Храм в Гарни́ (арм. Գառնու տաճար) — языческий храм в Армении, построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом I. Находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Был разрушен в результате землетрясения 1679 года, восстановлен из руин в советское время.
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э.. Следующие упоминания у армянских историков V в. Фавстоса Бузанда, Егише и Мовсеса Хоренаци Была построена армянским царём Трдатом I (66—88 гг.) в 77 г., о чём свидетельствует обнаруженная в 1945 году в поселке Гарни надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.). В настоящее время её относят к Трдату I, который ещё не был христианином. Вероятно, храм был посвящен богу Мгеру. Храм был предназначен для поклонения богу Митре, а также для принесения ему жертвоприношений. В жертву Митре обычно приносили быков.
Убийство Митрой быка, священный акт в митраизме, часто изображаемый последователями культа, называется тавтокронией.
Митра являлся очень популярным божеством среди индоевропейских народов. Ученые выделяют четыре основные ипостаси этого солнечного бога:
Ведийский Бог в индуизме, поддерживающий порядок и справедливость; Иранское божество Солнца, позднее перешедший в зороастрийскую традицию, как олицетворение Аши (вселенской правды, добра и справедливости); Эллинистический бог, центральная фигура митраизма. Митраизм был распространен как тайный культ среди солдат римской армии в I-V вв; Бог древних армян, покровитель царей и олицетворение солнечной мощи. Митра (Мгер) занимал центральное и главнейшее место в пантеоне древних армян, останки объектов, связанных с его культом можно найти по всей Армении (знаменитая Дверь Мгера – один из таких), а так же, множество топонимов в Армении связаны с именем этого бога. Языческий храм Гарни – одно из наиболее значимых мест, связанных с культом Митры.
Храм входил в застройку внутреннего пространства крепости Гарни, которая была одним из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить ещё во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет. Армянские цари очень любили это место — и не только из-за её неприступности, но и по причине хорошего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи, крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры. Затем тот собрал население местности вокруг Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшую Ереваном.
Историко-архитектурный комплекс Гарни находится рядом с одноимённым современным посёлком. Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Храм выстроен в эллинистических архитектурных формах. Храм своим устройством отображает мощь солнечного бога. Его строили из крупных блоков гладкотесанного базальта, скрепленных скобами и штырями. Вовнутрь храма ведут девять высоких ступеней, каждая высотой 30 сантиметров. Сделано это неспроста. Быстро или небрежно подняться по ним – попросту невозможно, а потому каждый человек, поднимаясь в храм, будто выказывает свое почтение богу солнца.
Крышу поддерживают 24 могучих колонны, называющиеся пилонами. Число 24 означает количество часов в сутках, путь, который Митра, как солнце, проходит каждый день. Каждая колонна украшена изображением коленопреклоненного атланта, руками поддерживающего крышу.
Эти элементы эллинистической архитектуры достойно передают ипостась солнца как олицетворения мощи. Другую ипостась Митры, Бога света, жизни и плодородия, чудесно передают элементы уже армянской культуры – это искусные барельефы, изображающие виноградные лозы и гранаты.
По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность.
Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.
Храм по своему типу является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником.
Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью. Внутри храма находится маленькое святилище, которое когда-то украшала, утерянная ныне, статуя самого бога Митры. В крыше здания даже существует специальное отверстие, чтобы лучи солнца освещали статую божества. Здесь жрецы проводили богослужения и таинственные мистерии.
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г.
Возле храма сохранились остатки здания бани, сооружённого в III веке. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой. Банный комплекс состоял как минимум из пяти комнат, в которых располагались комната для раздевания, комнаты с холодной, тёплой и горячей водой, а также отдельная комната, где подогревалась вода. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
Сохранилась и часть водопровода, устроенного по римскому образцу.
Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский учёный Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки. В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 1960-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Через несколько лет кропотливой работы гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году. Историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркури.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс. Река Азат огибает его с двух сторон, образуя глубокое ущелье. Отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями. Часть крепостной стены с прямоугольными бащнями, защищавшая крепость с равнинной стороны, в настоящее время реконструирована. Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали ещё с урартских времен. Ущелье реки Азат примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». Это туристическая достопримечательность.
Фундамент церкви Святого Сиона, построенной в VII-ом веке, может поразить зрителя своими идеальными геометрическими формами и пропорциями. Прямо за ним располагается смотровая площадка, с которой можно обозреть ущелье реки Азат. Отсюда открывается захватывающий вид на Араратскую долину, сверкающие горные вершины и склоны Гегамского хребта.
С 1990 года храм Гарни стал святыней неоязычников Армении. Их вера близка к иранскому зороастризму. Каждый год они устраивают в храме свои церемонии, главная из которых проводится 21 Марта. Этот день совпадает с Новрузом, Новым Годом в Иране. В этот день неоязычники отмечают день рождения огненного бога Ваагну. Празднества также проходят на праздник Вардавар (Вардавар отмечается спустя 98 дней после Пасхи), который имеет дохристианское происхождение. Таким образом храм Гарни — действующий языческий храм Армении.
Армения по-русски
Гарни.
Храм в Гарни́ (арм. Գառնու տաճար) — языческий храм в Армении, построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом I. Находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Был разрушен в результате землетрясения 1679 года, восстановлен из руин в советское время.
Была построена армянским царём Трдатом I (66—88 гг.) в 77 г., о чём свидетельствует обнаруженная в 1945 году в поселке Гарни надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.). В настоящее время её относят к Трдату I, который ещё не был христианином. Вероятно, храм был посвящен богу Мгеру.
Храм был предназначен для поклонения богу Митре, а также для принесения ему жертвоприношений. В жертву Митре обычно приносили быков.
Убийство Митрой быка, священный акт в митраизме, часто изображаемый последователями культа, называется тавтокронией.
Митра являлся очень популярным божеством среди индоевропейских народов. Ученые выделяют четыре основные ипостаси этого солнечного бога:
Ведийский Бог в индуизме, поддерживающий порядок и справедливость;
Иранское божество Солнца, позднее перешедший в зороастрийскую традицию, как олицетворение Аши (вселенской правды, добра и справедливости);
Эллинистический бог, центральная фигура митраизма.
Митраизм был распространен как тайный культ среди солдат римской армии в I-V вв;
Бог древних армян, покровитель царей и олицетворение солнечной мощи.
Митра (Мгер) занимал центральное и главнейшее место в пантеоне древних армян, останки объектов, связанных с его культом можно найти по всей Армении (знаменитая Дверь Мгера – один из таких), а так же, множество топонимов в Армении связаны с именем этого бога. Языческий храм Гарни – одно из наиболее значимых мест, связанных с культом Митры.
Храм входил в застройку внутреннего пространства крепости Гарни, которая была одним из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить ещё во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за её неприступности, но и по причине хорошего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи, крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры. Затем тот собрал население местности вокруг Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшую Ереваном.
Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Храм выстроен в эллинистических архитектурных формах.
Храм своим устройством отображает мощь солнечного бога. Его строили из крупных блоков гладкотесанного базальта, скрепленных скобами и штырями. Вовнутрь храма ведут девять высоких ступеней, каждая высотой 30 сантиметров. Сделано это неспроста. Быстро или небрежно подняться по ним – попросту невозможно, а потому каждый человек, поднимаясь в храм, будто выказывает свое почтение богу солнца.
Крышу поддерживают 24 могучих колонны, называющиеся пилонами. Число 24 означает количество часов в сутках, путь, который Митра, как солнце, проходит каждый день. Каждая колонна украшена изображением коленопреклоненного атланта, руками поддерживающего крышу.
По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность.
Внутри храма находится маленькое святилище, которое когда-то украшала, утерянная ныне, статуя самого бога Митры. В крыше здания даже существует специальное отверстие, чтобы лучи солнца освещали статую божества. Здесь жрецы проводили богослужения и таинственные мистерии.
Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
Банный комплекс состоял как минимум из пяти комнат, в которых располагались комната для раздевания, комнаты с холодной, тёплой и горячей водой, а также отдельная комната, где подогревалась вода. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский учёный Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.
В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели.
В середине 1960-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Через несколько лет кропотливой работы гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году. Историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркури.
Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу.
На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали ещё с урартских времен.
Ущелье реки Азат примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». Это туристическая достопримечательность.
Фундамент церкви Святого Сиона, построенной в VII-ом веке, может поразить зрителя своими идеальными геометрическими формами и пропорциями. Прямо за ним располагается смотровая площадка, с которой можно обозреть ущелье реки Азат. Отсюда открывается захватывающий вид на Араратскую долину, сверкающие горные вершины и склоны Гегамского хребта.