ЛИКИ ИСТОРИИ: «ГАЗПРОМ» ПЕРЕДАЛ БЕЛГРАДУ ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
В Лахта Центре прошла торжественная церемония: «Газпром» передал в дар Историческому музею Сербии копии портретов полководцев и государственных деятелей Российской империи, имеющих сербское происхождение.
В церемонии участвовали Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер и Министр культуры Сербии Никола Селакович. Копии портретов изготовлены по заказу «Газпрома» мастерами Государственного Эрмитажа, где хранятся оригиналы. На портретах изображены генералы из знаменитой Военной галереи 1812 года: Николай Вуич, Николай Депрерадович, Илья Дука, Петр Ивелич, Михаил Милорадович, Иван Шевич и герой Лейпцигской битвы Георгий Эммануэль, а также герой Русско-турецкой войны 1768–1774 годов генерал-лейтенант Семен Зорич и выдающийся реформатор народного просвещения Теодор Янкович де Мириево. При создании копий художники использовали близкие по составам к оригинальным холсты, грунт, масляные краски и лаки. Портреты войдут в постоянную экспозицию Исторического музея Сербии, посвященную многовековым российско-сербским отношениям.
Алексей Миллер: «Сербия — наш давний партнер и добрый друг. Между русским и сербским народами очень много общего: культура, традиции и история России и Сербии тесно переплетены. Такие же крепкие связи у нас в сфере энергетики. Российский газ поставляется в Сербию уже почти полвека — с 1978 года. Отдельное значимое направление нашего сотрудничества — культурные и гуманитарные проекты. Они направлены в первую очередь на сохранение российско-сербского исторического наследия. Сегодня мы передаем в дар Историческому музею Сербии копии портретов российских полководцев и государственных деятелей сербского происхождения. Эти люди внесли весомый вклад в защиту и процветание России. Судьба каждого из них — пример доблести, мужества и самоотверженного служения Отечеству».
Галерея героев
Идея создания Военной галереи в Зимнем дворце пришла Александру I в Лондоне, где его с королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом после капитуляции Парижа принимали с ликованием как освободителей Европы. Лондон охватила настоящая «александромания», в честь победителей принц-регент Георг IV задумал Зал славы в Виндзорском замке и заказал своему любимому художнику Томасу Лоуренсу писать ростовой портрет Александра I в мундире фельдмаршала на фоне полыхающего сражения.
Александр I после похода 1813–1814 годов — главный архитектор европейской политики. После посещения Англии он участвует в Венском конгрессе, инициирует создание Священного союза, в составе которого — Россия, Австрия и Пруссия. Идут интенсивные международные переговоры, определяющие карту Европы после Наполеона. На конгрессе в Ахене в 1818 году Александр I знакомится с участником английской делегации, приглашенным писать портреты дипломатов, молодым художником Джорджем Доу. Русский император был поражен точностью и мастерством Доу и пригласил его для воплощения своего куда более грандиозного замысла, чем Зал славы в Виндзоре, — написать портреты генералов 1812 года и получивших это звание за заграничные походы 1813–1814 годов.
В 1819 году Доу, сын гравера, выпускник Королевской академии художеств, академик и мастер романтического парадного портрета, прибыл в Петербург. В одном из залов Зимнего дворца ему оборудовали мастерскую, куда приходили позировать герои войны. Доу писал очень быстро, портрет выполнял за три-четыре дня. Заказ был огромный. В утвержденных списках было 350 имен. Среди них и те, кто погиб или был не в состоянии доехать до столицы. Газета «Русский инвалид» призывала родственников присылать изображения героев с уточнениями и описаниями. Вскоре у Джорджа Доу появились помощники — Василий Голике и крепостной художник Александр Поляков. Открытие Военной галереи, о которой Александр Пушкин писал: «…всё плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги», состоялось 25 декабря 1826 года, в годовщину празднования изгнания полчищ Наполеона за пределы Российской империи. На открытии солдаты гвардейских полков торжественным маршем прошли перед портретами командиров.
В посвященных «To Dawe Esq-r» строках «Зачем твой дивный карандаш / Рисует мой арапский профиль?» Александр Пушкин называет Джорджа Доу гением. Эти строки, как обнаружил первый пушкинист Павел Анненков, помечены «9 мая 1828 года. Море». В этот день поэт и художник волею судьбы оказались на одном корабле, идущем в Кронштадт, откуда Доу должен был отплыть в Англию. И это была их единственная встреча. Осенью 1828 года больной Доу приехал в Россию, чтобы закончить портреты Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и великого князя Константина Павловича, а в 1829 году вернулся в Англию, где и скончался.
Связь народов
Всего в Военной галерее Зимнего дворца помещено 332 портрета генералов. Парадные портреты Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III выполнили художники Франц Крюгер и Иоганн Крафт. По разным обстоятельствам в галерее отсутствовали портреты некоторых генералов, к примеру декабриста Сергея Волконского, его портрет разместили только в 1903 году. Среди генералов-героев выделяются фамилии с сербскими корнями: Николай Депрерадович, Иван Шевич, Николай Вуич, Илья Дука, Петр Ивелич, Михаил Милорадович, герой Лейпцигской битвы Георгий Эммануэль.
Связь Сербии с Россией насчитывает несколько столетий. Начиная со времени вторжения турков-османов на Балканы во второй половине XIV века православные сербы находили защиту и убежище в России. В 1550 году Иван Грозный, чья мать Елена Глинская была внучкой сербского воеводы Стефана Якшича, отправил султану Сулейману требование сохранить в неприкосновенности монастыри на Афоне — сербский Хиландар и русский Пантелеймоновский, а в 1556 году пожаловал Хиландарской лавре каменный дом в Китай-городе возле Кремля.
При Петре I одним из самых близких сподвижников царя стал серб Савва Рагузинский-Владиславич. Он начал карьеру с дипломатической службы в Константинополе, позже возглавил русскую миссию в Китае. Именно ему Петр I поручил покупки скульптур в Италии для Летнего сада. Другой знаменитый серб при дворе Петра I — Матвей Змаевич. Он, поступив на службу капитаном в галерный флот, отличился в сражении при Гангуте, дослужился до чина вице-адмирала и после смерти Петра I был назначен губернатором Астрахани. В 1723 году Петр I выпустил специальный указ о привлечении сербов на русскую службу, который гласил: «Кто из оных приедут в наш империум, в службу нашу с женами и детьми, тем отводятся для жития их земли и угодья, и когда они (в) наш империум на житие большим числом поселятся, то они будут от нас всемилостивейше призрены и особливим нашим Императорским привилегией награждены, кто же и от визеров вышеозначенного народа соберет и приведет в службу нашу целой полк, и тому от нас дается над тем полком чин полковничей».
В правление Елизаветы Петровны в 1751 году на правом берегу Днепра на границе с Польшей была учреждена Новая Сербия, полковник Иван Хорват, перейдя на русскую службу с гусарским полком, стал генерал-поручиком. Вслед за ним в российское подданство перешли гусарские полки Ивана Шевича и Райко Прерадовича и на южном берегу реки Северный Донец была создана Славяносербия с административным центром в Бахмуте. К концу XVIII века в России на военной службе находилось несколько тысяч сербов.
Сербы в России проявили себя не только на военном поприще: Георгий Вуич управлял Петербургской конторой Императорских театров, его брат Николай Вуич служил сенатором, Дмитрий Шевич был послом в Японии, Португалии, Испании, Александр Княжевич — министром финансов. Среди знаменитых российских сербов — изобретатель бензинового двигателя и конструктор летательных аппаратов Огнеслав Костович, автор скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане Евгений Вучетич, автор трилогии о солдате Чонкине писатель Владимир Войнович.
Лахта Центр
ЛИКИ ИСТОРИИ: «ГАЗПРОМ» ПЕРЕДАЛ БЕЛГРАДУ ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
В церемонии участвовали Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер и Министр культуры Сербии Никола Селакович. Копии портретов изготовлены по заказу «Газпрома» мастерами Государственного Эрмитажа, где хранятся оригиналы. На портретах изображены генералы из знаменитой Военной галереи 1812 года: Николай Вуич, Николай Депрерадович, Илья Дука, Петр Ивелич, Михаил Милорадович, Иван Шевич и герой Лейпцигской битвы Георгий Эммануэль, а также герой Русско-турецкой войны 1768–1774 годов генерал-лейтенант Семен Зорич и выдающийся реформатор народного просвещения Теодор Янкович де Мириево. При создании копий художники использовали близкие по составам к оригинальным холсты, грунт, масляные краски и лаки. Портреты войдут в постоянную экспозицию Исторического музея Сербии, посвященную многовековым российско-сербским отношениям.
Алексей Миллер:
«Сербия — наш давний партнер и добрый друг. Между русским и сербским народами очень много общего: культура, традиции и история России и Сербии тесно переплетены. Такие же крепкие связи у нас в сфере энергетики. Российский газ поставляется в Сербию уже почти полвека — с 1978 года.
Отдельное значимое направление нашего сотрудничества — культурные и гуманитарные проекты. Они направлены в первую очередь на сохранение российско-сербского исторического наследия.
Сегодня мы передаем в дар Историческому музею Сербии копии портретов российских полководцев и государственных деятелей сербского происхождения. Эти люди внесли весомый вклад в защиту и процветание России. Судьба каждого из них — пример доблести, мужества и самоотверженного служения Отечеству».
Идея создания Военной галереи в Зимнем дворце пришла Александру I в Лондоне, где его с королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом после капитуляции Парижа принимали с ликованием как освободителей Европы. Лондон охватила настоящая «александромания», в честь победителей принц-регент Георг IV задумал Зал славы в Виндзорском замке и заказал своему любимому художнику Томасу Лоуренсу писать ростовой портрет Александра I в мундире фельдмаршала на фоне полыхающего сражения.
Александр I после похода 1813–1814 годов — главный архитектор европейской политики. После посещения Англии он участвует в Венском конгрессе, инициирует создание Священного союза, в составе которого — Россия, Австрия и Пруссия. Идут интенсивные международные переговоры, определяющие карту Европы после Наполеона. На конгрессе в Ахене в 1818 году Александр I знакомится с участником английской делегации, приглашенным писать портреты дипломатов, молодым художником Джорджем Доу. Русский император был поражен точностью и мастерством Доу и пригласил его для воплощения своего куда более грандиозного замысла, чем Зал славы в Виндзоре, — написать портреты генералов 1812 года и получивших это звание за заграничные походы 1813–1814 годов.
В 1819 году Доу, сын гравера, выпускник Королевской академии художеств, академик и мастер романтического парадного портрета, прибыл в Петербург. В одном из залов Зимнего дворца ему оборудовали мастерскую, куда приходили позировать герои войны. Доу писал очень быстро, портрет выполнял за три-четыре дня. Заказ был огромный. В утвержденных списках было 350 имен. Среди них и те, кто погиб или был не в состоянии доехать до столицы. Газета «Русский инвалид» призывала родственников присылать изображения героев с уточнениями и описаниями. Вскоре у Джорджа Доу появились помощники — Василий Голике и крепостной художник Александр Поляков.
Открытие Военной галереи, о которой Александр Пушкин писал: «…всё плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги», состоялось 25 декабря 1826 года, в годовщину празднования изгнания полчищ Наполеона за пределы Российской империи. На открытии солдаты гвардейских полков торжественным маршем прошли перед портретами командиров.
В посвященных «To Dawe Esq-r» строках «Зачем твой дивный карандаш / Рисует мой арапский профиль?» Александр Пушкин называет Джорджа Доу гением. Эти строки, как обнаружил первый пушкинист Павел Анненков, помечены «9 мая 1828 года. Море». В этот день поэт и художник волею судьбы оказались на одном корабле, идущем в Кронштадт, откуда Доу должен был отплыть в Англию. И это была их единственная встреча. Осенью 1828 года больной Доу приехал в Россию, чтобы закончить портреты Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и великого князя Константина Павловича, а в 1829 году вернулся в Англию, где и скончался.
Всего в Военной галерее Зимнего дворца помещено 332 портрета генералов. Парадные портреты Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III выполнили художники Франц Крюгер и Иоганн Крафт. По разным обстоятельствам в галерее отсутствовали портреты некоторых генералов, к примеру декабриста Сергея Волконского, его портрет разместили только в 1903 году. Среди генералов-героев выделяются фамилии с сербскими корнями: Николай Депрерадович, Иван Шевич, Николай Вуич, Илья Дука, Петр Ивелич, Михаил Милорадович, герой Лейпцигской битвы Георгий Эммануэль.
Связь Сербии с Россией насчитывает несколько столетий. Начиная со времени вторжения турков-османов на Балканы во второй половине XIV века православные сербы находили защиту и убежище в России. В 1550 году Иван Грозный, чья мать Елена Глинская была внучкой сербского воеводы Стефана Якшича, отправил султану Сулейману требование сохранить в неприкосновенности монастыри на Афоне — сербский Хиландар и русский Пантелеймоновский, а в 1556 году пожаловал Хиландарской лавре каменный дом в Китай-городе возле Кремля.
При Петре I одним из самых близких сподвижников царя стал серб Савва Рагузинский-Владиславич. Он начал карьеру с дипломатической службы в Константинополе, позже возглавил русскую миссию в Китае. Именно ему Петр I поручил покупки скульптур в Италии для Летнего сада. Другой знаменитый серб при дворе Петра I — Матвей Змаевич. Он, поступив на службу капитаном в галерный флот, отличился в сражении при Гангуте, дослужился до чина вице-адмирала и после смерти Петра I был назначен губернатором Астрахани. В 1723 году Петр I выпустил специальный указ о привлечении сербов на русскую службу, который гласил: «Кто из оных приедут в наш империум, в службу нашу с женами и детьми, тем отводятся для жития их земли и угодья, и когда они (в) наш империум на житие большим числом поселятся, то они будут от нас всемилостивейше призрены и особливим нашим Императорским привилегией награждены, кто же и от визеров вышеозначенного народа соберет и приведет в службу нашу целой полк, и тому от нас дается над тем полком чин полковничей».
В правление Елизаветы Петровны в 1751 году на правом берегу Днепра на границе с Польшей была учреждена Новая Сербия, полковник Иван Хорват, перейдя на русскую службу с гусарским полком, стал генерал-поручиком. Вслед за ним в российское подданство перешли гусарские полки Ивана Шевича и Райко Прерадовича и на южном берегу реки Северный Донец была создана Славяносербия с административным центром в Бахмуте. К концу XVIII века в России на военной службе находилось несколько тысяч сербов.
Сербы в России проявили себя не только на военном поприще: Георгий Вуич управлял Петербургской конторой Императорских театров, его брат Николай Вуич служил сенатором, Дмитрий Шевич был послом в Японии, Португалии, Испании, Александр Княжевич — министром финансов. Среди знаменитых российских сербов — изобретатель бензинового двигателя и конструктор летательных аппаратов Огнеслав Костович, автор скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане Евгений Вучетич, автор трилогии о солдате Чонкине писатель Владимир Войнович.
#лахтацентрзнаний #петербург #спб