В мае 1935 года появляется модель 400 Standard Series 3640, её оснастили 6ти-цилиндровым 3.8л двигателем мощностью 90л.с., фишкой мотора стал впускной коллектор составляющий с блоком мотора единое целое, однако в отличие от предыдущих верхнеклапанных моторов этот двигатель имел боковое расположение клапанов. Помимо этого эти автомобили стали оснащаться овердрайвом, т.е повышающей передачей, она понижала шумность трансмиссии на последней передачи, плюс экономила топливо на ней же. Коснулись обновления и внешности, так спереди заменилась фальшрадиаторная решётка, которой придали стиль водопада, сзади появились багажные отделения которые были выполнены заодно с кузовом, наличие такого багажника предполагало наличие опции "Bed-In-A-Car" — задние сидения раскладывались в ровную площадку создавая таким образом кровать, при этом открывался доступ к багажнику из салона, по замыслу создателей два пассажира могли спать головой к водительским сидениям с просунутыми в багажное отделение ногами (я так кстати в своё время в Скорпе с кузовом седан спал).
Nash 400 Standard Series 3640 Sedan В октябре 1935го все прежние серии снимаются с производства их заменяют новые машины, 400 модель получает фейслифтинг, видоизменённый дизайн решётки радиатора индекс тоже был изменён на 400 De Luxe Series 3640A, технически же автомобиль остался не изменённым, следующей по ранжиру у марки Nash шла модель (надо заметить, что стилически все модели получили единый дизайн) Ambassador Six Series 3620 получившая тоже мотор объёмом 3.8л мотор мощностью 93л.с. но с верхними клапанами, трансмиссия у неё была аналогична модели 400 и затем шёл Ambassador Super Eight Series 3680 со 102х сильным 4.3л 8ми цилиндровым мотором. Марка LaFayette представила технически и внешне похожую на "Нэши" машину Series 3610 с прежним 3.6л двигателем, который развивал 83л.с.
Nash Ambassador Six Series 3620 Touring Sedan В 1936м году Чарльз Нэш которому было уже 72 года и который занимал пост председателя собрания акционеров начинает подыскивать замену себе, однако ни одна из известных кандидатур не устраивала великого руководителя, он искал такого парня, который походил бы на него и который придерживался его философии руководства. Нэш привык править по старинке, однако в 1933м начинают свою активность профсоюзы (которые в США существовали с 1842 года), Рузвельт пришедший к власти изменил законы касаемые минимальной оплаты и времени труда и теперь представители рабочих выдвигали свои требования. Наконец Нэш по совету Уолтера Крайслера выходит на Джорджа Уолтера Мейсона, главу фирмы Kelvinator Company выпускающей эксклюзивные холодильники и прочую домашнюю кухонную технику. Не смотря на кризис компания Мейсона не только не потеряла свои позиции, но и получала прибыль, а это была заслуга и руководителя. Нэш начинает уговаривать Мейсона, но тот отказывается покидать свой прежний пост. Наконец Нэш спросил у Мейсона, который кстати стоял у истоков фирмы Chrysler, что должно произойти, что бы Мейсон стал его наследником, тогда Мейсон сказал — только если компании объединятся. Нэш прикинул, General Motors владеет холодильной компанией Frigidaire, Borg-Warner тоже хозяйничает в Norge Appliance, почему бы и нет, но была разница была в том, что те фирмы владели фирмами, а тут должно было осуществиться объединение компаний, которые вообще работают в разных сферах. В октябре началось объединение, которое завершилось в январе 1937 года, когда президентом компании Nash-Kelvinator становится Джордж Мэйсон, а Нэш хоть и уходит на пенсию, но юридически остаётся членом правления в реорганизованной фирме. Нэш уходит на покой и впервые не выдаёт рождественские премии своим рабочим лично, в кризисные годы Чарльз Нэш лично раздавал 10 долларовую премию каждому работнику заводов (напомню, что за 600 баксов можно было купить машину, так что 10 долларов это не издевательская сумма, как вам может показаться), но теперь он считал, что его предали его же собственные работники и он передал сумму предназначенную для премий своим управляющим, которые и занялись раздачей премий. Кстати говоря Нэш передал фирму в руки Мэйсона окончив год с прибылью размером более миллиона долларов.
Nash 400 De Luxe Series 3648A Touring Sedan Т.к. Мэсон будет 17 лет стоять у руля компании, то напишу ху из ит мистер Мэйсон. Мэйсон родился в 1891м году в провинциальном городишке штата Северная Дакота. В возрасте 15 лет он впервые сел за руль автомобиля и научился не плохо ездить, потому парня взял на работу местный дилер продающий автомобили марки Maxwell. В обязанности юноши входили демонстрация автомобилей и обучение управления им, согласитесь не плохое занятие для мальчишки. В 16 он увлёкся, как сейчас сказали бы мотокроссом, он гонял на мотоцикле по грязи, занимая призовые места, попутно он начал продавать мотоциклы. В 1909м году он поступил в Мичиганский университет, отучившись три года на инженера и один год на менеджменте, окончив университет со степенью бакалавра он решает связать свою карьеру с автомобилями. Мэйсон устраивается в Studebaker Corp., проработав там год он переходит в Dodge Brothers, переход был связан с тем, что Уильям Уилсон, который был боссом у Мэйсона перешел из одной фирмы в другую с таким условием, что его подопечному тоже дадут новое место. В 1917м-1918м году заведовал арсеналом в Рок Айленде, по просьбе военного ведомства. В 1921м году Уилсон становится членом правления в Maxwell Motor Corporation, куда он был позван Уолтером Крайслером, Уилсон, который получил должность вице-президента ответственного за производство, делает своим замом Мэйсона. А через год Мэйсон в возрасте 31 года становится директором завода компании, в 1926м году Уилсон становится председателем фирмы выпускающей холодильники — Copeland Products, и просит своего протеже стать вице-президентом в этой компании. Через год Мэйсон становится президентом этой компании, которая по его инициативе сливается с более крупной Electric Refrigeration Co, тем самым формируется Kelvinator Corporation, названная в честь британского учёного лорда Кельвина. За казалось бы тяжёлое время фирма не только не терпела убытки, но увеличила объём производства с 39 000 единиц до 306 000, так что выбор Нэша очевиден.
Но хватит пока что персоналий, продолжим про автомобили. В 1937м году новая метла метёт по новому, в совет директоров входит семь человек (пять из Кельвинатора и всего два из Нэша, причём один из этих двух сам Чарльз Нэш). Марка LaFayette в очередной раз уходит на покой, однако имя на деле никуда не девается, появляется автомобиль Nash Lafayette 400 Series 3710, по сути тот же 400й Нэш, но с новой решеткой радиатора и лобовым стеклом разделённым на две части.
Nash Lafayette 400 Series 3712 Coupe Другими моделями, которые присутствовали в каталогах за 1937й год стали Ambassador 6 Series 3720 (3.8л 95лс) и Ambassador 8 Series 3780 (4.3л и 105л.с.), если технически не претерпела изменений, то внешне они стали похожими на младшую, т.е. аналогичное оформление лицевой части кузова и раздвоенное лобовое стекло. Продажи выросли до отметки в 85 000 автомобилей, а прибыль до 3 640 000 долларов, однако в 1938м году продажи упали в два раза из-за рецессии на рынке, плюс полным ходом шли работы над моделью 1941 модельного ряда, так что 1938й был окончен 7млн убытком.
Что до модельного ряда 1938 года, то внешне они были практически идентичными автомобилям 1937 года, но вот технически был привнесён ряд инноваций, так появилась вакуумная коробка передач, селектор её находился на панели приборов над радио, правда Evans Products Company, разработавший этот механизм поставлял её и фирмам Studebaker и Graham. Во-вторых на машинах появляется печка, которая сейчас стоит на любой современной машине, воздух забирался из улицы, нагревался через радиатор соединённый с мотором и подавался моторчиков в салон.
реклама первого автомобиля в мире оснащённого отоплением салона работавшего не по схеме рецикруляции, а забора воздуха снаружи. В 1939м году система была доработана и названа Weather Eye, по сути это был первый в мире климат контроль, и хотя системы кондиционирования в ней было, но зато она могла поддерживать заданную температуру в салоне, а так имела функцию "разморозки" лобового стекла, кстати "Нэш" первым в мире применил и так называемый салонный фильтр, так что меняя его, вспоминайте иногда фирму Nash-Kelvinator и человека изобретшего его — Эрика Нильса Вальберга. Помимо этого автомобили 1939 года отличались от своих предшественников и новым дизайном кузова, авторами остромордой версии были Джордж Уолкер (который в 50е создаст первый Ford Thunderbird) и Дон Мортрюд, линейка же автомобилей осталась при этом прежней, т.е. Lafayette Special Series 3910 у которой не изменился объём мотора, но мощность достигла 99 сил, у Ambassador 6 Series 3920 мощность поднялась до 105 сил и у Ambassador 8 Series 3980 до 115 лошадей.
Nash Lafayette Special 3910 Series Sedan Продажи выросли до шестидесяти пяти с половиной тысяч единиц, однако убыток остался, правда уже не такой большой как годом ранее, на 1940й год все автомобили бренда "Нэш" стали оснащаться серийно спальными местами, которые до этого предлагались только по заказу, дизайн в очередной раз был пересмотрен, можно сказать, что с 1935 года автомобили марки "Нэш" по сути не имели каких-то фамильных черт в дизайне, по которым можно было бы связать нынешние модели с предыдущими. Так вот, линии стали более плавными, исчезли фары сложной формы, место которых заняли круглые, решетка радиатора тоже изменилась, кстати говоря машина приглянулась киношниками и довольно много "кассовых" фильмов, в которых имелись кадры с автомобилями, светили новые "Нэши" 40й серии.
Nash Ambassador Six 4020 Touring Sedan Один из "Нэш"ов, а именно Ambassador Eight 4082 Coupe был даже подарен продакшн-менеджеру компании "Universal" — Мартину Мёрфи. Технически же машины не претерпели никаких изменений, дабы привлечь клиентов с притязаниями был снова аккредитован граф Алексис де Сахновский, который создал на базе 8ми цилиндровой модели кабриолет с низкой поясной линией и обилием хромированного декора, правда за 1940й год было реализовано всего одиннадцать таких автомобилей из двадцати построенных, а всего за 1940й изготовили 53000 автомобилей, на 7000 меньше чем годом ранее, но тем не менее год окончился с прибылью равной прошлогоднему убытку.
Nash Ambassador Eigh 4081 Series Special Cabriolet мог развивать 160 км в час В октябре 1940 года анонсируется новая модель Ambassador 600 4140 Series 1941 модельного ряда, которая стала революционной для США. Во-первых кузов автомобиля стал несущим, впервые в американском массовом производстве, подвеска всех колёс получила пружинную подвеску (спереди независимую), рядный 6ти цилиндровый мотор был маленьким по американским меркам, всего 2.8л, но при этом он развивал 83л.с. Главным акцентом была экономичность, автомобиль мог проехать на одном баке (76л) 970 км или 600 миль, отсюда и название модели — Ambassador 600, т.е. средний расход составил 7.6л, что очень не плохо даже по нынешним меркам. Ambassador 600 Series как и его старшие братья оснащался трансмиссией с овердрайвом, причём управление КПП было на рулевой колонке, так же начальная модель получила автоматический климат контроль, а к концу 1941 года оснастили её и спальными местами как и прежние модели.
Nash Ambassador 600 Slipstream 4140 Series 2-Door Sedan Не смотря на то, что цены на эту модель начинались с 735 баксов, что было дороже одноклассников, к примеру Ford стоил 600 долларов, Plymouth — 685 УЕ и Chevrolet — 713 долларов, расходилась она очень не плохо, ведь рекламировали её как машину 1944 года. Две другие модели (Ambassador Six Ambassador Eight) имели схожий дизайн, но классическую конструкцию, в общем зачёте за 1941й год было продано почти 90 000 автомобилей, фирма откусила не плохой куш, но в декабре 41го США вступают в войну после налёта Японии на Перл Харбор. Вступление США в войну увеличило на какое-то время спрос на автомобили серии 600, т.к. дефицит топлива сыграл фирме на руку, американцы впервые задумались об экономичности, при чём "Нэш" еще рекламировали и низкий выброс вредных газов (так что экономичность и экология не современная фишка). В январе 1942 года успев продать не большое количество автомобилей 42го модельного ряда фирма переходит на производство военной продукции.
Nash Ambassador 600 4220 Series Sedan cо стюардессами возле бортов. Фото из прессрелиза фирмы 1942 года В течении войны фирма выпускала авиационную продукцию, в том числе и вертолёты Сикорского (ну это уже ближе к последней стадии войны), кроме авиационных деталей поставлял "Нэш-Кельвинатор" и прицепы для лодок, снаряды, патроны и даже бинокли, за время войны фирма заработала 600млн долларов США, цифра вроде большая по тем меркам, но компания "Крайслер" распилила к примеру в пять раз больше. . Военные заказы позволили построить за время войны аэродинамическую трубу, инициатором которой был всё тот же Нильс Эрик Вальберг, по окончанию войны предвидя бум на автомобили фирма строит новые заводы в Калифорнии и Канаде, дабы обеспечить продукцией своих дилеров находящихся в тех регионах.
Первые послевоенные автомобили начали изготавливать уже в октябре 1945 года, предлагались они как модели 1946го года. Первоначально предлагались только 6ти цилиндровые модели, причём только с 4х дверным кузовом седан, от довоенных машин их отличал только декор решетки радиатора, да появились габаритные огни возле основных фар, но если мотор 600 Series 4640 (младшая модель потеряла имя Ambassador в названии) выдавал ту же мощность что и прежде, то у старшей Ambassador 6 Series 4660 мощность 3.8 литрового мотора выросла до 112 сил, к концу года было построено чуть более 6000 автомобилей. В начале 1946 года в каталогах появляются версии с кузовом купе, которые назывались Brougham и 2х дверные седаны, так же из-за нехватки прокатной стали появились седаны (хотя я бы их назвал фастбеками, но как фирма их называла, так и я их называю) Suburban с панелями кузова изготовленных из красного дерева. За 1946й год было продано почти 96000 автомобилей двух серий.
Nash Ambassador 6 Series 4660 Suburban. Нэш был практически единственной маркой, который делал вуди с кузовом седан(фастбэк), а не универсал, как это делали к примеру Форд или Крайслер.
Nash Ambassador 6 Series 4660 Suburban. Так бы могла выглядеть допустим Победа с кузовом вуди :) В 1947м году в мае месяце, практически через два года после окончания войны в Европе (Япония капитулировала позже, как вы помните), в США проходят первые послевоенные гонки Инди 500. Народ жаждал развлечений, которых у них не было практически долгих шесть лет, на роль пейскара претендовало много фирм, еще бы такая реклама, но устроители гонок выбрали Nash Ambassador Six. Этот год стал уникальным для Инди 500 тем, что никогда больше "Нэш" не был пейскаром, никогда больше 4х дверный седан не был пейскаром, и еще никогда больше босс автомобильной компании не становился водителем Пейскара, да-да сам Джордж Мейсон вёл автомобиль канореечного цвета с черной крышей. Кстати перед стартом к Мейсону подошёл джентльмен, который был большим поклонником мощных автомобилей и гонок, Мейсон узнал в человеке Кларка Гейбла и когда тот попросился за руль автомобиля Мэйсон не упустил возможности сфотографировать супер-стара американского кино в автомобилей своей фирмы, чем не дополнительная реклама :) Годом позже этот же автомобиль под управлением "Кэнон Болла" Бейкера поставит рекорд по прохождению 32 км отрезка на трассе Эшвиле, который он прошёл за 38 с лишним минут, вроде бы ничего особенного, но на трассе было 638 поворотов и не чистый асфальт, а порой узкая горная дорога с лужами и участками покрытыми скользкой глиной.
Мэйсон возле машины, Гейбл за рулём пейскара Nash Ambassador во время Инди 500. В 1948м году в возрасте 84х лет умирает Чарльз Нэш, который не смог пережить смерть своей жены Джесси, с которой он прошел свой жизненный путь от бедного фермера до мультимиллионера и которая ушла 10тью месяцами ранее. Так же в 1948м году происходит освежение модели, которая появилась 7 лет назад. "Нэш" нанимает известную женщину-дизайнера, немку Хелене Ротер, которая прибыла в США в 1941м году из Парижа, где жила после получения художественного образования в Гамбурге и Веймере. С 1943 года она жила в Детройте где занималась промышленным дизайном, в 1947м году она основала фирму Helene Rother Associates, и вскоре заключила контракт с "Нэш" о создании нового интерьера и цветовой палитры кузовов. В 1948м году так же начинается производство кабриолетов, "Сабербен" предлагается последний год (в 1949м их уже не будут предлагать, а за все три года, что их выпускали было продано всего около 1000 "буратино", т.к. они были довольно дорогими).
В конце 1949 года представляется новая линейка автомобилей с новым дизайном. Во время войны Вальберг увлёкся аэродинамикой, и как я сказал под его влиянием фирма строит один из первых аэродинамических туннелей предназначенных для разработки автомобилей. Вальберг совместно с Теодором Ульрихом приходят к мнению, что автомобильный кузов уменьшает воздушное сопротивление на 20%, если арки колёс закрыты, поэтом серийные кузова нового стиля, названного Airflyte обзавелись такой вот фамильной чертой. 600я модель 40й серии получает несколько версий отделки: Super, Super Custom и Super Special; старшая модель Ambassador 60 Series располагает всего двумя комплектациями Custom и Super Special. Кроме закрытых арок кузов автомобиля так же получил панорамное лобовое стекло, у предыдущей серии оно состояло из двух половинок. В салоне панель приборов разработанная Роттер была собрана в один круглый блок расположенный над рулевой колонкой, в кровать теперь можно превратить и передние сидения.
Nash 600 Series 4948 Super Sedan. Как ни странно закрытые арки ни капли не уменьшают радиус разворота и не ограничивают возможности маневрирования на дороге В марте 1950 года на рынок выводится новый игрок, в своём роде уникальный для США. Мэйсон был довольно крупным мужчиной, рост далеко за 1.80 и вес за 130кг, но при этом он обожал маленькие автомобили. Новый автомобиль был не большим по американским меркам всего 4м 47см в длину, однако не мелким по европейским масштабам. Под капотом машины был знакомый по модели 600 2.8л 82х сильный 6ти цилиндровый мотор, первоначально новинку хотели назвать Diplomat, по аналогии старшей модели Ambassador и так же дебютировавшей в 1950м году Statesman, которая по сути была переименованной моделью 600. Однако в это же время на рынке появляется 2х дверный хардтоп с эмблемой Dodge на капоте и вензелем Diplomate на багажнике, поэтому Мэйсон и его команда начинают мозговой штурм, тут кому-то приходит в голову назвать модель по марке автомобилей, которые выпускались раньше на заводе в Кеноше, т.е. Rambler. Ещё одной особенностью стало то, что новая машина дебютировала не с кузовом седан или фастбэк, как его конкурент Henri J от фирмы Kaiser, а с открытым. Уже к 40м года изменилась ценовая политика, если раньше самые доступные машины предлагались с открытыми кузовами, а закрытые были в несколько раз дороже, то теперь открытые версии стали более дорогими. Но Rambler 5010 не был банальным кабрилетом, а имел закрытые оконные рамы, т.е. по сути это был фаэтон по подобию советской "Победы" или "Москвича" (наши позаимствовали такие типы из Германии, где до войны были популярны Кабрио-лимузине, правда открытыми наши машины были из-за нехватки прокатной стали), но на самом "Нэше" кузов называли Convertible Landau, что есть запутывание клиента, "ландо" это закос под кабриолет, когда крыша и стойки покрыты винилом имитирующие поднятый верх открытого экипажа, и на стойках имеются фальш механизмы крыши. На такой маркетинговый шаг Мэйсон пошёл ради того, что бы покупатель не подумал, что перед ним банальный маленький дешевый седанчик, который ему не хотелось бы покупать (ну типа имидж Логана, или того же Henri J), а лучше он купит б.у. но более крупный авто, а тут налёт на престиж, который наоборот подстигал покупателей, что и было видно по продажам, марка "Нэш" установили рекорд своей жизни — 191 865 проданных автомобиля. Вернёмся к кузову "Рэмблера", не смотря на то, что он был открытым, он был несущим, так же как и кузов 600й модели, что опять-таки было уникальным случаем в американской практике, по сути это была первая открытая машина с несущим кузовом в США.
Nash Rambler Series 5010 Convertible Landau Как я уже упомянул модель 600 переимновалась в Statesman, никаких технических усовершенствований не произошло, и хотя модель Ambassador тоже практически не изменилась, но в её списке опций появилась автоматическая коробка передач, поставляемая General Motors, тем самым "Нэш" стал первой компанией, которая стала оснащать свои автомобили коробками фирмы GM, потом конечно и другие компании стали закупать автоматы у "Генерала".
В январе 1950 года шоу-румы фирмы посетило около 250 000 человек, и все с одним единственным мотивом, потенциальных клиентов попросили оценить новый концептуальный автомобиль Nash NXI (Nash Experimental International). Как я уже говорил, Мэйсон был большим поклонником маленьких автомобилей, поэтому пришла ему в голову идея запустить малолитражку. Дабы снизить себестоимость автомобиля было решено изготавливать его в Европе и на европейских агрегатах, в качестве партнёра Мэйсон видел итальянский Fiat. Американцы планировали выпускать автомобили с 570 кубовым 18ти сильным и 1.1л 36ти сильным агрегатами, для любителей подзажечь можно было бы заказать моторы от Cisitalia. Первый прототип построенный Билли Флайоле был построен на базе Fiat Topolino с 570 кубовым мотором. Автомобиль был не только уникальным из-за своих габаритов (хотя в США был уже производитель миникаров Crosley), сколько тем, что у него капот представлял собой единое целое с крыльями, и откидывался вперёд целым элементом, облегчая допуск к мотору. Плюс открытый кузов имел несущую конструкцию, чего не было ранее на автомобилях такого класса в США.
Nash NXI
Nash NXI вид сзади. Обратите внимание на расположение запасного колеса, таковое было в моде на спортивных автомобилях в Европе Т.к. всё не помещается, то продолжение в третьей заключительной части.
Old American Cars
Итак продолжаем начатое.
В мае 1935 года появляется модель 400 Standard Series 3640, её оснастили 6ти-цилиндровым 3.8л двигателем мощностью 90л.с., фишкой мотора стал впускной коллектор составляющий с блоком мотора единое целое, однако в отличие от предыдущих верхнеклапанных моторов этот двигатель имел боковое расположение клапанов. Помимо этого эти автомобили стали оснащаться овердрайвом, т.е повышающей передачей, она понижала шумность трансмиссии на последней передачи, плюс экономила топливо на ней же. Коснулись обновления и внешности, так спереди заменилась фальшрадиаторная решётка, которой придали стиль водопада, сзади появились багажные отделения которые были выполнены заодно с кузовом, наличие такого багажника предполагало наличие опции "Bed-In-A-Car" — задние сидения раскладывались в ровную площадку создавая таким образом кровать, при этом открывался доступ к багажнику из салона, по замыслу создателей два пассажира могли спать головой к водительским сидениям с просунутыми в багажное отделение ногами (я так кстати в своё время в Скорпе с кузовом седан спал).
В октябре 1935го все прежние серии снимаются с производства их заменяют новые машины, 400 модель получает фейслифтинг, видоизменённый дизайн решётки радиатора индекс тоже был изменён на 400 De Luxe Series 3640A, технически же автомобиль остался не изменённым, следующей по ранжиру у марки Nash шла модель (надо заметить, что стилически все модели получили единый дизайн) Ambassador Six Series 3620 получившая тоже мотор объёмом 3.8л мотор мощностью 93л.с. но с верхними клапанами, трансмиссия у неё была аналогична модели 400 и затем шёл Ambassador Super Eight Series 3680 со 102х сильным 4.3л 8ми цилиндровым мотором. Марка LaFayette представила технически и внешне похожую на "Нэши" машину Series 3610 с прежним 3.6л двигателем, который развивал 83л.с.
В 1936м году Чарльз Нэш которому было уже 72 года и который занимал пост председателя собрания акционеров начинает подыскивать замену себе, однако ни одна из известных кандидатур не устраивала великого руководителя, он искал такого парня, который походил бы на него и который придерживался его философии руководства. Нэш привык править по старинке, однако в 1933м начинают свою активность профсоюзы (которые в США существовали с 1842 года), Рузвельт пришедший к власти изменил законы касаемые минимальной оплаты и времени труда и теперь представители рабочих выдвигали свои требования. Наконец Нэш по совету Уолтера Крайслера выходит на Джорджа Уолтера Мейсона, главу фирмы Kelvinator Company выпускающей эксклюзивные холодильники и прочую домашнюю кухонную технику. Не смотря на кризис компания Мейсона не только не потеряла свои позиции, но и получала прибыль, а это была заслуга и руководителя. Нэш начинает уговаривать Мейсона, но тот отказывается покидать свой прежний пост. Наконец Нэш спросил у Мейсона, который кстати стоял у истоков фирмы Chrysler, что должно произойти, что бы Мейсон стал его наследником, тогда Мейсон сказал — только если компании объединятся. Нэш прикинул, General Motors владеет холодильной компанией Frigidaire, Borg-Warner тоже хозяйничает в Norge Appliance, почему бы и нет, но была разница была в том, что те фирмы владели фирмами, а тут должно было осуществиться объединение компаний, которые вообще работают в разных сферах. В октябре началось объединение, которое завершилось в январе 1937 года, когда президентом компании Nash-Kelvinator становится Джордж Мэйсон, а Нэш хоть и уходит на пенсию, но юридически остаётся членом правления в реорганизованной фирме. Нэш уходит на покой и впервые не выдаёт рождественские премии своим рабочим лично, в кризисные годы Чарльз Нэш лично раздавал 10 долларовую премию каждому работнику заводов (напомню, что за 600 баксов можно было купить машину, так что 10 долларов это не издевательская сумма, как вам может показаться), но теперь он считал, что его предали его же собственные работники и он передал сумму предназначенную для премий своим управляющим, которые и занялись раздачей премий. Кстати говоря Нэш передал фирму в руки Мэйсона окончив год с прибылью размером более миллиона долларов.
Т.к. Мэсон будет 17 лет стоять у руля компании, то напишу ху из ит мистер Мэйсон. Мэйсон родился в 1891м году в провинциальном городишке штата Северная Дакота. В возрасте 15 лет он впервые сел за руль автомобиля и научился не плохо ездить, потому парня взял на работу местный дилер продающий автомобили марки Maxwell. В обязанности юноши входили демонстрация автомобилей и обучение управления им, согласитесь не плохое занятие для мальчишки. В 16 он увлёкся, как сейчас сказали бы мотокроссом, он гонял на мотоцикле по грязи, занимая призовые места, попутно он начал продавать мотоциклы. В 1909м году он поступил в Мичиганский университет, отучившись три года на инженера и один год на менеджменте, окончив университет со степенью бакалавра он решает связать свою карьеру с автомобилями. Мэйсон устраивается в Studebaker Corp., проработав там год он переходит в Dodge Brothers, переход был связан с тем, что Уильям Уилсон, который был боссом у Мэйсона перешел из одной фирмы в другую с таким условием, что его подопечному тоже дадут новое место. В 1917м-1918м году заведовал арсеналом в Рок Айленде, по просьбе военного ведомства. В 1921м году Уилсон становится членом правления в Maxwell Motor Corporation, куда он был позван Уолтером Крайслером, Уилсон, который получил должность вице-президента ответственного за производство, делает своим замом Мэйсона. А через год Мэйсон в возрасте 31 года становится директором завода компании, в 1926м году Уилсон становится председателем фирмы выпускающей холодильники — Copeland Products, и просит своего протеже стать вице-президентом в этой компании. Через год Мэйсон становится президентом этой компании, которая по его инициативе сливается с более крупной Electric Refrigeration Co, тем самым формируется Kelvinator Corporation, названная в честь британского учёного лорда Кельвина. За казалось бы тяжёлое время фирма не только не терпела убытки, но увеличила объём производства с 39 000 единиц до 306 000, так что выбор Нэша очевиден.
Но хватит пока что персоналий, продолжим про автомобили. В 1937м году новая метла метёт по новому, в совет директоров входит семь человек (пять из Кельвинатора и всего два из Нэша, причём один из этих двух сам Чарльз Нэш). Марка LaFayette в очередной раз уходит на покой, однако имя на деле никуда не девается, появляется автомобиль Nash Lafayette 400 Series 3710, по сути тот же 400й Нэш, но с новой решеткой радиатора и лобовым стеклом разделённым на две части.
Другими моделями, которые присутствовали в каталогах за 1937й год стали Ambassador 6 Series 3720 (3.8л 95лс) и Ambassador 8 Series 3780 (4.3л и 105л.с.), если технически не претерпела изменений, то внешне они стали похожими на младшую, т.е. аналогичное оформление лицевой части кузова и раздвоенное лобовое стекло. Продажи выросли до отметки в 85 000 автомобилей, а прибыль до 3 640 000 долларов, однако в 1938м году продажи упали в два раза из-за рецессии на рынке, плюс полным ходом шли работы над моделью 1941 модельного ряда, так что 1938й был окончен 7млн убытком.
Что до модельного ряда 1938 года, то внешне они были практически идентичными автомобилям 1937 года, но вот технически был привнесён ряд инноваций, так появилась вакуумная коробка передач, селектор её находился на панели приборов над радио, правда Evans Products Company, разработавший этот механизм поставлял её и фирмам Studebaker и Graham. Во-вторых на машинах появляется печка, которая сейчас стоит на любой современной машине, воздух забирался из улицы, нагревался через радиатор соединённый с мотором и подавался моторчиков в салон.
В 1939м году система была доработана и названа Weather Eye, по сути это был первый в мире климат контроль, и хотя системы кондиционирования в ней было, но зато она могла поддерживать заданную температуру в салоне, а так имела функцию "разморозки" лобового стекла, кстати "Нэш" первым в мире применил и так называемый салонный фильтр, так что меняя его, вспоминайте иногда фирму Nash-Kelvinator и человека изобретшего его — Эрика Нильса Вальберга. Помимо этого автомобили 1939 года отличались от своих предшественников и новым дизайном кузова, авторами остромордой версии были Джордж Уолкер (который в 50е создаст первый Ford Thunderbird) и Дон Мортрюд, линейка же автомобилей осталась при этом прежней, т.е. Lafayette Special Series 3910 у которой не изменился объём мотора, но мощность достигла 99 сил, у Ambassador 6 Series 3920 мощность поднялась до 105 сил и у Ambassador 8 Series 3980 до 115 лошадей.
Продажи выросли до шестидесяти пяти с половиной тысяч единиц, однако убыток остался, правда уже не такой большой как годом ранее, на 1940й год все автомобили бренда "Нэш" стали оснащаться серийно спальными местами, которые до этого предлагались только по заказу, дизайн в очередной раз был пересмотрен, можно сказать, что с 1935 года автомобили марки "Нэш" по сути не имели каких-то фамильных черт в дизайне, по которым можно было бы связать нынешние модели с предыдущими. Так вот, линии стали более плавными, исчезли фары сложной формы, место которых заняли круглые, решетка радиатора тоже изменилась, кстати говоря машина приглянулась киношниками и довольно много "кассовых" фильмов, в которых имелись кадры с автомобилями, светили новые "Нэши" 40й серии.
Один из "Нэш"ов, а именно Ambassador Eight 4082 Coupe был даже подарен продакшн-менеджеру компании "Universal" — Мартину Мёрфи. Технически же машины не претерпели никаких изменений, дабы привлечь клиентов с притязаниями был снова аккредитован граф Алексис де Сахновский, который создал на базе 8ми цилиндровой модели кабриолет с низкой поясной линией и обилием хромированного декора, правда за 1940й год было реализовано всего одиннадцать таких автомобилей из двадцати построенных, а всего за 1940й изготовили 53000 автомобилей, на 7000 меньше чем годом ранее, но тем не менее год окончился с прибылью равной прошлогоднему убытку.
В октябре 1940 года анонсируется новая модель Ambassador 600 4140 Series 1941 модельного ряда, которая стала революционной для США. Во-первых кузов автомобиля стал несущим, впервые в американском массовом производстве, подвеска всех колёс получила пружинную подвеску (спереди независимую), рядный 6ти цилиндровый мотор был маленьким по американским меркам, всего 2.8л, но при этом он развивал 83л.с. Главным акцентом была экономичность, автомобиль мог проехать на одном баке (76л) 970 км или 600 миль, отсюда и название модели — Ambassador 600, т.е. средний расход составил 7.6л, что очень не плохо даже по нынешним меркам. Ambassador 600 Series как и его старшие братья оснащался трансмиссией с овердрайвом, причём управление КПП было на рулевой колонке, так же начальная модель получила автоматический климат контроль, а к концу 1941 года оснастили её и спальными местами как и прежние модели.
Не смотря на то, что цены на эту модель начинались с 735 баксов, что было дороже одноклассников, к примеру Ford стоил 600 долларов, Plymouth — 685 УЕ и Chevrolet — 713 долларов, расходилась она очень не плохо, ведь рекламировали её как машину 1944 года. Две другие модели (Ambassador Six Ambassador Eight) имели схожий дизайн, но классическую конструкцию, в общем зачёте за 1941й год было продано почти 90 000 автомобилей, фирма откусила не плохой куш, но в декабре 41го США вступают в войну после налёта Японии на Перл Харбор. Вступление США в войну увеличило на какое-то время спрос на автомобили серии 600, т.к. дефицит топлива сыграл фирме на руку, американцы впервые задумались об экономичности, при чём "Нэш" еще рекламировали и низкий выброс вредных газов (так что экономичность и экология не современная фишка). В январе 1942 года успев продать не большое количество автомобилей 42го модельного ряда фирма переходит на производство военной продукции.
В течении войны фирма выпускала авиационную продукцию, в том числе и вертолёты Сикорского (ну это уже ближе к последней стадии войны), кроме авиационных деталей поставлял "Нэш-Кельвинатор" и прицепы для лодок, снаряды, патроны и даже бинокли, за время войны фирма заработала 600млн долларов США, цифра вроде большая по тем меркам, но компания "Крайслер" распилила к примеру в пять раз больше. . Военные заказы позволили построить за время войны аэродинамическую трубу, инициатором которой был всё тот же Нильс Эрик Вальберг, по окончанию войны предвидя бум на автомобили фирма строит новые заводы в Калифорнии и Канаде, дабы обеспечить продукцией своих дилеров находящихся в тех регионах.
Первые послевоенные автомобили начали изготавливать уже в октябре 1945 года, предлагались они как модели 1946го года. Первоначально предлагались только 6ти цилиндровые модели, причём только с 4х дверным кузовом седан, от довоенных машин их отличал только декор решетки радиатора, да появились габаритные огни возле основных фар, но если мотор 600 Series 4640 (младшая модель потеряла имя Ambassador в названии) выдавал ту же мощность что и прежде, то у старшей Ambassador 6 Series 4660 мощность 3.8 литрового мотора выросла до 112 сил, к концу года было построено чуть более 6000 автомобилей. В начале 1946 года в каталогах появляются версии с кузовом купе, которые назывались Brougham и 2х дверные седаны, так же из-за нехватки прокатной стали появились седаны (хотя я бы их назвал фастбеками, но как фирма их называла, так и я их называю) Suburban с панелями кузова изготовленных из красного дерева. За 1946й год было продано почти 96000 автомобилей двух серий.
В 1947м году в мае месяце, практически через два года после окончания войны в Европе (Япония капитулировала позже, как вы помните), в США проходят первые послевоенные гонки Инди 500. Народ жаждал развлечений, которых у них не было практически долгих шесть лет, на роль пейскара претендовало много фирм, еще бы такая реклама, но устроители гонок выбрали Nash Ambassador Six. Этот год стал уникальным для Инди 500 тем, что никогда больше "Нэш" не был пейскаром, никогда больше 4х дверный седан не был пейскаром, и еще никогда больше босс автомобильной компании не становился водителем Пейскара, да-да сам Джордж Мейсон вёл автомобиль канореечного цвета с черной крышей. Кстати перед стартом к Мейсону подошёл джентльмен, который был большим поклонником мощных автомобилей и гонок, Мейсон узнал в человеке Кларка Гейбла и когда тот попросился за руль автомобиля Мэйсон не упустил возможности сфотографировать супер-стара американского кино в автомобилей своей фирмы, чем не дополнительная реклама :) Годом позже этот же автомобиль под управлением "Кэнон Болла" Бейкера поставит рекорд по прохождению 32 км отрезка на трассе Эшвиле, который он прошёл за 38 с лишним минут, вроде бы ничего особенного, но на трассе было 638 поворотов и не чистый асфальт, а порой узкая горная дорога с лужами и участками покрытыми скользкой глиной.
В 1948м году в возрасте 84х лет умирает Чарльз Нэш, который не смог пережить смерть своей жены Джесси, с которой он прошел свой жизненный путь от бедного фермера до мультимиллионера и которая ушла 10тью месяцами ранее. Так же в 1948м году происходит освежение модели, которая появилась 7 лет назад. "Нэш" нанимает известную женщину-дизайнера, немку Хелене Ротер, которая прибыла в США в 1941м году из Парижа, где жила после получения художественного образования в Гамбурге и Веймере. С 1943 года она жила в Детройте где занималась промышленным дизайном, в 1947м году она основала фирму Helene Rother Associates, и вскоре заключила контракт с "Нэш" о создании нового интерьера и цветовой палитры кузовов. В 1948м году так же начинается производство кабриолетов, "Сабербен" предлагается последний год (в 1949м их уже не будут предлагать, а за все три года, что их выпускали было продано всего около 1000 "буратино", т.к. они были довольно дорогими).
В конце 1949 года представляется новая линейка автомобилей с новым дизайном. Во время войны Вальберг увлёкся аэродинамикой, и как я сказал под его влиянием фирма строит один из первых аэродинамических туннелей предназначенных для разработки автомобилей. Вальберг совместно с Теодором Ульрихом приходят к мнению, что автомобильный кузов уменьшает воздушное сопротивление на 20%, если арки колёс закрыты, поэтом серийные кузова нового стиля, названного Airflyte обзавелись такой вот фамильной чертой. 600я модель 40й серии получает несколько версий отделки: Super, Super Custom и Super Special; старшая модель Ambassador 60 Series располагает всего двумя комплектациями Custom и Super Special. Кроме закрытых арок кузов автомобиля так же получил панорамное лобовое стекло, у предыдущей серии оно состояло из двух половинок. В салоне панель приборов разработанная Роттер была собрана в один круглый блок расположенный над рулевой колонкой, в кровать теперь можно превратить и передние сидения.
В марте 1950 года на рынок выводится новый игрок, в своём роде уникальный для США. Мэйсон был довольно крупным мужчиной, рост далеко за 1.80 и вес за 130кг, но при этом он обожал маленькие автомобили. Новый автомобиль был не большим по американским меркам всего 4м 47см в длину, однако не мелким по европейским масштабам. Под капотом машины был знакомый по модели 600 2.8л 82х сильный 6ти цилиндровый мотор, первоначально новинку хотели назвать Diplomat, по аналогии старшей модели Ambassador и так же дебютировавшей в 1950м году Statesman, которая по сути была переименованной моделью 600. Однако в это же время на рынке появляется 2х дверный хардтоп с эмблемой Dodge на капоте и вензелем Diplomate на багажнике, поэтому Мэйсон и его команда начинают мозговой штурм, тут кому-то приходит в голову назвать модель по марке автомобилей, которые выпускались раньше на заводе в Кеноше, т.е. Rambler. Ещё одной особенностью стало то, что новая машина дебютировала не с кузовом седан или фастбэк, как его конкурент Henri J от фирмы Kaiser, а с открытым. Уже к 40м года изменилась ценовая политика, если раньше самые доступные машины предлагались с открытыми кузовами, а закрытые были в несколько раз дороже, то теперь открытые версии стали более дорогими. Но Rambler 5010 не был банальным кабрилетом, а имел закрытые оконные рамы, т.е. по сути это был фаэтон по подобию советской "Победы" или "Москвича" (наши позаимствовали такие типы из Германии, где до войны были популярны Кабрио-лимузине, правда открытыми наши машины были из-за нехватки прокатной стали), но на самом "Нэше" кузов называли Convertible Landau, что есть запутывание клиента, "ландо" это закос под кабриолет, когда крыша и стойки покрыты винилом имитирующие поднятый верх открытого экипажа, и на стойках имеются фальш механизмы крыши. На такой маркетинговый шаг Мэйсон пошёл ради того, что бы покупатель не подумал, что перед ним банальный маленький дешевый седанчик, который ему не хотелось бы покупать (ну типа имидж Логана, или того же Henri J), а лучше он купит б.у. но более крупный авто, а тут налёт на престиж, который наоборот подстигал покупателей, что и было видно по продажам, марка "Нэш" установили рекорд своей жизни — 191 865 проданных автомобиля. Вернёмся к кузову "Рэмблера", не смотря на то, что он был открытым, он был несущим, так же как и кузов 600й модели, что опять-таки было уникальным случаем в американской практике, по сути это была первая открытая машина с несущим кузовом в США.
Как я уже упомянул модель 600 переимновалась в Statesman, никаких технических усовершенствований не произошло, и хотя модель Ambassador тоже практически не изменилась, но в её списке опций появилась автоматическая коробка передач, поставляемая General Motors, тем самым "Нэш" стал первой компанией, которая стала оснащать свои автомобили коробками фирмы GM, потом конечно и другие компании стали закупать автоматы у "Генерала".
В январе 1950 года шоу-румы фирмы посетило около 250 000 человек, и все с одним единственным мотивом, потенциальных клиентов попросили оценить новый концептуальный автомобиль Nash NXI (Nash Experimental International). Как я уже говорил, Мэйсон был большим поклонником маленьких автомобилей, поэтому пришла ему в голову идея запустить малолитражку. Дабы снизить себестоимость автомобиля было решено изготавливать его в Европе и на европейских агрегатах, в качестве партнёра Мэйсон видел итальянский Fiat. Американцы планировали выпускать автомобили с 570 кубовым 18ти сильным и 1.1л 36ти сильным агрегатами, для любителей подзажечь можно было бы заказать моторы от Cisitalia. Первый прототип построенный Билли Флайоле был построен на базе Fiat Topolino с 570 кубовым мотором. Автомобиль был не только уникальным из-за своих габаритов (хотя в США был уже производитель миникаров Crosley), сколько тем, что у него капот представлял собой единое целое с крыльями, и откидывался вперёд целым элементом, облегчая допуск к мотору. Плюс открытый кузов имел несущую конструкцию, чего не было ранее на автомобилях такого класса в США.
Т.к. всё не помещается, то продолжение в третьей заключительной части.