Комментарии
- 14 ноя 21:35Грохочет гром, сверкает молния в ночи. А на холме стоит безумец и кричит, сейчас поймаю тебя в сумку и сверкать ты будешь в ней, мне так хочется, чтобы стала ты моей.
️


- 14 ноя 22:03Знают зеркала в чем моя беда, не смотрю я в них больше никогда! Тугая маска-спасение моё, и днем и ночью, я вечный раб её. А что под ней-никто не знает! Хей!
- 15 ноя 09:18Правосудию я верил! Но теперь в нем нет мне места! Умерла моя подруга детства,, Палача невеста!


️ - 15 ноя 09:50Ах, за что меня бросили в подвал? Разве же это я денежки украл? Я ведь не такой, я ведь не злодей, никогда не крал деньги у людей.


- 26 ноя 12:55Король и шут 🤘 стал ЛЕГЕНДОЙ благодаря Горшку, Князю и всем ребятам! Кто там главный, кому они чем обязаны уже неважно. Сложилось так, как сложилось. Победителей не судят. Был взлёт, был триумф, было открытие, легенда, которой по сей день лишь подражают и не более. Без Князя небыло бы Шутов. Как и без Горшка. Без Реника...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
КОРОЛЬ И ШУТ (МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ГОРШЕНЁВ)
АВТОР КОНЦЕПЦИИ КОРОЛЯ И ШУТА БЫЛ МИХАИЛ ГОРШЕНЁВ!..
В комментариях и текстах о «Короле и Шуте» часто звучат три утверждения:1) Если Михаил Горшенев был харизмой и «сердцем» «Короля и Шута», то ее «мозгом» и идеологом был Андрей Князев, а именно
2) Андрей пришел в группу Михаила «Контора» с текстами песен-сказок, и тем быстро превратил ее в тот «Король и Шут», который мы знаем; стало быть
3) Если бы не Андрей и его сказочный мир, «Контора» с примитивными социальными текстами затерялась бы в череде тогдашних панк-групп и едва ли просуществовала бы дольше пары лет.
Все это регулярно озвучивается как рядовыми фанатами, так и журналистами. Вот, например, Илья Власов в большом юбилейном тексте про Андрея на внушительном ресурсе Тасс.ру сообщает нам: «Став частью "Конторы", Князь вмиг (!) берет на себя импровизированную должность ее арт-директора: полностью меняет концепцию группы, пишет для нее тексты, рисует наброски обложек и участвует в создании аранжировок. [...] Механизм будущего "Короля и Шута" уже был собран, но творческий голод Князева заставил его работать». https://tass.ru/opinions/16969519
Значимость вклада Андрея Князева в творчество и развитие группы трудно переоценить. Сам Михаил Горшенев подчеркивал, что настоящий «Король и Шут» начался с его текстами и восхищался его способностью уложить полноценный сюжет в песенную структуру «куплет-припев». Но давайте попробуем, опираясь на хронологию записей «Конторы» и слова самого Андрея, всё-таки разобраться, как именно происходило становление группы.
Мысль, что без его текстов «Контора» не прожила бы долго, сам Андрей озвучивал еще в 2012 году: «Я присоединился к "Конторе", желая поддержать начинания, поскольку с теми текстами, которыми группа обладала, можно было без перспективы побаловаться музыкой год-другой и разбежаться». https://www.zvuki.ru/R/P/27981/
О том, как он попал в группу, и какими именно текстами она тогда обладала, Князь обычно рассказывает следующее («Квартирник у Маргулиса», 2018, примерно это же звучит в иных источниках, включая «официальные» — биографию группы Евгении Либабовой и недавний документальный фильм ОККО):
«Я встретил Горшка, который начал мне петь совершенно идиотскую песню, которая звучала вот так: “Синдром приобретенного иммунодефицита! СПИД! Дотрахались!” Я подумал, ну, текст, конечно, сильный… И потом он мне принес свои записи. Мне понравилась его музыка, и я тогда открыл для него свои закрома. У меня тогда были в тетрадках всякие тексты написаны, и я ему начал это все показывать, и он такой: "Опа, вот это то, что надо!" Все, стиль выбран». https://youtu.be/lksC3fGSwJM?feature=sha…
По этой версии получается, что когда Андрей пришел в группу, он, «открыв свои закрома», сразу же подарил ей новый стиль и центральную идею — мрачные сказочные тексты-истории. Однако, например, в интервью Арбениной 2016 года Князь рассказывает ту же историю более подробно, и она начинает звучать немного иначе: «Я практически только ещё учился играть на гитаре, а Горшок уже вовсю первенствовал как композитор. И его новые работы, они меня вдохновляли, я писал тексты. А он, в свою очередь, мне сказал, что, Андрюха, давай так, у тебя там есть лирика, у тебя там даже есть любовь какая-то в текстах, у тебя есть там даже какие-то вопросы личного характера, где ты там в текстах пытаешься найти какие-то смыслы жизни. Да, вот это всё как бы, ну, это всё есть у всех. И этим никого не удивишь. А вот сказочная тема, давай на ней построим всё наше дело. А я сказал, что, конечно, давай, потому что это самое интересное из того, что мне тоже нравится, да. И начали, соответственно, вот такие тексты писать». https://youtu.be/6JJLc4pMVxc?feature=sha…
Обратим внимание, «начали». «Закрома» у Андрея, без сомнения, существовали, но, как он тут говорит и сам, готовым стилем там не пахло. Это же в «Между Купчино и Ржевкой» подтверждает Балу: «Мне понравились даже не сами стихи, а то, что в тетради были целые рассказы с картинками, из которых, так сказать, по мотивам, были выведены стихи. Как мне кажется, никакой концепцией это не было, просто Князь лепил все подряд. И только потом, уже в результате знакомства с Горшком, идеи Князя приняли более четкие формы».
Действительно, если мы посмотрим на ранние тексты Князя времен «Конторы» (1988-1990), то увидим, что они были далеки от сказок-историй — это классическая подростковая лирика, иногда веселая, про оттяг («Весна» или похожая на нее «Пьянка», в итоге вышедшая на «Жаль, нет ружья»), иногда меланхоличная, про смерть и тлен («Кладбище», «Соловьи. Утро» или «Старая церковь», видимо, вдохновленная «Церковью без крестов» Шевчука).
Сам Андрей признает, что мысль построить идеологию группы на сказочно-мистических сюжетах, принадлежала именно Михаилу (как и, сильно позже, выбор Шута с руками в качестве логотипа группы) и была его принципиальной позицией. В независимом творчестве Андрей тяготел к отвлеченной лирике (например, «Руки к небу») и бытовому юмору. Такие темы для «Короля и Шута» Горшенев, как художественный руководитель, определяющий концепцию группы, категорически отвергал, поэтому они ушли в сольные работы Князя и позже легли в основу создания его собственной группы Княzz: «“Камнем по голове” и “Будь как дома, путник” — это была идейная Михина история. [...] Миха любил такую четкую узконаправленность [...]. Когда на концертах все начали кричать: “Моя любимая песня — “Со скалы” и так далее, это начало нарушать его концепцию песен-историй-сказок, первичную концепцию “Короля и Шута”». https://vk.com/video-50586285_456239375 (10:30 и далее, 2021 г.)
Более того, в книге Рыбина, первой официальной книге о группе 2003 года (где собраны интервью конца 1990-х), Андрей прямо говорит, что мистические тексты были «заказом» Горшенева, которому, вопреки желанию самому создавать нечто подобное, поэзия всегда давалась тяжелее, чем сочинение музыки: «А когда мы с Мишкой встретились, его больше всего впечатляли кладбищенские, мистические темы, и он говорит: "Попробуй что-нибудь такое написать". Я написал "Лесника", а потом "Сапоги", "Охотника". Когда я прочел ребятам "Лесника", то увидел, как у них загорелись глаза и понял, что попал в точку. Потом я стал этот стиль разворачивать». (с. 48)
Там же (с. 52) Андрей утверждает, что именно «Лесник», написанный только в 1992 году, стал первой такой песней — хотя точнее было бы, наверное, сказать «определяющей» — потому, что до этого у Князя уже получилось несколько мистических сюжетных текстов, начиная с совсем уж ученического «Дьявола» (1989). Ряд текстов в выраженной стилистике будущего «Короля и Шута» написал в этот период и основной поэт «Конторы», Балу (например, «Где по утрам восходит солнце», в котором описывается тайный сказочный мир, или «Мертвая земля», где уже присутствует настоящая фантастическая страшная история).
Таким образом, понятно, что группа именно совместными усилиями начала двигаться в этом, заданном Михаилом фэнтезийно-мистическом направлении, в любом случае не собираясь останавливаться на уровне «СПИД! Дотрахались!»
Впрочем, тут в воспоминаниях Андрея тоже кроется подвох: вы не найдете этой композиции ни в одном из самых ранних сохранившихся черновиков «Конторы» со списками песен, и не встретите ничего похожего в воспоминаниях Балу… потому, что такой песни у Горшенева и «Конторы» никогда не было. Зато песню с таким названием и содержанием легко найти на альбоме «Лотерейный билет» московской ПТУ-метал группы «Клиника», вышедшем аж на «Мелодии» в середине 1989 года. В такие совпадения поверить трудно, а вот в то, что Михаил, с фанатизмом следивший за деятельностью советских рокеров (и даже рисовавший про них комиксы) впечатлившись, разучил эту провокационную композицию и исполнил ее Андрею — не составляет труда. Вот только в момент их знакомства в 1988 году этого произойти ну никак не могло… Увы, память каждого отдельного человека — очень ненадежная штука, и доверять ей лучше с осторожностью.
Автор статьи: Ольга Егорова