КАК ЖЕНЩИНЫ ЧЕРЕЗ РЕЦЕНЗИИ ВЛИЯЛИ НА ЛИТЕРАТУРУ

Если мы откроем раздел «Русская литературная критика второй половины XIX века» в школьном учебнике литературы Юрия Лебедева за 2020 год, то увидим исключительно мужские имена: Николай Страхов, Аполлон Григорьев, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен, Иван Киреевский, Александр Дружинин, Павел Анненков, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Константин Аксаков и Алексей Хомяков. Итого 12 критиков, и среди них не нашлось места ни одной женщине, хотя для описания деятельности вышеназванных людей было выделено немало страниц. Ученик может сделать вывод: либо женской критики не существовало вообще, либо она была настолько плохой, что и говорить о ней не стоит.
Первый вывод можно допустить, если бы это было самое ее начало. В 1868 году Мария Цебрикова считала, будто кроме нее, Евгении Конради и Марии Безобразовой существовали только романистки, которые статьи не писали. Однако с тех пор прошло много времени, и исследователи женской литературы с помощью глобальной сети дали возможность женщинам-критикам выйти за пределы пожелтевших журнальных страниц к современному читателю. Александра Зражевская, Елизавета Салиас де Турнемир, Надежда Хвощинская, Мария Цебрикова, Евгения Конради и Екатерина Бартенева — их имена были не только известны великим классикам литературы, они стояли вместе с ними в одном ряду. Так что второй вывод по прочтении их работ кажется невозможным.
Женская литература начала развитие еще в 1769 году.
«Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила», — пишет Екатерина II в мемуарах.
Но это не единственное, что составляло ее литературную деятельность. Были также переводы, басни, комедии, эссе, пьесы и сказки, самая известная из них — «Сказка о царевиче Хлоре» — написана для собственного внука Александра I в 1781 году. Екатерина Алексеевна осознавала, какой силой обладает слово, поэтому неудивительно, что ей, потрясенной пугачевским восстанием, показалось недостаточным распространять свою идеологию через частные издания.
В страхе потерять свое влияние на просвещенное дворянство императрица 15 января 1783 года выпускает Указ о вольных типографиях: открыть издательство может каждый, но писать всё что угодно нельзя. Тем самым она прерывает бурный поток изданий, контроль над которыми был ослаблен при Елизавете Петровне.
Эту силу слова видели и последующие писательницы. Литература — единственная трибуна, где они могли озвучить свою проблему, а рассказать о ней — для них то же, что решить ее. Таким образом, начиная со второй половины ХIХ века, одновременно с развитием феминизма, в прессе появляются защитницы женских прав. Александра Зражевская — их первый «адвокат», и принято считать, что именно она стоит на пороге женской критики, однако это не совсем так.
В 1804 году в нескольких номерах «Журнала для милых» появляются заметки полемического характера в адрес «Вестника Европы». Авторы коротеньких статей, сестры Анна Безнина и Елизавета Трубецкая, критикуют журнал за ошибки переводчиков и «нашпигованный славянщизною» язык. Их высказывания придавали интерес низко оцениваемому журналу. Однако существование сестер подтвердить не удалось, поэтому многие приняли их фигуры за мистификацию издателей журнала.
💥Александра Васильевна Зражевская
«Дайте женщине школу, подчините ее с детских лет труду, труду и труду, учредите женские университеты, кафедры, и тогда посмотрите: дается ли женщине сильный и тонкий рассудок, основательность, гениальность, изобретательность и переносчивость трудов», — пишет Зражевская в своей статье «Зверинец», опубликованной в журнале «Маяк» в 1842 году.
Она, абсолютно уверенная в себе, стала одной из первых, кто не постеснялся выступить против насмешек мужчин, считавших, что низкий уровень интеллекта заложен в женской природе, а не в воспитании. Она видела, как эти «звери» пытаются вытолкнуть женщин из литературы, призывала последних создать свой собственный журнал и не повторять стиль работ, вышедших из-под мужского пера, а быть в этом плане самостоятельными, как княгиня Зинаида Волконская, Авдотья Глинка и графиня Евдокия Ростопчина.
Написать «Зверинец» Зражевская решила не из одного сострадания к писательницам, патриархатная критика касалась и лично ее.
Литература для Александры — не дополнительное средство заработка, а главное ремесло. Ее именем было подписано и несколько других оригинальных работ, опубликованных в журналах «Библиотека для чтения», «Сын Отечества» и «Москвитянин».
Но именно этот текст — автобиография и критическая статья, смесь жанров, — сложившийся в два публичных письма, несмотря на то, что каждое из них имело адресата, позволил Зражевской заявить о себе и закрепиться в истории как первый в России феминистский критик.
«Зверинец» — громкое заявление, и всё же узкой направленности, поэтому большой славы писательнице он не принес. Демократическое движение требовало решения многих других проблем, а женский вопрос был только их частью.
💥Надежда Дмитриевна Хвощинская
В отличие от Зражевской Хвощинская не ставила за главную цель громко заявить о себе. Публиковать свой портрет она не разрешала, а все работы, от заметок и писем до повестей и больших романов, подписывала псевдонимами: В. Крестовский, В. Поречников, Н. Воздвиженский, Н. Х. и др. Печаталась в таких журналах, как «Отечественные записки», «Русские ведомости» и «Живописное обозрение», и выступала как в роли писательницы, так и в роли переводчицы, публициста и критика. Последнее звание она получила в 1861 году, следуя за своим идеалом Виссарионом Белинским. Самые известные ее критические статьи выходили под названием «Провинциальные письма».
С 1840-х годов, а точнее с «Капитанской дочки» Пушкина, реализм становится доминирующим направлением в литературе. Точное изображение действительности для критиков играло большую роль при оценивании мастерства писателя.
Так и Хвощинская в своей статье «Князь Серебряный, исторический роман гр. Толстого» упоминает теорию искусства для искусства. По ее мнению, между затрагиваемыми в тексте проблемами и их отделкой должен быть баланс. Искажение исторических фактов, неправдивые характеры, подмена понятий, ошибки в подборе слов — в своем анализе Хвощинская умело затрагивает все стороны текста, не забывая упомянуть имена состоявшихся в этом направлении писателей. Также в этой статье, как и во многих других, критик поднимает женский вопрос.
Надежда упрекает автора в создании бесхарактерной героини, внешнее бездействие которой было принято за внутреннее, и советует автору представить жизнь женщины с самого ее рождения.
Замечания Хвощинской по поводу женских образов относятся не только к мужчинам, писательница критиковала и своих современниц, хотя, размышляя о женской литературе в целом, писала:
«…всякий о себе лучший рассказчик, женщины тем более… женщина расскажет о себе всё, простодушно, без натяжки».
Д. Раскольникова
Продолжение следует

КАК ЖЕНЩИНЫ ЧЕРЕЗ РЕЦЕНЗИИ ВЛИЯЛИ НА ЛИТЕРАТУРУ - 969502707991
КАК ЖЕНЩИНЫ ЧЕРЕЗ РЕЦЕНЗИИ ВЛИЯЛИ НА ЛИТЕРАТУРУ - 969502708247

Комментарии

Комментариев нет.