Pontiac Tempest стоит особняком в ряду американских "компактов" 60-х гг. Благодаря таким инновациям, как несущий кузов, гибкий карданный вал ("канатный привод"), трансмиссия типа transaxle и независимая задняя подвеска, он был одним из самых передовых проектов Детройта. Tempest 1961-1963 гг. занял своё место на рынке между традиционным Ford Falcon и экзотической Chevrolet Corvair, но был гораздо быстрее, практичнее и технологичнее их обоих. За это он получил награду "Автомобиль года-1961" от журнала Motor Trend и не менее положительную оценку от журнала Road & Track. И всё же Tempest не смог надолго закрепиться в сегменте компактных машин. Созданный в ответ на экономическую рецессию 1958 г., он не имел никаких шансов на успех в условиях гонки лошадиных сил и наращивания мускулов, поэтому в 1964 г. переродился в типичную для США среднеразмерную модель. Изначально руководство GM планировало выпустить под маркой Pontiac двойника Chevrolet Corvair - заднемоторный Pontiac Polaris, но директор подразделения Симон Кнудсен почти сразу отказался от этой идеи, отдав предпочтение проекту Джона ДеЛореана, предложившего несколько смелых решений. ДеЛореан разработал уникальную схему "канатного привода": он расположил двигатель спереди, а коробку передач в одном блоке с задним мостом (transaxle) и соединил их при помощи гибкого торсионного стержня из кованой стали с добавлением никеля, хрома и молибдена, заключённого в слегка изогнутый трансмиссионный туннель. Такая схема обеспечила идеальное распределение веса по осям (50:50), практически плоский пол в салоне и прекрасную изоляцию от вибраций. В дополнение к этому ДеЛореан применил в конструкции машины полностью независимую подвеску, на поперечных рычагах и пружинах спереди и на качающихся полуосях и пружинах сзади, а также 15-дюймовые колёса с 9-дюймовыми тормозными барабанами. Трансмиссия Pontiac Tempest обошлась команде ДеЛореана слишком дорого, поэтому на остальных агрегатах пришлось экономить. Но инженеры нашли оптимальное решение: чтобы не создавать новый двигатель, они отпилили половину блока цилиндров 6.4-литрового мотора V8 389, который использовался на полноразмерных моделях Pontiac. В результате получился полностью чугунный рядный 4-цилиндровый мотор Trophy 4 объёмом 3186 см3 с клапанной схемой OHV и гидравлическими толкателями клапанов. Он разделял с V8 389 большинство компонентов, а значит, мог выпускаться на тех же сборочных линиях. В 1961 г. Trophy 4 был доступен в трёх вариантах настройки: с однокамерным карбюратором мощностью 110/130 л.с., с повышенной степенью сжатия мощностью 120/140 л.с. и с 4-камерным карбюратором мощностью 155 л.с. В первых двух случаях мощность зависела от коробки передач. В качестве альтернативы на Pontiac Tempest устанавливался полностью алюминиевый 3.5-литровый двигатель V8 215 от Buick мощностью 155 л.с., но за два года его заказали всего 3662 покупателя, т.е. чуть больше 1%. На выбор предлагались несинхронизированная на первой передаче 3-ступенчатая механическая трансмиссия с рычагом на полу и 2-ступенчатая автоматическая коробка передач TempesTorque, аналогичная Powerglide от Chevrolet, с небольшим рычагом на панели приборов. Платформу Y-body с колёсной базой 112" (2845 мм) Pontiac Tempest разделял с двумя "старшими компактами" от GM: Oldsmobile F85/Cutlass и Buick Special/Skylark. Структура несущего кузова у этих моделей была одинаковой, но внешнее оформление отличалось. Спроектированный дизайнером Джеком Гумбертом, Pontiac Tempest имел разделённую на два овала горизонтальную решётку радиатора с двойными круглыми фарами, угловые гребни на капоте, вогнутые "стрелы" на боковинах, овальные задние фонари и небольшие плавники. Салон у Tempest был достаточно просторным, чтобы вместить на двух диванах шесть человек. За доплату его можно было укомплектовать усилителем руля, кондиционером, ремнями безопасности и транзисторным радиоприёмником. В 1961 г. автомобиль был доступен только в двух типах кузова (4-дверный седан и 5-дверный универсал Safari) и двух уровнях отделки (базовой и Custom). К концу года в линейку было добавлено 4-местное купе, а в 1962 г. к нему присоединился и кабриолет. Оба 2-дверных кузова с 1962 г. предлагались в модификации LeMans с раздельными передними сиденьями. За первый год Pontiac смог продать 100783 компактных автомобиля - больше, чем Oldsmobile и Buick, но меньше, чем Chevrolet. С появлением LeMans в 1962 г. продажи выросли до 143193 ед. Модель 1962 г. отличалась пересмотренной решёткой радиатора из трёх секций. Мощность 4-цилиндрового двигателя с 4-камерным карбюратором была увеличена до 166 л.с., а 3.5-литрового V8 215 - до 185 л.с. Более существенные изменения произошли в 1963 г.: длина увеличилась на 5", боковины и капот стали плоскими, решётка радиатора снова разделилась на две части, а модификация LeMans получила прямоугольные задние фонари, соединённые полоской из нержавеющей стали. Алюминиевый мотор V8 215 был заменён 5.4-литровым чугунным двигателем V8 326 с 2-камерным карбюратором, мощностью 260 л.с. Его заказали 52% покупателей. Небольшое число автомобилей были оборудованы 4-ступенчатой механической коробкой передач. Другие варианты трансмиссии были перепроектированы вместе с независимой задней подвеской, в которой качающиеся полуоси уступили место продольным рычагам и U-образным соединениям. Продажи Pontiac Tempest составили 131490 ед., из них 61658 ед. приходилось на версию LeMans, разрекламированную как компактный Pontiac Grand Prix.
Old American Cars
Pontiac Tempest Sedan (1961)
Pontiac Tempest стоит особняком в ряду американских "компактов" 60-х гг. Благодаря таким инновациям, как несущий кузов, гибкий карданный вал ("канатный привод"), трансмиссия типа transaxle и независимая задняя подвеска, он был одним из самых передовых проектов Детройта. Tempest 1961-1963 гг. занял своё место на рынке между традиционным Ford Falcon и экзотической Chevrolet Corvair, но был гораздо быстрее, практичнее и технологичнее их обоих. За это он получил награду "Автомобиль года-1961" от журнала Motor Trend и не менее положительную оценку от журнала Road & Track. И всё же Tempest не смог надолго закрепиться в сегменте компактных машин. Созданный в ответ на экономическую рецессию 1958 г., он не имел никаких шансов на успех в условиях гонки лошадиных сил и наращивания мускулов, поэтому в 1964 г. переродился в типичную для США среднеразмерную модель.
Изначально руководство GM планировало выпустить под маркой Pontiac двойника Chevrolet Corvair - заднемоторный Pontiac Polaris, но директор подразделения Симон Кнудсен почти сразу отказался от этой идеи, отдав предпочтение проекту Джона ДеЛореана, предложившего несколько смелых решений. ДеЛореан разработал уникальную схему "канатного привода": он расположил двигатель спереди, а коробку передач в одном блоке с задним мостом (transaxle) и соединил их при помощи гибкого торсионного стержня из кованой стали с добавлением никеля, хрома и молибдена, заключённого в слегка изогнутый трансмиссионный туннель. Такая схема обеспечила идеальное распределение веса по осям (50:50), практически плоский пол в салоне и прекрасную изоляцию от вибраций. В дополнение к этому ДеЛореан применил в конструкции машины полностью независимую подвеску, на поперечных рычагах и пружинах спереди и на качающихся полуосях и пружинах сзади, а также 15-дюймовые колёса с 9-дюймовыми тормозными барабанами.
Трансмиссия Pontiac Tempest обошлась команде ДеЛореана слишком дорого, поэтому на остальных агрегатах пришлось экономить. Но инженеры нашли оптимальное решение: чтобы не создавать новый двигатель, они отпилили половину блока цилиндров 6.4-литрового мотора V8 389, который использовался на полноразмерных моделях Pontiac. В результате получился полностью чугунный рядный 4-цилиндровый мотор Trophy 4 объёмом 3186 см3 с клапанной схемой OHV и гидравлическими толкателями клапанов. Он разделял с V8 389 большинство компонентов, а значит, мог выпускаться на тех же сборочных линиях. В 1961 г. Trophy 4 был доступен в трёх вариантах настройки: с однокамерным карбюратором мощностью 110/130 л.с., с повышенной степенью сжатия мощностью 120/140 л.с. и с 4-камерным карбюратором мощностью 155 л.с. В первых двух случаях мощность зависела от коробки передач. В качестве альтернативы на Pontiac Tempest устанавливался полностью алюминиевый 3.5-литровый двигатель V8 215 от Buick мощностью 155 л.с., но за два года его заказали всего 3662 покупателя, т.е. чуть больше 1%. На выбор предлагались несинхронизированная на первой передаче 3-ступенчатая механическая трансмиссия с рычагом на полу и 2-ступенчатая автоматическая коробка передач TempesTorque, аналогичная Powerglide от Chevrolet, с небольшим рычагом на панели приборов.
Платформу Y-body с колёсной базой 112" (2845 мм) Pontiac Tempest разделял с двумя "старшими компактами" от GM: Oldsmobile F85/Cutlass и Buick Special/Skylark. Структура несущего кузова у этих моделей была одинаковой, но внешнее оформление отличалось. Спроектированный дизайнером Джеком Гумбертом, Pontiac Tempest имел разделённую на два овала горизонтальную решётку радиатора с двойными круглыми фарами, угловые гребни на капоте, вогнутые "стрелы" на боковинах, овальные задние фонари и небольшие плавники. Салон у Tempest был достаточно просторным, чтобы вместить на двух диванах шесть человек. За доплату его можно было укомплектовать усилителем руля, кондиционером, ремнями безопасности и транзисторным радиоприёмником.
В 1961 г. автомобиль был доступен только в двух типах кузова (4-дверный седан и 5-дверный универсал Safari) и двух уровнях отделки (базовой и Custom). К концу года в линейку было добавлено 4-местное купе, а в 1962 г. к нему присоединился и кабриолет. Оба 2-дверных кузова с 1962 г. предлагались в модификации LeMans с раздельными передними сиденьями. За первый год Pontiac смог продать 100783 компактных автомобиля - больше, чем Oldsmobile и Buick, но меньше, чем Chevrolet. С появлением LeMans в 1962 г. продажи выросли до 143193 ед. Модель 1962 г. отличалась пересмотренной решёткой радиатора из трёх секций. Мощность 4-цилиндрового двигателя с 4-камерным карбюратором была увеличена до 166 л.с., а 3.5-литрового V8 215 - до 185 л.с.
Более существенные изменения произошли в 1963 г.: длина увеличилась на 5", боковины и капот стали плоскими, решётка радиатора снова разделилась на две части, а модификация LeMans получила прямоугольные задние фонари, соединённые полоской из нержавеющей стали. Алюминиевый мотор V8 215 был заменён 5.4-литровым чугунным двигателем V8 326 с 2-камерным карбюратором, мощностью 260 л.с. Его заказали 52% покупателей. Небольшое число автомобилей были оборудованы 4-ступенчатой механической коробкой передач. Другие варианты трансмиссии были перепроектированы вместе с независимой задней подвеской, в которой качающиеся полуоси уступили место продольным рычагам и U-образным соединениям. Продажи Pontiac Tempest составили 131490 ед., из них 61658 ед. приходилось на версию LeMans, разрекламированную как компактный Pontiac Grand Prix.