Оформление закладной

Оформление закладной
Оформление закладной

Когда вы покупаете недвижимость в кредит, может потребоваться оформление закладной. Подробно разберём, что это за документ, для чего он нужен и как его оформить.

Для чего нужна закладная?
Часто для покупки недвижимости берут ипотеку — целевой кредит на покупку жилья. Возврат средств гарантирует сама недвижимость, она находится в залоге у банка до момента полного погашения кредита.

Закладная — это ценная бумага, она подтверждает передачу недвижимости в залог кредитной организации. Если заёмщик неплатёжеспособен, с помощью этого документа банк возместит убытки через продажу залога, при этом не понадобятся другие доказательства, например, договор по кредиту.

Какие данные указаны в закладной?
Полное содержание закладной определяет банк, в котором оформляется ипотечный кредит. Согласно ст.14 Федерального закона № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в закладной обязательно указывают следующие данные:

— о документе (слово «закладная» обязательно должно входить в название документа)
— о залогодателе и заёмщике, если это разные люди (ФИО, паспортные данные и номер СНИЛС при его наличии)
— о первоначальном владельце закладной (полное наименование, местонахождение, ИНН, ОГРН)
— о кредитном договоре (название, дата и место заключения договора)
— о сумме кредита и размере процентов или об условиях, позволяющих определить эти данные
— о плане погашения долга: сроки, периодичность, размеры каждого из платежей
— о залоговой недвижимости (вид, кадастровый номер, площадь или другие основные характеристики объекта недвижимости, её адрес или описание местоположения)
— о рыночной стоимости недвижимости
— о праве собственности заёмщика на недвижимость (номер и дата государственной регистрации)
— о правах третьих лиц, которые подлежат государственной регистрации, или об их отсутствии
— о государственной регистрации ипотеки (наименование органа регистрации прав, дата и номер государственной регистрации ипотеки)
— о дате выдачи закладной
— подпись заёмщика

Номером закладной считается номер регистрации ипотеки.

Образец закладной:

Оформление закладной - 945801167481

Когда оформляется закладная?
Оформлять закладную, чтобы получить ипотечный кредит, необязательно, но многие банки требуют этого от своих клиентов. Закладная составляется в одном экземпляре, банк вправе хранить оригинал закладной у себя или передать её в депозитарий.

При оформлении закладной обязательно проследите, чтобы прописанные в ней пункты совпадали с обязательствами кредитного или ипотечного договора с банком. В случае судебного разбирательства суд примет решение на основании содержания закладной.

Дата оформления закладной зависит от типа недвижимости:

— если вы приобретаете готовое жильё, то закладная, как правило, составляется одновременно с подписанием кредитного договора
— если вы покупаете строящуюся квартиру, то закладная составляется, как правило, когда вы оформите право собственности на жильё (как правильно принять квартиру от застройщика, прочитайте в статье по ссылке). Некоторые банки могут оформлять закладную на строящееся жилье одновременно с подписанием кредитного договора (в этом случае закладная оформляется на права требования по договору участия в долевом строительстве).

Заёмщик может составить как бумажную, так и электронную закладную.

Как оформить закладную в Банке ДОМ.РФ: пошаговая инструкция
Если закладная не была оформлена одновременно с кредитным договором, то после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию она оформляется следующим образом.

Процедура оформления закладной в Банке ДОМ.РФ состоит из 6 шагов.


1 Обратитесь в банк

Для составления закладной:

1. Закажите отчёт об оценке через автоматизированный сервис.
2. Предоставьте документы удобным для вас способом: привезите оригиналы в офис кредитной компании или направьте на почту 
info.bank@domrf.ru скан-копии.

Сроки предоставления документов указаны в кредитном договоре.

Какие документы понадобятся:

— паспорта и СНИЛС всех залогодателей и заёмщиков
— выписка из ЕГРН или договор участия в долевом строительстве, договор уступки прав требования по нему со всеми приложениями и дополнительными соглашениями
— документ о передаче недвижимости
— кадастровый номер объекта недвижимости и технические документы: поэтажный план и экспликация (подробный чертёж квартиры, где указаны назначения и площади всех помещений)


2 Подпишите закладную в Центре ипотечного кредитования

Закладная готовится примерно в течение 14 рабочих дней с даты подачи полного пакета документов. На подписании закладной должны присутствовать все заёмщики, указанные в кредитном договоре, и собственники объекта недвижимости. Всем участникам обязательно иметь при себе паспорт.


3 Предоставьте пакет документов в Росреестр или МФЦ

Список документов, необходимых для подачи заявки:

— оригинал заявления о государственной регистрации права собственности
— оригинал и копия договора приобретения недвижимости
— оригинал акта приёма-передачи жилья в двух экземплярах
— оригинал и копия документа о полной оплате жилья
— оригинал и копия паспорта
— оригинал закладной
— отчёт об оценке на бумажном носителе (можно предоставить отдельные страницы, которые содержат информацию о стоимости и характеристиках объекта)
— оригиналы и копии кредитного договора и дополнительных соглашений к нему

Перечень документов может быть расширен по требованию Росреестра или МФЦ.


4 Направьте в банк расписку Росреестра или опись МФЦ о передаче им закладной

Документ можно передать удобным вам способом:

— привезти копию в офис банка
— направить на электронный адрес 
reg-rf@domrf.ru (для регионов) или на registrator_sopr@domrf.ru (для Москвы и области)


5 Застрахуйте имущество

После государственной регистрации права собственности необходимо застраховать имущество, для этого направьте документы страховой компании:

— договор приобретения, копии документа о передаче недвижимого имущества и выписки из ЕГРН
— оригиналы и копии паспортов всех собственников
— копию графика платежей
— копию кредитного договора со всеми заключёнными дополнительными соглашениями
— другие документы, по требованию страховой организации

С перечнем страховых компаний, аккредитованных Банком, можно ознакомиться в разделе «Страхование».


6 Предоставьте пакет документов в банк

После заключения договора страхования вам нужно:

— загрузить в сервис на сайте банка копии договора страхования имущества и документа об оплате страхового взноса за первый год
— предоставить менеджеру банка выписку из ЕГРН о государственной регистрации права собственности и ипотеки в пользу банка

Скачать памятку по оформлению закладной можно по ссылке.

Как оформить дубликат закладной, если документ утерян?
Как можно скорее обратитесь в свой банк, а затем в Росреестр для составления и выдачи дубликата документа.

Особенность электронной закладной
Электронную закладную оформляют несколькими способами:

— на сайте Росреестра
— напрямую в банке при участии органа регистрации прав (этот способ используется при оформлении закладной в Банке ДОМ.РФ)

Помимо основных данных, она содержит сведения о депозитарии и его контактах, а также о счёте депо.

Депозитарий — участник рынка ценных бумаг, который ведет учёт прав на ценные бумаги и хранит их. Оформленные закладные также находятся под учётом депозитария.

Счёт депо — счёт депозитария, на котором ведётся учёт ценных бумаг, в том числе закладных.

Еще одна особенность электронной закладной — её необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.



Что банк имеет право делать с закладной?
Банк-владелец закладной имеет право распоряжаться документом:

— продать другому лицу
— обменять на другую закладную

Никакие действия банка с закладной не изменяют условия кредитного договора в одностороннем порядке. В ряде случаев могут измениться счёт и банк получателя платежей.

Если закладная не оформлялась, банк всё равно может переуступить права на кредитные обязательства заёмщика.

Можно ли изменять данные закладной?
Данные закладной можно изменить, например, если изменился состав собственников объекта недвижимости. Для этого заёмщик совместно с банком заключают дополнительное соглашение к закладной и обращаются в Росреестр для обновления данных.

Как снять обременение с квартиры?
Обременение с жилья, купленного в кредит, можно снять только после полного погашения ипотеки. Важно отметить, что обременение не снимается автоматически.

Как снять обременение?

1. Убедитесь, что задолженность погашена полностью.

2. Уточните у банка, в котором производилась выдача ипотечного кредита, как проходит процедура и какие документы нужны для снятия обременения и получения оригинала закладной. Банк вернёт закладную в срок, указанный в договоре. Как правило, выдача закладной занимает не больше месяца.

3. Подайте заявление на снятие обременения с жилья в МФЦ или Росреестре. Для этого понадобятся документы:

— паспорт
— СНИЛС
— заявление банка-владельца закладной или совместное заявление банка и заёмщика, экземпляр закладной в бумажном виде или выписка со счёта депо от депозитария, если была выдана электронная закладная
— заявление заёмщика и экземпляр закладной в бумажном виде с отметкой о полном исполнении обязательства перед банком

На обновление информации в ЕГРН требуется примерно 4 рабочих дня.



Как проверить, что обременение снято?
Статус закладной можно проверить на сайте Росреестра или Госуслуг, для этого потребуется кадастровый номер или адрес.

Жильё, приобретенное в ипотеку, находится в залоге у банка до погашения обязательств по займу. Как правило, закладная составляется при регистрации сделки, однако в случае покупки квартиры в строящемся доме может быть оформлена после ввода дома в эксплуатацию.





Теги:
#кредитование #финансы #инвестиции #финансовая_грамотность
Источник:  
https://domrfbank.ru/blog/oformlenie-zakladnoy/

Комментарии

Комментариев нет.