БЕССМЕРТИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЖИЗНЬ И СВЕРШЕНИЯ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА

Бочаров М. И. Детство и учение Петра / Тиммерман показывает Петру употребление астролябии, 1872. vk.cc/cMGoWu
Бочаров М. И. Детство и учение Петра / Тиммерман показывает Петру употребление астролябии, 1872. vk.cc/cMGoWu
В канун дня рождения Петра I в Петербурге в 18-й раз состоялся Международный петровский конгресс — главное мероприятие для всех исследователей Петровской эпохи. На него со всей страны съезжаются ученые и архивисты, искусствоведы и краеведы, просветители и журналисты. Михаил Борисов рассказывает, что обсуждали участники конгресса.
Бочаров М. И. Зарождение флота / Карстен Брандт спускает бот на Яузу (1688), 1872. vk.cc/cMGpuO
Бочаров М. И. Зарождение флота / Карстен Брандт спускает бот на Яузу (1688), 1872. vk.cc/cMGpuO
День первый. Эрмитаж

На церемонии открытия, проходившей в Эрмитажном театре, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский приветствовал собравшихся:

— Петр I нам сегодня очень нужен. Он эталон, по которому следует измерять то, что называется петербургской культурой. Петр — эталон и для сравнения исторических фигур. Их всех — и Александра III, и Александра Невского, и Ивана Грозного — нужно сравнивать с Петром Великим, и тогда становится все ясно.

— Петровский конгресс, изобретение Даниила Александровича Гранина, прекрасно работает, — продолжил Михаил Борисович, — и оказался очень нужен, достаточно посмотреть на программу, наполненную интересными докладами. Встретив в 2022 году 350-летие Петра Великого, в 2025 году мы пришли к 300-летию его смерти, и тема которая объединяет все доклады в этом году, — память Петра Великого.
Бочаров М. И. Первое путешествие Петра за границу / Петр в Амстердаме на верфи (1697), 1872. vk.cc/cMGpnb
Бочаров М. И. Первое путешествие Петра за границу / Петр в Амстердаме на верфи (1697), 1872. vk.cc/cMGpnb
Петр и архитектура: градостроительство и Петропавловская крепость

Генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Григорьев — архитектор, и для него фигура Петра интересна градостроительными идеями.
— Санкт-Петербург изначально строился как столица государства, империи, и в этом феномен Петербурга, его прелесть, — говорит Владимир Анатольевич. — Петр I задал масштаб, и это две ключевые точки — место будущего Смольного монастыря и Александро-Невская лавра. Сейчас сложно представить, как вдруг, среди полей, лесов и болот в абсолютной пустоте был задан масштаб будущего города. Благодаря этому Санкт-Петербург сегодня не требует кардинальных градостроительных преобразований и выдерживает возрастающую антропогенную и транспортную нагрузку, остается городом живым и современным.

Петропавловская крепость неразрывно связана с Петром I, у многих в сознании она и есть крепость Петра. В Петропавловской крепости находится захоронение императора и его мемориал.
Бочаров М. И. Начало борьбы с Карлом ХII взятие крепости Нотебурга / Взятие Нотеборга (1702), (с оригинала Александра Коцебу). 1872. vk.cc/cMGpyz
Бочаров М. И. Начало борьбы с Карлом ХII взятие крепости Нотебурга / Взятие Нотеборга (1702), (с оригинала Александра Коцебу). 1872. vk.cc/cMGpyz
— Мы тщательно пытаемся воссоздать убранство могилы Петра I, — продолжает Владимир Григорьев. — При Анне Иоанновне, в 1730-х годах, была привезена из Италии «Пьета» из белого мрамора итальянского скульптора Джованни Дзордзони. Скульптура со сценой оплакивания Христа Богоматерью отреставрирована и вернулась на свое историческое место в Петропавловском соборе.

Ко дню крещения новорожденных в семьях правящих российских монархов было принято заказывать мерную икону с изображением тезоименного святого. Мерная икона Петра I была написана на кипарисовой доске, на ней был изображен апостол Петр, и ее размер был 11 на 3 вершка. Таким был Петр I в младенчестве. Икона хранилась в придворной ризнице, а в 1827 году по приказу Николая I ее передали в Петропавловский собор и установили у могилы, но впоследствии она была утеряна. К 350-летию Петра I Музей истории Санкт-Петербурга по сохранившимся описаниям икону восстановил в соответствии с техникой и манерой иконописцев XVII века и установил над могилой императора.

— В этом году мы воссоздали венок конца ХIХ века и два исторических знамени — это Андреевский флаг и флаг Семеновского полка 1712 года — и установили их как дань великому вкладу Петра I в создание российского флота и армии, — рассказал Владимир Григорьев.
Копии исторических знамен были воссозданы при участии «Газпрома» и установлены у могилы Петра Великого
8 февраля 2025 года — в 300-ю годовщину со дня смерти императора.
Бочаров М. И. Основание Санкт-Петербурга / Основание Петербурга, 1872. vk.cc/cMGpiG
Бочаров М. И. Основание Санкт-Петербурга / Основание Петербурга, 1872. vk.cc/cMGpiG
Фолиант «Petro Primo Russia Grata. MMXXII»

В 2022 году, в год празднования 350-летия рождения Петра I, Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», выступил с инициативой создания летописи юбилейного года. Партнером проекта выступил Институт Петра Великого под руководством Инны Свидерской. Работа коллектива авторов продолжалась два с половиной года, шла интересно, кропотливо и творчески.
— Книга сочетала жанр научной монографии, иллюстрированного альбома и хроники. Издание вышло за рамки летописи одного года и стало самостоятельной ценностью для научного сообщества и всей страны, — рассказал автор-составитель фолианта Александр Белоусов.
В книгу интегрировано жизнеописание Петра I, в ней есть также изображения знаковых артефактов Петровской эпохи из музейных собраний и архивов. Второй блок посвящен памяти Петра, а завершается книга разделом с летописью всех посвященных Петру I юбилейных мероприятий по всей стране. В феврале издание
было представлено в Президентской библиотеке.
Бочаров М. И. Государственное устройство учреждение сената / Основание Сената (1711), 1872. vk.cc/cMGpbD
Бочаров М. И. Государственное устройство учреждение сената / Основание Сената (1711), 1872. vk.cc/cMGpbD
Петр и театр: Комедиальная храмина

Антон Александров, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга и театровед, рассказал о существовавшей благодаря кипучей энергии Петра Комедиальной храмине. В 1702 году Петр I пригласил в Москву немецкую труппу, и к ней присоединились первые 12 русских актеров, в 1703-м было построено здание для комических постановок, театр вмещал до 500 человек. Доподлинно известно, что Петр I был в Комедиальной храмине один раз и установил в театре принципы оплаты: «За кем дела больше, тому больше. За кем и дела меньше — тому меньше». Посмотрев представление, царь у одного актера зарплату срезал, а другому эту часть добавил. Другое важное правило, введенное царем в театре: «Табак не курить и огнем пепел на землю не сыпать». Интересно, что в Комедиальной храмине Петр указал на слишком узкие окна и провел учения, чтобы в эти окна могли выпрыгивать два человека.
Каразин Н. Н. Развитие железных заводов / Петр кует железо, 1872. vk.cc/cMGpqY
Каразин Н. Н. Развитие железных заводов / Петр кует железо, 1872. vk.cc/cMGpqY
Бессмертие Петра Великого

Научный руководитель Института Петра Великого Евгений Анисимов назвал свое выступление «Бессмертие Петра Великого».

— День смерти Петра I стал днем, с которого началось его бессмертие, и он с нами живет три столетия, — cказал Евгений Викторович. — Петр I был петербургским мечтателем, романтиком. Опираясь на популярные учения картезианцев о всеобщем счастье, он внедрил в сознание потомков мечту о том, что Россия может быть лучше, что общество и власть должны быть устремлены к этой цели всегда. Идеи, привнесенные Петром I, гармонично вошли в менталитет русского народа. Русскому сознанию присуще представление, что самым главным богатством России и предметом гордости народа является то что называется простором, бесконечным пространством, огромными размерами территории. И это понятие простора связано с мечтой о свободе и широтой щедрой русской души. Имперские устремления Петра I оказались удивительно созвучны этим чувствованиям. Его идеи умещались в головах миллионов людей, будь то рафинированные интеллигенты или простые рабочие. И это все выразил и начертал, заложил в наше сознание Петр I, став для нас бессмертным.
Бочаров М. И. Окончание войны со Швецией / Извещение о мире (4 сентября 1721 года), 1872. vk.cc/cMGpf4
Бочаров М. И. Окончание войны со Швецией / Извещение о мире (4 сентября 1721 года), 1872. vk.cc/cMGpf4
День второй: Петропавловская крепость

На второй день конгресс переместился в Петропавловскую крепость, где на шести секциях выступили несколько десятков докладчиков. Наталья Болотина из Российского государственного архива древних актов рассказала о мемориальных вещах Петра I из собрания архива — дипломе царю Петру на датский орден Слона, походной печати, записных книжках. Cергей Цыганков из ГМЗ «Гатчина» поведал удивительную историю создания, утраты и обретения святыни — антиминса Петропавловского собора. Михаил Талалай из международного научно-исследовательского центра им П. Муратова говорил о фальшивом завещании Петра Великого, опубликованном в Италии. Алла Джиоева, научный сотрудник Библиотеки РАН — о незаконченных проектах Петра, в числе которых и Триумфальный столп в честь победы России в Северной войне.

Конгресс завершился возложением цветов к месту захоронения Петра Великого.
Гелиц Ф. «И жизнь свою за други своя» Петр близ Лахты / Петр на Лахте спасает утопавших (1 ноября 1724). С оригинала Василия Садовникова, 1872. vk.cc/cE6on1
Гелиц Ф. «И жизнь свою за други своя» Петр близ Лахты / Петр на Лахте спасает утопавших (1 ноября 1724). С оригинала Василия Садовникова, 1872. vk.cc/cE6on1
Текст: Михаил Борисов 
Иллюстрации: «30 картин из жизни Петра Великого»

#культурныйкод #петербург #спб

Комментарии

Комментариев нет.