1июня 2024года исполняется 220 лет со дня рождения великого русского композитора, основателя русской классической музыки, М.
И. Глинки. Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они «оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1778—1834). С десяти лет он начал учиться игре на фортепиано и скрипке, первой его учительницей была гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Он брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда]. В пансионе он познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. По окончании пансиона (1822г.) Глинка изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время он пробует себя в качестве композитора в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой и настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Летом 1823 год, Глинка совершил поездку на Кавказ. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе адыгских танцевальных мелодий композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила». В конце апреля 1830 года Глинка отправился в путешествие по странам Европы. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». Но в этих произведениях уже отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки. В Берлине он занимался изучением полифонии и инструментовки. Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы он, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка начал писать оперу. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною… В течение двух лет он руководил Придворной певческой капеллой. В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» в декабре 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры предыдущей оперы «Жизнь за царя». В сравнении с ней новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. В 1839 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены ей (романс «Если встречусь с тобой», Вальс-фантазия). Весной 1840 года композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи. Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, где познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом.10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже. В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию, — «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». В 1848 году он написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.] Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки: Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени. В мае того же года прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище]. Наследие Глинки включает романсы, песни (около 20), 6 симфонических, камерно-инструментальные произведения, две оперы, духовную музыку. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге. #КультураРФ #культура73онлайн #Базарносызганскаядши
МБУ ДО "Базарносызганская детская школа искусств"
1июня 2024года исполняется 220 лет со дня рождения великого русского композитора, основателя русской классической музыки, М.
И. Глинки.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они «оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1778—1834).
С десяти лет он начал учиться игре на фортепиано и скрипке, первой его учительницей была гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Он брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда]. В пансионе он познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.
По окончании пансиона (1822г.) Глинка изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время он пробует себя в качестве композитора в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой и настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Летом 1823 год, Глинка совершил поездку на Кавказ. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе адыгских танцевальных мелодий композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».
В конце апреля 1830 года Глинка отправился в путешествие по странам Европы. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». Но в этих произведениях уже отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки. В Берлине он занимался изучением полифонии и инструментовки.
Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы он, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.
В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка начал писать оперу.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:
Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…
В течение двух лет он руководил Придворной певческой капеллой.
В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» в декабре 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры предыдущей оперы «Жизнь за царя». В сравнении с ней новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику.
На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. В 1839 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь.
Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены ей (романс «Если встречусь с тобой», Вальс-фантазия). Весной 1840 года композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.
Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, где познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом.10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию, — «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».
В 1848 году он написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.] Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки:
Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени. В мае того же года прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище].
Наследие Глинки включает романсы, песни (около 20), 6 симфонических, камерно-инструментальные произведения, две оперы, духовную музыку.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
#КультураРФ #культура73онлайн #Базарносызганскаядши