"За рулем" назвал самый продвинутый двигатель СССР круче BMW

Журналисты издания "За рулём" назвали самый продвинутый советский двигатель, превосходящий многие зарубежные аналоги!

Двигатель Москвич 412, фото: njcar.ru
Двигатель Москвич 412, фото: njcar.ru
Двигатель для автомобиля Москвич-412 появился в 1967 году. Мотор имел объём 1,5 литра и мощность 75 лошадиных сил. В 1960-1970-е годы прошлого столетия силовой агрегат в СССР считался революционным. Такая же мощность была у легендарной Волга ГАЗ-21, но её двигатель имел объём 2,45 литра.

Примечательно, что силовой агрегат Москвич-412 на самом деле был ещё мощнее. Главный конструктор предприятия Александр Андронов специально занизил паспортную мощность, хотя на самом деле она превышала 80 лошадиных сил.

Оригинал или нет? После создания данного двигателя появились слухи, что он скопирован с мотора BMW. Действительно этот силовой агрегат несколько похож на ДВС BMW M10. Он также имел объём 1,5 литра и мощность 75 лошадиных сил. Но советский мотор невозможно назвать копией. Ведь немецкий силовой агрегат имел другую камеру сгорания и блок цилиндров. Существовали и иные отличия. При этом блок цилиндров Москвич-412 оснащался съёмными гильзами. Это позволяло легко ремонтировать автомобиль в любых условиях.

"За рулем" назвал самый продвинутый двигатель СССР круче BMW - 933724559706
Знаменитый советский мотор имел весьма оригинальную версию - Москвич-412Д. Такой силовой агрегат ставили на сельские варианты автомобиля, которые имели защиту картера, другие шины и прочие особенности, позволявшие эксплуатировать его в условиях плохих дорог. Такой двигатель имел мощность всего 68 лошадиных сил. Его устанавливали обычно на Москвич-21406. Подобные авто пользовались популярностью у жителей Советского союза. Это неудивительно, так как силовой агрегат можно было заправлять дешёвым АИ-76.

Но также двигатель имел уникальные возможности для форсировки. Например, с двумя карбюраторами Weber он мог выдать целых 92 лошадиные силы. И это не являлось пределом для мотора Москвича. Изначально, в него были заложены уникальные возможности для увеличения мощности.

Например, на базе этого ДВС создавались силовые агрегаты увеличенной мощности и с двумя распределительными валами. К примеру, был разработан мотор объёмом 1,7 литра с мощностью 117 лошадиных сил. Он оснащался двумя карбюраторами. Также был создан и двигатель объёмом 1,8 литра с мощностью целых 124 л.с.

Такие сильно форсированные двигатели создавались в СССР преимущественно для гонок. К ним предъявлялись повышенные требования. Но не исключено, что подобные моторы могли бы получить и гражданские версии.

Но московский автозавод испытывал в то время нехватку даже обычных двигателей. Поэтому всё смогло измениться, как только производство таких двигателей было перенесено в Уфу, где их заметно модернизировали.

"За рулем" назвал самый продвинутый двигатель СССР круче BMW - 933724559962
Так сложилось, что в Москве не было производственных мощностей для выпуска мотора Москвич-412. Поэтому его стали производить в Уфе. Но при запуске производства автомобилей АЗЛК в Ижевске выяснилось, что новых моторов оказалось недостаточно. Поэтому и на некоторые авто, производимые в Москве, стали устанавливать двигатели Москвич-408.

Примечательно, что в 1970-1980 годы двигатели Москвич-412 или УЗАМ-412 считались невероятно надёжными. Ими оснащали даже экспортные автомобили Москвич. Поэтому неудивительно, что силовые агрегаты получили высокие оценки не только тогдашних советских, но и западных специалистов. При этом зарубежные журналисты при высокой оценке двигателей, часто критиковали тормозную систему Москвичей.

В свои лучшие годы данные двигатель считался весьма надёжным и долговечным. Он не требовал доливки моторного масла от замены до замены. При этом мотор мог спокойно пройти примерно 150 000 километров. Да и капитальный ремонт его был несложен, благодаря съёмным гильзам из чугуна.

Сложнее всего было менять съёмную часть масляного фильтра автомобилей. Очень аккуратно требовалось обращаться с уплотнительной резинкой элемента. Но впоследствии на машины стали ставить масляный фильтр от "Жигулей", что решило данную проблему.

В 1990-е годы качество сборки таких моторов стало заметно ухудшаться. Они начали отличаться заметным расходом масла. Часто выявлялся брак гильз, что приводило к попаданию смазки в цилиндры.

В 1990-е годы легендарный двигатель стал носить название УЗАМ-331 и получил мощность 72 лошадиные силы. Этого было явно недостаточно для нового тогда Москвич-2141. Но изначально автозаводу в Москве приходилось довольствоваться лишь такими силовыми установками.

"За рулем" назвал самый продвинутый двигатель СССР круче BMW - 933724560218
Но впоследствии в Уфе смогли несколько модернизировать мотор и увеличить его мощность. Например, существовала версия УЗАМ-3317, имевшая мощность 85 лошадиных сил при объёме 1,7 литра. Такой двигатель позволял ехать Москвичу - 2141 заметно лучше. Но качество сборки силового агрегата не всегда было стабильным. Часто встречался брак. Кроме того, было произведено небольшое количество моторов объёмом 1,8 литра с мощностью 100 лошадиных сил. Также в Уфе производили и силовой агрегат объёмом 2 литра. Он выдавал мощность 112 лошадиных сил. Такие моторы иногда встречались на Иж Ода.

Кроме того, в 1996 году компания "Мотор-Мастер" из Уфы поставила двигатель мощностью 100 л.с. в удлинённую Ниву ВАЗ-2129. Но данный проект оказался невостребованным. Легендарный двигатель от АЗЛК мог бы быть уместным и в нашей время. Но он перестал использоваться, так как перестали выпускать автомобили, которые комплектовались данным мотором.

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 17 ноя 2023 18:05
    Тогда ( да и сейчас многие) все машины были похожи ...
  • 17 ноя 2023 18:08
    СССР ... Великий СССР ! и позорная рашка ...Нельзя сравнивать !
  • 17 ноя 2023 18:31
    ГБЦ у жигулей шумная. Там каждые 10 тысяч регулировать зазоры клапанов надо иначе будет тарахтеть как дизель... Рокера качественные найти тяжело. С говнистого чугуна в основном сейчас. Стальные как то находил, но они звенят как не регулируйю Зато ходят долго. А если болты выработанные, то блин тяжело адекватно отрегулировать зазоры...
  • 17 ноя 2023 18:32
    При ремонте втулки клапанов менять надо и всё там тихо работает.
  • 17 ноя 2023 18:41
    Втулки в смысле направляющие? НАправляющие что интересно могут все 200 тысяч ходить от замены до замены если вовремя клапана регулировать не дожидаясь дизельного стука.
  • 17 ноя 2023 18:43
    Да...направляющие..но надо ставить бронзовые и рокера с солдатиками нового образца.
  • 17 ноя 2023 18:45
    В пень эти солдатики. Вон впиндюрить рампу с гидриками и менять комплект раз в 30~40 тысяч. Забудешь что такое тарахтение клапанов и регулировка. Наши латунные направляющие ставят. 150 тысяч смело откатывают,
  • Комментарий удалён.
  • 19 ноя 2023 13:24
    там и сиди
  • 19 ноя 2023 14:05
    Головку вовремя не протянули, скорее всего . Другой причины нет Я в феврале того же 94-го делал товарищу двигатель на УАЗ-буханке. Как собрал, говорю, проедешь 500-1000 км, обязательно протяни головку, прокладка"сядет". А мае приезжает ко мне с вопросом-вода из-под ГБЦ течет по задней стороне блока на кожух сцепления.. Спрашиваю-головку протягивал? Отвечает-нет. В общем, гайки рожковым ключем на 17 крутились Протянул, как положено, а прокладка и не пострадала.
  • 19 ноя 2023 14:53
    .Соглашусь. когда последний раз ее протягивали? Я за 140 тыс уже пару раз бы еще ее протянул для страховки, при регулировке клапанов или подтяжке цепи. Тем более УЗАМ склонен к перегревам, особенно 4 цилиндр. Для улучшения циркуляции на последнем "пирожке" я ставил шкив помпы от 402-го ЗМЗ, он намного меньше родного, а до этого на лето даже обрезанный газоновский пластиковый вентилятор ставил, и все равно греется по полям, постоянно радиатор печки открываешь. Просто у вас время пришло ей прогореть- нагрузка с прицепом.
  • 19 ноя 2023 14:56
    У меня на трех "пирожках" прокладка ни разу не прогорала, а вот в ГБЦ трещина м-ду седлами клапанов появлялась, так тосол фотаном из горловины радиатора поднимался!
  • 19 ноя 2023 15:10
    Ух, ты... Не одного профессионала не заметил в обсуждении.
    Одни любители.
  • 19 ноя 2023 15:14
    Свечу в 4 цилиндре часто закидывает из-за утечки тормозухи в ВУТе- шланг отбора вакуума как раз в коллектор этого цилиндра. И еще, для улучшения циркуляции этого цилиндра, после того, как "пригрел" его на поршневой 1,8 л с задиром поршня, я ввернул уголковый штуцер в большую пробку на канале охлажения на задней стенке ГБЦ, и поставил тройниковый сантехнический кран на шланге обратки из печки. Таким образом, получился байпасный канал для циркуляции ОЖ от 4 цилиндра на лето- печку закрываю, его открываю. Такую же систему собрал и на своей 21-й "Волге".
  • 19 ноя 2023 15:17
    На "пирожке" ездил
  • 19 ноя 2023 15:20
    Четвёртый цилиндр у москвича закидывает, обычно тогда, и когда водилО, с утра на унитаз не садился. (H)
  • 19 ноя 2023 15:21
    А что на 1-2 цилиндрах едет-верю, сам езди на 2, клапана прогорели🙃 И на 1 цилиндре заводил- сосед подошел, "пошутил", снял 3 надсвечника потихоньку .. Я завел, обороты не набирает- смотрю, только первый цилиндр подключен
  • 19 ноя 2023 15:22
    Ну, у кого как
  • 19 ноя 2023 15:27
    Вот.. У меня сосед, до сих ездит на таком... Оранжевом.
    Так было раз, по пьяне он провода высокие попутал...
    На одном цилиндре(!) завёл и в гараж уехал, за 3 км.
  • 19 ноя 2023 15:34
    Мы как-то лет 20 назад над главным инженером управления с/х так подшутили: поменяли местами провода 1 цилиндра и на катушку... Он заводить, не поймет, в чем дело, но по нашим смеющимся лицам догодался...
  • 19 ноя 2023 15:43
    Инженер был профи... Всë-таки.
    Я всегда илумляюсь тому, тогда вот, на заднем дворе, ТВ огороде, ух, какой аппарат.
    А там, всего лишь...
    Морда одна, движок другой, колёса третьи и... Т. Д.
    Оценка, какой инженер-конструктор в деревне объявился!!!
    Надо весь автопром на него. (fr)(fr)(fr)
  • 19 ноя 2023 16:10
    Да я бы не сказал, что профи- до этого он работал директором совхоза, и перевернул все легковые автомобили в хозяйстве а двигатель на этом "пирожке" он ремонтировал действительно "профессионально"- помогли мы ему снять его- и на стол, он отворачивает один нижник, отверткой выковыривает из постели вкладыш, вставляет другой, меняет в нижнике- и так во всех коренных и шатунных... Один кулачек распредвала под коромыслом выработался, остался неизношенный фрагмент шириной 4-5 мм, он шайбами сдвигвет р/вал вперед, и мотор работает дальше как "часы"
  • 23 ноя 2023 11:05
    Весь автопром сгинул... и не только... 🤒, надо добавить при капиталистах. Купить-продать выгоднее...