В переводе с греческого языка икона - это “изображение”. Их появление описывается в преданиях и исторических артефактах как мистическое и удивительное. Всего существует три версии возникновения божественных изображений:
По одной версии, первой иконой стало изображение Господнего сына. Оно появилось на платке, когда женщина Вероника приложила его к лицу Иисуса Христа. В древних летописях сказано, что Вероника протянула платок Иисусу в тот момент, когда он нес свой крест. Божий сын взял платок, утер пот и кровь с лица, и на куске ткани появился его отпечатавшийся лик. По другой версии, первая икона хранилась у эдесского правителя Авгаря. В древнем писании говорится, что царь Авгарь хранил это полотенце с ликом Божьего сына весьма бережно. Изображение Иисуса Христа появилось на ткани после того, как он вытер им лицо.
Третья же версия связана с евангелистом Лукой, известным в то время своими врачебными и художественными способностями. Полагается, что первые иконы, относящиеся к 6 веку нашей эры, написал именно он. Они все были выполнены по энкаустической технологии, которая относилась к египетско-эллинистической культуре. Краски для иконы изготавливались из воска, красящего пигмента и смолы. Изображения благодаря таким краскам получались яркими и насыщенным. В 8 веке на христианскую Церковь выпали тяжелые испытания. Согласно идеологическим суждениям, иконопись подвергалась критике, которая приобрела не только религиозный характер, но и политический.
Несмотря на это иконы продолжали существовать. Но это было не в городах, а уже в отдаленных провинциях, где за этим никто не следил.
В 787 году произошло одно из важнейших для иконописи событий - догмат по написанию икон признали благим делом. Это произошло на Седьмом Вселенском Соборе при правителях Византии Ирине и Константине 6. Именно после данного собрания иконопись стала развиваться, а религиозное ремесло было полностью одобрено христианским народом.
По своей географической территории, первые иконы появились в Болгарии, затем в Сербии, и потом стали известны на Руси. Первым мастером иконописного ремесла на Руси стал святой Алипий. На сегодняшний день древнерусские иконы сохранились только в соборе Святой Софии который расположен в Великом Новгороде. Остальные древние экземпляры с изображением святых, Иисуса Христа, Богородицы и других Божьих людей были уничтожены во время нашествия монголо-татар.
Значение икон на Руси к этому времени возросло настолько, что стало превосходить даже значение мозаик и фресок в Византии. К тому же русские религиозные традиции, касаемые икон, стали опорой для создания многоярусного иконостаса.
Самый расцвет русской иконописи пришелся на 14-15 века. Именно тогда она прославилась своими лучшими художниками: Дионисий, Андрей Рублев и Феофан Грек навсегда запомнятся народом как лучшие мастера, написавшие знаменитые иконы.
С 20 века интерес к искусству начал возрастать. Ученые, эксперты и художники до сих пор восхищаются и изучают технологию изготовления икон, которая сохранилась в старообрядной религиозной культуре.
Церкви и Храмы России
История возникновения икон
В переводе с греческого языка икона - это “изображение”. Их появление описывается в преданиях и исторических артефактах как мистическое и удивительное. Всего существует три версии возникновения божественных изображений:
По одной версии, первой иконой стало изображение Господнего сына. Оно появилось на платке, когда женщина Вероника приложила его к лицу Иисуса Христа. В древних летописях сказано, что Вероника протянула платок Иисусу в тот момент, когда он нес свой крест. Божий сын взял платок, утер пот и кровь с лица, и на куске ткани появился его отпечатавшийся лик.
По другой версии, первая икона хранилась у эдесского правителя Авгаря. В древнем писании говорится, что царь Авгарь хранил это полотенце с ликом Божьего сына весьма бережно. Изображение Иисуса Христа появилось на ткани после того, как он вытер им лицо.
В 8 веке на христианскую Церковь выпали тяжелые испытания. Согласно идеологическим суждениям, иконопись подвергалась критике, которая приобрела не только религиозный характер, но и политический.
Несмотря на это иконы продолжали существовать. Но это было не в городах, а уже в отдаленных провинциях, где за этим никто не следил.
В 787 году произошло одно из важнейших для иконописи событий - догмат по написанию икон признали благим делом. Это произошло на Седьмом Вселенском Соборе при правителях Византии Ирине и Константине 6. Именно после данного собрания иконопись стала развиваться, а религиозное ремесло было полностью одобрено христианским народом.
По своей географической территории, первые иконы появились в Болгарии, затем в Сербии, и потом стали известны на Руси. Первым мастером иконописного ремесла на Руси стал святой Алипий. На сегодняшний день древнерусские иконы сохранились только в соборе Святой Софии который расположен в Великом Новгороде. Остальные древние экземпляры с изображением святых, Иисуса Христа, Богородицы и других Божьих людей были уничтожены во время нашествия монголо-татар.
Значение икон на Руси к этому времени возросло настолько, что стало превосходить даже значение мозаик и фресок в Византии. К тому же русские религиозные традиции, касаемые икон, стали опорой для создания многоярусного иконостаса.
Самый расцвет русской иконописи пришелся на 14-15 века. Именно тогда она прославилась своими лучшими художниками: Дионисий, Андрей Рублев и Феофан Грек навсегда запомнятся народом как лучшие мастера, написавшие знаменитые иконы.
С 20 века интерес к искусству начал возрастать. Ученые, эксперты и художники до сих пор восхищаются и изучают технологию изготовления икон, которая сохранилась в старообрядной религиозной культуре.