История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня.
31 января - День гжели.
Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством.
Как появилась гжель?
Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.
А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами.
Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием керамической посуды, статуэток, различных предметов интерьера. Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Развитие ремесла.
Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.
Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.
Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.
Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.
И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.
Гжельская роспись сегодня.
Иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х годов 20 века два подвижника художница-керамистка Наталья Ивановна Бессарабова. и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными.
Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека. А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.
Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.
Аткарская городская библиотека - 2
:Библиотека Городская 2 Аткарск
История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня.
Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством.
Как появилась гжель?
Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.
А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами.
Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием керамической посуды, статуэток, различных предметов интерьера. Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Развитие ремесла.
Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.
Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.
Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.
И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.
Гжельская роспись сегодня.
Иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х годов 20 века два подвижника художница-керамистка Наталья Ивановна Бессарабова. и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными.
Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.
Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.