«Влюбленные в небо: крылатые почтальоны» — так организаторы назвали акцию, которая прошла с участием волонтеров движения «Друзья Петербурга» в Центральном музее связи имени Попова накануне Международного дня птиц. На встрече сотрудники музея рассказали, как появилась голубиная почта, а также о подвигах крылатых связных в разные исторические эпохи. Специальным гостем стал чемпион голубиного спорта и член Союза голубеводов Северо-Запада Геннадий Июдин, который привез двух «медалистов» из числа 120 своих питомцев.
Голубь — птица умная, уникальная, как она ориентируется в пространстве, доподлинно не установлено. Считается, что голубь запоминает ландшафт, чувствует геомагнитные поля и даже использует ультразвук. Но главные качества, делающие птиц прекрасными связными, — зоркость, умение запоминать мельчайшие приметы и желание вернуться домой. Эти особенности голубей знали еще древние греки и римляне, которые брали птиц в военные походы, чтобы голубиной почтой передавать донесения.
Считается, что первая официальная голубиная почта заработала в ноябре 1870 года в Париже, осажденном прусскими войсками. Сообщения помещались в полое гусиное перо и крепились к голубю. Немцы, узнав о голубиной почте, даже обучили соколов, чтобы те нападали на пернатых почтальонов. В память о птицах-связных в Париже установлен памятник голубю.
Первые сведения о почтовых голубях в России относятся к 1854 году, когда князь Голицын наладил доставку писем из своего поместья в Москву, а первая официальная линия голубиной связи открылись между Москвой и Петербургом в 1891 году. Вскоре по всей стране стали работать голубиные почтовые станции. Использовать голубиную почту в военных целях предложил капитан Арендт, служивший в Печерской крепости. Он был страстным голубятником, выращивал и обучал птиц, голуби Арендта летали со скоростью до ста километров в час. Широко применялась голубиная почта во время Первой мировой войны, а в Великой Отечественной войне голубей использовали даже для разведывательных операций. В Музее связи голубям посвящен отдельный стенд, где представлены обучающие брошюры «Голуби на военной службе» с рисунками специальных голубиных переносок.
— Голуби различаются по окрасу, перу, размерам. Всего больше трехсот пород, и у каждой свое назначение. Одни спортивные, другие высоколетные, третьи декоративные. Декоративных разводят только для красоты, высоколетные летают возле своего дома, но очень высоко, спортивные преодолевают дальние расстояния. Спортивный голубь — тот же почтовый, только участвует в соревнованиях, — рассказывает Геннадий Июдин. — Голубю-спортсмену красота не нужна. Спортивный голубь имеет устремленный вид, строение тела обтекаемое, как у самолета, чтобы встречный ветер не мешал в полете. Чтобы вырастить спортсмена, нужно очень постараться. У голубей, как и у людей, есть лентяи, есть силачи, которые не очень понимают, на что направить свою энергию. В процессе селекции и тренировок улучшаются летные качества голубей и, главное, их навигационные способности, которые прежде всего и ценятся.
Тренировки начинаются с самого раннего возраста. Я беру птенца, когда ему исполняется 25–30 дней, и пересаживаю от родителей в отдельный отсек, устраиваю «детский сад». В этот момент у голубя начинается самостоятельная жизнь, птицы пробуют «подлетывать», перелетать с места на место. Затем я выпускаю их гулять в свободном мире. Бывает так, что голубь уже встал на крыло, летает хорошо, а выпустишь его — и он, увидев ворону, может испугаться и получить стресс, улететь и потеряться. Самое главное, чтобы голуби садились на свое место. Если голубь привык садиться на чужой дом, он может за собой и других потом потащить.
Через два с половиной месяца голуби начинают по часу-полтора летать возле дома и физически готовы к тренировкам. Тогда я постепенно отвожу их от дома, сперва на пять километров, потом подальше, увеличиваю дистанцию до 60–80 километров. А затем начинаются гонки молодых голубей — годовиков. Это очень интересно. В голове годовика, как у подростка, может быть все что угодно! Одни голуби становятся спринтерами, другие — марафонцами, в прошлом году одна моя голубка пролетела 300 километров со скоростью 104 километра в час! А «дальнобойщикам» такая скорость не нужна, они встают в режим 60 километров в час и с этой скоростью преодолевают 1000–1200 километров. Это супермарафонская дистанция. На результат влияют и погода, и ветер, и встречи с ястребами. Бывает, что голубь прилетает на финиш со сломанными крыльями. Таких голубей все уважают за устремленность! Взрослыми голуби становятся к трем годам, набираются ума и опыта.
Голуби — птицы стайные, поэтому ценится умение некоторых из них принимать самостоятельные решения, проявлять индивидуальность и выбирать собственный маршрут. Стая сбилась с пути, полетела не туда, а он единственный не последовал за всеми и выбрал верный путь. Все как у людей! А еще бывает, что перед соревнованием голубю дают увидеть свою голубку, а уже потом отвозят на старт. И вот он летит и думает всю дорогу о своей любимой: как же ему побыстрее ее встретить! А по прилете голубка встречает героя объятиями.
Акция «Влюбленные в небо» прошла в рамках выставки «Животные на фронте», организованной ЦМС Попова.
Лахта Центр
ДЕНЬ ПТИЦ: ПОЧТОВЫЕ ГОЛУБИ
«Влюбленные в небо: крылатые почтальоны» — так организаторы назвали акцию, которая прошла с участием волонтеров движения «Друзья Петербурга» в Центральном музее связи имени Попова накануне Международного дня птиц. На встрече сотрудники музея рассказали, как появилась голубиная почта, а также о подвигах крылатых связных в разные исторические эпохи. Специальным гостем стал чемпион голубиного спорта и член Союза голубеводов Северо-Запада Геннадий Июдин, который привез двух «медалистов» из числа 120 своих питомцев.
Считается, что первая официальная голубиная почта заработала в ноябре 1870 года в Париже, осажденном прусскими войсками. Сообщения помещались в полое гусиное перо и крепились к голубю. Немцы, узнав о голубиной почте, даже обучили соколов, чтобы те нападали на пернатых почтальонов. В память о птицах-связных в Париже установлен памятник голубю.
Первые сведения о почтовых голубях в России относятся к 1854 году, когда князь Голицын наладил доставку писем из своего поместья в Москву, а первая официальная линия голубиной связи открылись между Москвой и Петербургом в 1891 году. Вскоре по всей стране стали работать голубиные почтовые станции. Использовать голубиную почту в военных целях предложил капитан Арендт, служивший в Печерской крепости. Он был страстным голубятником, выращивал и обучал птиц, голуби Арендта летали со скоростью до ста километров в час. Широко применялась голубиная почта во время Первой мировой войны, а в Великой Отечественной войне голубей использовали даже для разведывательных операций. В Музее связи голубям посвящен отдельный стенд, где представлены обучающие брошюры «Голуби на военной службе» с рисунками специальных голубиных переносок.
Тренировки начинаются с самого раннего возраста. Я беру птенца, когда ему исполняется 25–30 дней, и пересаживаю от родителей в отдельный отсек, устраиваю «детский сад». В этот момент у голубя начинается самостоятельная жизнь, птицы пробуют «подлетывать», перелетать с места на место. Затем я выпускаю их гулять в свободном мире. Бывает так, что голубь уже встал на крыло, летает хорошо, а выпустишь его — и он, увидев ворону, может испугаться и получить стресс, улететь и потеряться. Самое главное, чтобы голуби садились на свое место. Если голубь привык садиться на чужой дом, он может за собой и других потом потащить.
Голуби — птицы стайные, поэтому ценится умение некоторых из них принимать самостоятельные решения, проявлять индивидуальность и выбирать собственный маршрут. Стая сбилась с пути, полетела не туда, а он единственный не последовал за всеми и выбрал верный путь. Все как у людей! А еще бывает, что перед соревнованием голубю дают увидеть свою голубку, а уже потом отвозят на старт. И вот он летит и думает всю дорогу о своей любимой: как же ему побыстрее ее встретить! А по прилете голубка встречает героя объятиями.
Акция «Влюбленные в небо» прошла в рамках выставки «Животные на фронте», организованной ЦМС Попова.
Текст и фото: Михаил Борисов
#лахтацентрзнаний #петербург #спб