Век перемен и бунтарей. 20 век - это время, когда люди пытались найти новые формы самовыражения, пытались создать новое искусство и новую жизнь. Поговорим сегодня о том, как и кто провозглашал новые веяния в культуре ХХ века. _____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал. Нам это очень важно⬅️
Первый манифест, на который хотелось бы обратить внимание. Лицом русского футуризма в литературе были Д. Д. Бурлюк, А. Е. Крученых, В. В. Маяковский и В. В. Хлебников. Именно они и написали манифест. По воспоминаниям писателей, они долго спорили о том, каким должен быть текст, что должен содержать, прописывали каждое слово и каждую букву. Футуристы хотели снести все для того, чтобы построить новый литературный мир, однако, без классики не существовало бы современности, без Пушкина не было бы Маяковского, без Достоевского - Хлебникова. Поэты нового времени почему-то решили, что можно построить дом (новую поэзию), испепелив фундамент (классику), на котором он стоит. Манифест призывал «сбросить с парохода современности» русскую классику. Помимо этого важной целью было то, что следует придумывать новые слова и создавать новые словари. Они своеобразные Колумбы, заново открывшие все возможности поэзии.Эти Колумбы боролись за слово как самоцель, за слово как идею. Они опровергали старые формы слова и предпринимали попытку создать новый язык. Мнения насчет футуризма могут быть разными. С одной стороны, поэты довольно яростно относились к старой литературе и за своими бунтарскими взглядами не видели силу и мощь классики. А с другой стороны, футуристы расширяли сознание, позволяли посмотреть в корень слова, попробовать его на вкус, создавать целую Вселенную из собственно выдуманных слов. Как писал Маяковский: «Мы ‹...› берем каждый живущий сейчас предмет, каждое вновь родившееся ощущение и смотрим — правильное ли соотношение между ними и именами. Если старые слова нам кажутся неубедительными, мы создаем свои. Ненужные сотрутся жизнью, нужные войдут в речь. Например, Хлебников, пользуясь соответствующими выражениями в других глаголах, дал около пятисот производных от глагола ‘любить’, — совершенно правильные по своей русской конструкции, правильные и необходимые».
Искусство шумов (1913)
Данный манифест ломает представление о музыке. Луиджи Руссоло - автор манифеста - хотел создать новую форму искусства, в котором мы бы отказались от искусственно созданных звуков скрипки, фортепиано и органа. Он предлагал живой и природный звук. Шум. Шелест листвы, дыхание океана, шум города в час пик, звук человеческого голоса, без искусственно поставленной речи и пения. Луиджи Руссоло - это своеобразный Маяковский в мире музыки и звуков. Главной идеей манифеста было то, что стоит увеличить возможности музыки, обогатить ее с помощью шумов. Музыкальные футуристы стремились отойти от правильного и традиционного ритма, исследуя его новые грани. Прислушиваться к шуму, чтобы услышать честную и правдивую музыку жизни. Руссоло делит шумы на разные категории по «музыкальности»: 1. Шепот, рычание, журчание (звуки животного мира); 2. Скрежет, хруст, треск (звуки времен года); 3. Крик, стон, смех, визг (звуки человеческого мира); 4. Взрыв, гудение, громыхание (звуки техники).
Оберхаузенский манифест (1962)
Третий манифест, на котором мы хотим остановиться, является криком в сфере кинематографа. Он провозглашает: «Старое кино умерло - мы верим в новое». Немецкие деятели искусства требовали от государства поддержку авторского кино и выступали против классического коммерческого кинематографа. Они требовали материальную поддержку, однако выступали против всякого вмешательства коммерческих партнеров в создание фильмов. Данный манифест вызвал много отвержения. И принцип «папино кино умерло» подвергся жестокой критики. Забавно, что сообщество из 26-ти немецких кинематографистов, которые создали манифест, распалось из-за отсутствия средств и коммерческих предложений.
Манифест Дада
Дадаизм стремился стать «неискусством», отвергая все традиции прошлого. Манифест был написан к первой встрече дадаистов в Цюрихе. Дадаисты отвергали все принципы и законы цивилизации, они отрицали устои, правила мира. Их бунт был весьма экстравагантным. Они очень любили эпатаж и излишнюю маскарадность. Например, Гросс ходил по улице в костюме мертвеца, а Дюшан все время переодевался в женщину. Что же вообще означают эти волшебные буквы «дада»? Да, в целом, все, что угодно. На языке племени Кру дада - это хвост священной коровы, в некоторых итальянских областях дада - это мать, в русском языке дада - это удвоенное утверждение. В любом случае, это нечто совершенно бессмысленное, что-то похожее на детский лепет. Главный принцип дадаизма: «дада ничего не означает». Как говорил, один из «родителей» дадаизма Тристан Тцара: «Мысль формируется во рту». Дадаисты не признавали теорий и правил, они были противниками кубизма, футуризма и различных течений, которые формируют рамки. Мир - это хаос. Мир - это безумие. То есть для того, чтобы рождалось истинное искусство, следует выключать разум, разрушать идеалы и смыслы. Убить клише, чтобы на месте мертвого и стандартного появилось новое, постмодернистское. Дадаисты создавали искусство из утилитарных предметов быта, они напрочь лишали их какой-либо функциональной составляющей. Благодарю дадаизму мир увидел сюрреализм, а позже и поп-арт. Это далеко не все манифесты прошлого века, но каждый из них повлиял на современное искусство и стал прочным фундаментом для нынешних творцов.
В следующей части продолжим говорить о всякого рода манифестах из ХХ века вновь. А пока напишите о наиболее интересных для вас культурных манифестов за все времена! Все комментарии мы читаем, а ещё они нам очень помогают! ___________________________________________________________________________________
ЛитМузБес — об истории искусства
ХХ век — век манифестов!
Век перемен и бунтарей. 20 век - это время, когда люди пытались найти новые формы самовыражения, пытались создать новое искусство и новую жизнь. Поговорим сегодня о том, как и кто провозглашал новые веяния в культуре ХХ века._____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________Пощечина общественному вкусу (1912)
Футуристы хотели снести все для того, чтобы построить новый литературный мир, однако, без классики не существовало бы современности, без Пушкина не было бы Маяковского, без Достоевского - Хлебникова. Поэты нового времени почему-то решили, что можно построить дом (новую поэзию), испепелив фундамент (классику), на котором он стоит.
Манифест призывал «сбросить с парохода современности» русскую классику. Помимо этого важной целью было то, что следует придумывать новые слова и создавать новые словари. Они своеобразные Колумбы, заново открывшие все возможности поэзии.Эти Колумбы боролись за слово как самоцель, за слово как идею. Они опровергали старые формы слова и предпринимали попытку создать новый язык.
Мнения насчет футуризма могут быть разными. С одной стороны, поэты довольно яростно относились к старой литературе и за своими бунтарскими взглядами не видели силу и мощь классики. А с другой стороны, футуристы расширяли сознание, позволяли посмотреть в корень слова, попробовать его на вкус, создавать целую Вселенную из собственно выдуманных слов.
Как писал Маяковский:
«Мы ‹...› берем каждый живущий сейчас предмет, каждое вновь родившееся ощущение и смотрим — правильное ли соотношение между ними и именами. Если старые слова нам кажутся неубедительными, мы создаем свои. Ненужные сотрутся жизнью, нужные войдут в речь. Например, Хлебников, пользуясь соответствующими выражениями в других глаголах, дал около пятисот производных от глагола ‘любить’, — совершенно правильные по своей русской конструкции, правильные и необходимые».
Искусство шумов (1913)
Шелест листвы, дыхание океана, шум города в час пик, звук человеческого голоса, без искусственно поставленной речи и пения. Луиджи Руссоло - это своеобразный Маяковский в мире музыки и звуков. Главной идеей манифеста было то, что стоит увеличить возможности музыки, обогатить ее с помощью шумов. Музыкальные футуристы стремились отойти от правильного и традиционного ритма, исследуя его новые грани.
Прислушиваться к шуму, чтобы услышать честную и правдивую музыку жизни. Руссоло делит шумы на разные категории по «музыкальности»:
1. Шепот, рычание, журчание (звуки животного мира);
2. Скрежет, хруст, треск (звуки времен года);
3. Крик, стон, смех, визг (звуки человеческого мира);
4. Взрыв, гудение, громыхание (звуки техники).
Оберхаузенский манифест (1962)
Немецкие деятели искусства требовали от государства поддержку авторского кино и выступали против классического коммерческого кинематографа.
Они требовали материальную поддержку, однако выступали против всякого вмешательства коммерческих партнеров в создание фильмов.
Данный манифест вызвал много отвержения. И принцип «папино кино умерло» подвергся жестокой критики.
Забавно, что сообщество из 26-ти немецких кинематографистов, которые создали манифест, распалось из-за отсутствия средств и коммерческих предложений.
Манифест Дада
Что же вообще означают эти волшебные буквы «дада»? Да, в целом, все, что угодно. На языке племени Кру дада - это хвост священной коровы, в некоторых итальянских областях дада - это мать, в русском языке дада - это удвоенное утверждение. В любом случае, это нечто совершенно бессмысленное, что-то похожее на детский лепет.
Главный принцип дадаизма: «дада ничего не означает». Как говорил, один из «родителей» дадаизма Тристан Тцара: «Мысль формируется во рту». Дадаисты не признавали теорий и правил, они были противниками кубизма, футуризма и различных течений, которые формируют рамки.
Мир - это хаос. Мир - это безумие. То есть для того, чтобы рождалось истинное искусство, следует выключать разум, разрушать идеалы и смыслы. Убить клише, чтобы на месте мертвого и стандартного появилось новое, постмодернистское.
Дадаисты создавали искусство из утилитарных предметов быта, они напрочь лишали их какой-либо функциональной составляющей. Благодарю дадаизму мир увидел сюрреализм, а позже и поп-арт.
Это далеко не все манифесты прошлого века, но каждый из них повлиял на современное искусство и стал прочным фундаментом для нынешних творцов.
___________________________________________________________________________________