пеш­ком бро­дят днем и ночью, похи­щая людей для про­да­жи в раб­ство. Похи­щен­ных они с готов­но­стью пред­ла­га­ют отпу­стить за выкуп, изве­щая об этом после выхо­да в море их род­ных. В зем­лях, под­чи­нен­ных мест­ным вла­сти­те­лям, пра­ви­те­ли ока­зы­ва­ют помощь жерт­вам наси­лия; они неред­ко в свою оче­редь напа­да­ют на раз­бой­ни­ков и, захва­тив их «кама­ры», при­во­дят назад вме­сте с эки­па­жем. Обла­сти, под­чи­нен­ные рим­ля­нам, более бес­силь­ны про­тив это­го зла из-за небре­же­ния посы­лае­мых туда пра­ви­те­лей.
Страбон. География. I век.
_________________________________
Лаоник Халь-кокондил, автор византийской истории с 1298-го по 1463 г., сообщает под 1458 г. о нападении зихов под предводительством некоего Артабила на Трапезундскую империю, которая, впрочем, состояла в тот период из г. Трапезунда с окрестностями. Имя пиратского адмирала - Артабил - следует сопоставить с этниконом «Арт», покрывавшим одно из подразделений Абаза к югу от садзов.
.
Адыгейский историк Самир Хотко. Черкесское пиратство. 2008.
_________________________________
.
От Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасца»...
Общество Эсхорипш, или Арткуадж, считает до 200 семейств, поселенных по р. Худапс, в двух верстах от устья ее; не повинуется никому; в нем проживают уздени фамилии Арта.
.
Российский разведчик
Барон Ф.Ф.Торнау. Доклады. 1835 год
________________________________
Абел - абхазское мужское имя.
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год, стр 92.
________________________________
Русский представитель в Крыму П.Веселицкий 21 мая 1782 года сообщал в Петербург, "что беспрестанно
переезжают из Тамани на Крымский берег лодками абазинцы и черкесы".
Н.Ф.Дубровин Присоединение Крыма к России. 1885, стр. 527.
___________________________________
После смерти князя Левана Абхазия была разделена между его сыновьями, старший из которых по имени Келеш-бей, наделенный превосходными умственными способностями, привлекательной внешностью и предприимчивостью, сумел захватить власть над всей Абхазией и снискать, в то же время, расположение султана.
Силой оружия он покорил народы, населявшие побережье от Гагрского монастыря до селения Мамай. Его всегда сопровождала охрана из 500 преданных ему людей.
Келеш-бею принадлежали несколько хорошо вооруженных галер, и он сумел держать в повиновении население всего побережья от Геленджикского залива до Батума. Ему удалось даже получить власть над Батумом, благодаря своим родственным связям с трапезундским пашой...
Убыхи, шапсуги и гусие, занимавшие устья речек Пейсва, Шиаке и Зуазе, впадающих в Черное море, научились у своих соседей абхазов заниматься пиратством.
Иоганн Бларамберг. Описание Кавказа. 1836 год.
_______________________________
Абхазия... простирающаяся вдоль по берегу
Черного моря от границ мингрельских до самой Анапы, составляя один народ, не все
однако же находится в непосредственной зависимости кн. Георгия Шарвашидзе...
Главнокомандующий в Грузии генерал А.П.Тормасов. Рапорт министру иностанных дел Н.П.Румянцеву. 31 мая 1811 года.
_______________________________
Авхасские племена и округа Шапсих или Шапсух, Шаши, Убух или Обух и Туби или Дуба (Абзах) на северо-западном склоне Кавказа, западнее Капети и на обеих сторонах Субаши. Эти авхасы живут в горах вдоль Черного моря, имеют разные деревни, свободны, независимы и очень склонны к грабежам...В их стране находятся местечки Бовидял и Абкассы, оба на лимане Колдос.
Иоганн Тунманн. Крымское ханство. 1777 год
_______________________________
Перейдя через реку Оташалган, уступающую по размерам и объёму вод Афибсу, мы вновь вступили в край ноттахайских племён...
Вся обширная территория, граничащая с Эвксином, от земель Пшадского князя до Анапы, населена хапсухскими племенами, самыми могущественными и самыми многочисленными из всех черкесов на Западном Кавказе...
Несколькими милями далее начинается очень обширная провинция Хапсухия, или , как её называют русские Шапшик...
.
Эдмунд Спенсер. Описание поездок по Западному Кавказу, включая путешествие через Имеретию , Мингрелию, Турцию , Молдавию , Галицию , Силезию и Моравию, в 1836 году.
Предисловие, перевод с английского языка и комментарии К.А.Мальбахова. Нальчик. 2008 год, стр 60-62, 123.
__________________________________
В стране [Шапсугии] есть поговорка: «Если три абаза знают тайну, то не успеет зайти солнце, как уже в трехчасовой окружности все старые и малые будут о ней говорить»...
Козы — численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина...
есть пословица: «Каждый раз, как кади открывает Коран, у тебя в хлеве становится одной козой меньше, будь ты жалобщик или обвиняемый».😂
Теофил Лапинский
Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
_________________________________
Черкесские народы населяют сегодня всю страну, расположенную между 43-м и 45-м градусами северной широты и 35-м и 45-м градусами восточной долготы (по парижскому меридиану). На севере она ограничена Кубанью и Тереком, которые отделяют ее от земель казаков-черноморцев и гребенцов; на востоке она граничит с Дагестаном; на юге — с Имеретией, Мингрелией и Грузией; наконец, на западе она выходит к Черному морю...
Мы в Европе знали эти народы под общим именем Circassiens...
Народности, проживающие за Кубанью и до самых высоких вершин Кавказа, а также те, кто занимает побережье, принадлежат к трем различным нациям: черкесам, абазам и татарам; я думаю, что между Кубанью и Сухум-Кале есть только абазы; их имя можно обнаружить в названии древних «Аббаса»...
Натухаи, которые являются одним из абазинских племен, живут к западу от шапсугов (Chapsoukhe), их территория простирается вдоль Кубани с запада на восток на восемь лье до ручья Кудака, на юге они примыкают к Большой Абазе, которая начинается за Пшадой...
Мехмет Индар-Оглы является главой одного из двух семейств, которые с отдаленных времен играют руководящую роль среди народности натухаев. Это семейство называется «шупакуа» (Soupakoua) и делится на тридцать три ветви; ветвь, к которой принадлежит Индар-Оглы, называется «кириакин» (Kiriakine) и в качестве отличительного знака использует «Т», похожее на русское «т»; этот знак используется для маркировки лошадей из их табунов. Эти обозначения, которые русские называют «тавро», выжигаются на бедре лошади каленым железом. У черкесов и татар они играют роль геральдических знаков. У Индар-Оглы я видел его на рукоятке одной из принадлежавших ему сабель...
Даже море не является препятствием для их разбойничьих набегов: на своих утлых барках они зачастую захватывают суда, подходящие к их берегам...
Их судно, так же как и все те, что я видел ранее, было плоскодонным, без киля, обшивка была прикреплена к очень тонкому каркасу судна гвоздями и нагелями из дерева. На носу возвышалось изображение головы животного, определить которое было бы весьма затруднительно, однако черкесы утверждают, что это была голова козла...
Весла на их судах очень короткие, прикреплены к уключинам необыкновенной длины, и имеют поперечные перекладины для рук гребца. Они пользовались рулем и маленьким квадратным парусом. Многие из этих барок достаточно велики, чтобы вместить до шестидесяти человек; именно на таких барках они нападают иногда на невооруженные торговые суда, захватывая их врасплох на небольшом расстоянии от их берегов. Древние называли эти барки черкесов «камара».
Чтобы добраться до берега, я сел в барку вассалов Индар-Оглы, которые скандировали нараспев «арираша», своего рода референ, который черкесские гребцы исполняют на два голоса, сопровождая их движением своих весел, причем сила гребка зависит от тона рефрена; к этому скандированию они добавляют комичные гримасы, что является одним из главных качеств хорошего гребца.
Жак-Виктор-Эдуард Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию. 1818 год.
_______________________________
Границы теперешней Джикети [Зихии] следующие: с востока— река Каппети [Бзыбь], с запада — Черное море [Керченский пролив], с юга — то же море, с севера — Кавказские [горы]. Сия страна по всему абхазская: растениями и животными, обычаями [народа] и поведением. Однако люди [здесь] больше звероподобны. Раньше являлись христианами, ныне [христианская вера] не известна им. Известно , что одежда, вооружение и снаряжение абхазов и джиков те же, что у черкесов, которые иногда по привычке носят и имеретинцы...
Абхазия изобилует всевозможными плодами и климатом и произрастают всякие зерновые , фрукты, виноградники, водятся
животные, звери, пернатые и рыба во множестве. Кроме того, коза здешняя весьма породиста, с тонкой и пестрой шерстью, длинноногая, рослая, рога высокие, около полутора аршин, с длинной бородой ниже
колен😂.
В Абхазии много лесов, рощ, кустарников, но мало. лугов, в горной части — дачные места.
А люди [абхазцы] похожи на мегрелов, но более проворные, статные, стройные, занимаются разбоем; плавают по морю на лодках, на которые садятся по сто, двести и триста [человек], нападают на судна осмалов, лазов и больше всего на Одиши и Гурию... в море сильны и могущественны. По вероисповеданию являются христианами, хотя ничего в вере не понимают и причисляются к идолопоклонникам, ибо своих покойников не хоронят, а кладут в гроб вместе с утварью и доспехами, одеждой и устанавливают на дерево; если тот мертвец просвистит с помощью дьявола😂,
тогда считают его умершим. Однако признают родство, одноженство, пост, чтут священников. Запрещается у них прелюбодеяние, блуд, так как согрешивших сжигают. Любят и почитают гостя, принимая его с большим почетом.
Вахушти Багратиони. История царства грузинского. 1745 год.
_______________________________
В особом приказе султанского правительства, изданном на основе докладной
записки батумского [гонийского] санджакбея Искандера эрзерумскому беглар-
бею читаем:
«Батумский санджак представлю границу страны Гуриели...
[Каждую весну] всегда приходит Абаза и нападает на вилайет Гуриели.
Сообщает, что и сейчас Абаза напал на вилайет Гуриели и разорил. Также сообщает что они готовятся напасть на наш край, что сипахи Батумской ливы
рассеяны и не собираются в нужное время, поэтому они испытывают трудности;
когда предложили [cипахам] собраться, [они] ответили, что, если не будет
специального султанского приказа, не соберутся, и оказали нам сопротивление.
Приказываю: если не соберутся в нужное время, когда приходит Абаза и причиняет стране ущерб, пусть не отбирает у них пропитания, но они заслуживают
порицания и наказания».
...Через некоторое время абхазы на четырех судах напали на окрестности
Архаве, полностью разорили и увели в плен 47 человек. Кроме этого абхазы на двух
судах напали на чанетскую деревню Макриал и разграбили ее. Мусульманское население этого района охватила паника, когда пришло сообщение, что «корсары
Абаза», вновь вышли в море, оно готовилось бежать из этого края...
.
«Из-за морских набегов и нежелания принять ислам, турецкий султан
объявил абхазскому народу блокаду. И тогда в те времена на абхазском побережье
стал ощущаться недостаток в изделиях из железа, меди, и особенно, котлов для
варки пищи. В семьях абхазов издревле часть семьи могла придерживаться христианства, часть следовала исламу, а другие поклонялись древним Богам.
И вот
когда в стране ощутилась нехватка котлов, то в семьях, в одном котле, разделенном перегородкой, одновременно, в одной части варилась баранина или говядина, а в другой – свинина».
Эту историю в 1957–1961 годах в вилайете Адапазар/Сакарья в одном из абхазских сел рассказывали мне старики-абхазы, слышанную ими от своих дедов.
.
М. Фахреттин Кирзиоглу. Османская империя и Кавказ. Документы и фетвы (1451–1590). – Анкара, 1976. стр 13, 16.
________________________________
Ардлер, район, удаленный на пятьдесят лье от Пшада, куда мы прибыли через несколько часов...
Несколько Абазов пешком и на лошадях привезли корзины с провизией и мехами с маслом, воском и суфом для торговли с экипажем Турецкого корабля. Все они были вооружены винтовками, висевшими на плече, саблями и пистолетами...
Эти туземцы были первыми, кого я увидел; я был поражен их красивым мужским обликом, а также их манерами, одновременно уважительными и свободными по отношению к своему вождю. Все без исключения были вооружены, вплоть до маленьких мальчиков восьми-десяти лет, у которых были свои маленькие ружья, сабли и камы...
На закате мы прибыли в деревню или район Сутча, и, поднявшись по тропинке, где нужно держать своего скакуна за уздечку, мы достигли резиденции Ахмет-бея, главного вождя Абазов...
David Urquhart. The Portofolio. 1837.
__________________________________
Около трех часов мы подошли к Сочи. Невысокий берег тут расступался и образовывал широкую долину, по которой текла горная речка Сочи-Иста, дававшая название всей местности. Правая, южная сторона долины, несколько выступавшая вперед, оканчивалась террасой, на которой среди высоких каштановых и ореховых деревьев белели сакли горского аула. В глубине долины зеленели лесистые горы, а далее за еще более высокими, но уже синими и лиловыми хребтами, ярко сверкали снежные вершины... Эта чудная панорама навсегда запечатлелась в моей памяти...В этом ауле жил Убыхский
князь Аубла-Ахмет, слывший по всему побережью, как отчаяннейший пират, грабивший и наши крымские и турецкие анатолийские берега. За его небольшой, но чрезвычайно хорошо оснащенной бригантиной наши военные суда очень долго и упорно гонялись и так-таки не могли захватить её...
.
А.Ф.Рукевич. Из воспоминаний старого эриванца. 1832-1839 годы.
__________________________________
В расстоянии 13-ти миль от Сочи вливается в море двумя рукавами река Мзюмта, и на северной стороне её на низменном песчаном берегу видно укрепление Св. Духа...
Пункт этот занят...после жестокого сопротивления абзехов, храбро защищавших каждый холм, всякий куст своего обиталища. Здесь был славный притон приморских хищников и место жительства сильных и наследственных князей Ареда, над племенами абзехов или абазы, заселявших оба берега реки Мезюмты. На них в былые годы они строили свои чикчермы из прочного леса, тонкие, длинные и узкие. На каждой лодке помещалось более 50-ти человек, и под вёслами они выходили на добычу и днём и ночью, нападали на купцов, заштилевавших или попавших на мель, сбивали сперва винтовками людей с верхней палубы, потом бросались с кинжалами на абордаж и в короткое время решали дело.
Лейтенант линейного корабля "Силистрия" И.Н.Сущёв. "Записки: об укреплениях расположенных по берегу от Анапы до Гагры, и о сопредельных с ними племенах горских". /1817 - 1851/.
__________________________________
Абхазцы повинуются владетелю из древнего рода Ачъ...
Барон Ф.Ф.Торнау. Доклады. 1835 год.
_______________________________
Абазское государство делится на 2 части, при 2 беях. Один из них сидит в районе Анапы, а другой в Сухуме, последний правит племенами сих мест до Анапы.
Абазы, обитающие в районе Анапы, отличаются от остальных. Главные их местообитания — окрестности реки Кубани; их бей сидит в Совук-су. Страна их называется Абаза или Абаси или еще Абхас. Они почти все почитатели деревьев...
Они выбирают своего чачбу - главного бея...
Мина Медичи. История Понта. 1819 год
_______________________________
Л.И.Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии.
Адыгейский историк. В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
_______________________________
В прочих черкесских народах дворянство ведёт свой род, по преданиям, от двух братьев Аче и Чаче...
Барон К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
_______________________________
"Великий царь абхазов и черкесов Бана Шервашидзе".
Tитул из письма турецкого султана Мехмеда ll московскому царю Ивану lll.
M. Fahrettin Kirzioglu. "Osmanlilarin Kafkas-ellerini fethi 1451-1490".
_______________________________
Натухаши, самое могущественное племя абазин, живут на этой стороне Кавказа. Они живут в узких долинах гор, покрытых лесом. Их земледелие незначительно, и удивительно, что, несмотря на прекрасные пастбища, они не уделяют должного внимания скотоводству. Продолжительные междоусобицы и естественная склонность к грабежам являются величайшими препятствиями к правильной оседлой жизни этого народа. Они находятся в состоянии войны со всеми другими племенами, исключая жанинцев, которые являются их соседями. Все натухаши одеты скверно и ведут несчастную жизнь. Они выращивают небольшое количество ржи и держат иногда свиней — животное, которое очень редко встречается у других народов этой страны. Казаки-некрасовцы, переселившиеся с Тамани в окрестности Анапы на турецкой территории, получили право ловить рыбу в Кубани именно при протекции натухашей и приносят плоды своего промысла на рынок Анапы.
Все абазины, или абсне (самоназвание этого народа — абсне) на русском, татарском и черкесском языках — абаза, по-грузински — абхазети. Шесть племен Алти-кесек называются черкесами Табанта, а все другое — куш-хасип, то есть люди, живущие за горами. Мингрелия и Одиши называются черкесами и абазинами Дол, а Грузия — Гурджир, они выделяются своим национальным характером. У них узкие лица, сплющенные с боков головы, выдающиеся носы и характерные темно-коричневые волосы, общие почти для всех.
Они являются, по-видимому, коренными жителями Северо-Западного Кавказа, и прежде занимали пространную область...
Из словаря всех языков становится очевидным, что их язык, за исключением нескольких черкесских слов, не имеет аналогий ни с одним из европейских и азиатских языков; более того, совершенно точно, что в стране за горами, населенной другими абазинскими племенами из Большой Абазы, вдоль побережья Черного моря до Искурии, или древней Диоскурии, этот оригинальный язык с несколькими его диалектами является превалирующим языком. Даже в отдаленные времена они были, по-видимому, хищническим народом, и очень возможно, что пиратство, на которое жалуется Страбон, как происходящее из этих мест, было совершаемое именно абазинами.
Академик П.С.Паллас:"Заметки о путешествии в южные наместничества российского государства в 1793-1794 годах" (извлечения).
___________________________________
Абхазцы славились своими набегами и мор­ским разбоем даже в такие страны, какими являлись Кавказ и Малая Азия в XVII и XVIII веках. Топот коней лихих абхазских джигитов приводит в страх и трепет жителей всех соседних стран, а их мелкие суда иногда бороздили и волны Босфора, и смелость их набегов знало все Черноморское по­бережье.
Они нападают не разбирая и на горские, и на грузин­ские, и на турецкие области.
К.Д.Кудрявцев. Сборник материалов по истории Абхазии. 1922 год.
_______________________________
Слева шапсугский дворянин, справа натухайский дворянин Мехмед Индар со своей племянницей.
Friedrich Martin von Bodenstedt:
"Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen" 1855.
_______________________________
Ладья из книги:
Жак-Виктор-Эдуард Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию. 1818 год.
_______________________________

ПИРАТЫ - 987117870891
ПИРАТЫ - 987117871403
ПИРАТЫ - 987117871147
ПИРАТЫ - 987117870635
ПИРАТЫ - 987117871659
ПИРАТЫ - 987141946923
ПИРАТЫ - 987141946667
ПИРАТЫ - 987171274539

Комментарии