Как много в этом слове: ГАЗ. Логотип – это индивидуальный графический знак (рисунок), шрифтовое написание марки или сочетание графического знака и шрифтового написания. Логотипы авто- и мототехники Советского Союза – это отдельная и очень интересная тема, которой павильон «Гараж СССР. Ретромототехника» посвятит отдельный цикл публикаций. С одной стороны, они были в тренде общемирового развития подобной символики, с другой стороны, не несли такой же рекламной нагрузки. История всем известного логотипа автомобилей ГАЗ уходит в глубину веков. Если взглянуть на карты, то всю Нижегородскую область покрывают дремучие леса, где обитали среди прочих олени. Герб с его изображением официально был утверждён для Нижнего Новгорода указом Екатерины II 16 августа 1781 года. В описании указывалось, что «город Нижний имеет старый герб. В белом поле красный олень, рога и копыта черные», то есть он, видимо, ранний. Как символ губернии стал использоваться с 1856 года, после утверждения Александром II. На первых образцах Горьковского автомобильного завода, например, легендарных «полуторках», которые вытянули на своих рабочих узлах всю войну, была совершенно иная эмблема. Логотип был овальным, а в нём была блестящая аббревиатура ГАЗ (до переименования города – НАЗ) с орнаментом в виде серпа и молота. Маркировка, видимо, имела функцию идентификации продукции завода, потому отличалась разнообразием: это были выштамповки на деталях капота, решётках радиатора (ГАЗ-51, ГАЗ-69), иногда обозначение ГАЗ совсем терялось на фоне названия модели (ГАЗ-М-20 «Победа»). Впервые на автомобилях олень появился в 1950 году на ЗИМ-12 (позже ГАЗ-12). Это была первая и последняя представительская модель, которая была относительно демократична по своим целям: помимо партийной номенклатуры она использовалась в такси и выдавалась за личные заслуги. Передний бампер автомобиля был украшен хромированной фигурой оленя и новой эмблемой на решетке радиатора. На ней олень гордо выступал на фоне стилизованных флагов. Вся фигурная группа была увенчана пятиконечной звездой. Следующей вехой был ГАЗ-21. Первые серийные «Волги» выпускались с традиционным оленем на эмблеме, а на решётке радиатора была остроконечная хромированная звезда, символ Советского Союза. На второй серии олень был в виде хромированной фигурки, устремлённой вперёд от капота, по аналогии с автомобилями Мерседес. Но от этого варианта пришлось отказаться, в случае ДТП эмблема могла нанести тяжёлые травмы. В третьей серии пришли к первому варианту, только пришлось убрать звезду с радиатора. В павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника» представлен третий вариант в виде служебной машины милиции. В 1959 г. на «Чайках» ГАЗ-13 дизайнеры разместили новый логотип – олень на красном фоне, символизирующий революционную борьбу рабочих. Над этой композицией просматривались зубчатые стены Нижегородского Кремля (по некоторым версиям – Московского). Практически без изменений логотип перешёл на ГАЗ-14 «Чайка», которую вы можете воочию увидеть в павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника». Количество зубцов на эмблеме также изменялось, что заметно на иллюстрациях к публикации. Павильон «Гараж СССР. Ретромототехника» (ул. Ленина, 70) открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника с 10.00 до 18.00. Тел. 41-80-70.
Ленинский мемориал
Логотип.
Как много в этом слове: ГАЗ.
Логотип – это индивидуальный графический знак (рисунок), шрифтовое написание марки или сочетание графического знака и шрифтового написания. Логотипы авто- и мототехники Советского Союза – это отдельная и очень интересная тема, которой павильон «Гараж СССР. Ретромототехника» посвятит отдельный цикл публикаций. С одной стороны, они были в тренде общемирового развития подобной символики, с другой стороны, не несли такой же рекламной нагрузки.
История всем известного логотипа автомобилей ГАЗ уходит в глубину веков. Если взглянуть на карты, то всю Нижегородскую область покрывают дремучие леса, где обитали среди прочих олени. Герб с его изображением официально был утверждён для Нижнего Новгорода указом Екатерины II 16 августа 1781 года. В описании указывалось, что «город Нижний имеет старый герб. В белом поле красный олень, рога и копыта черные», то есть он, видимо, ранний. Как символ губернии стал использоваться с 1856 года, после утверждения Александром II.
На первых образцах Горьковского автомобильного завода, например, легендарных «полуторках», которые вытянули на своих рабочих узлах всю войну, была совершенно иная эмблема. Логотип был овальным, а в нём была блестящая аббревиатура ГАЗ (до переименования города – НАЗ) с орнаментом в виде серпа и молота. Маркировка, видимо, имела функцию идентификации продукции завода, потому отличалась разнообразием: это были выштамповки на деталях капота, решётках радиатора (ГАЗ-51, ГАЗ-69), иногда обозначение ГАЗ совсем терялось на фоне названия модели (ГАЗ-М-20 «Победа»).
Впервые на автомобилях олень появился в 1950 году на ЗИМ-12 (позже ГАЗ-12). Это была первая и последняя представительская модель, которая была относительно демократична по своим целям: помимо партийной номенклатуры она использовалась в такси и выдавалась за личные заслуги. Передний бампер автомобиля был украшен хромированной фигурой оленя и новой эмблемой на решетке радиатора. На ней олень гордо выступал на фоне стилизованных флагов. Вся фигурная группа была увенчана пятиконечной звездой.
Следующей вехой был ГАЗ-21. Первые серийные «Волги» выпускались с традиционным оленем на эмблеме, а на решётке радиатора была остроконечная хромированная звезда, символ Советского Союза. На второй серии олень был в виде хромированной фигурки, устремлённой вперёд от капота, по аналогии с автомобилями Мерседес. Но от этого варианта пришлось отказаться, в случае ДТП эмблема могла нанести тяжёлые травмы. В третьей серии пришли к первому варианту, только пришлось убрать звезду с радиатора. В павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника» представлен третий вариант в виде служебной машины милиции.
В 1959 г. на «Чайках» ГАЗ-13 дизайнеры разместили новый логотип – олень на красном фоне, символизирующий революционную борьбу рабочих. Над этой композицией просматривались зубчатые стены Нижегородского Кремля (по некоторым версиям – Московского). Практически без изменений логотип перешёл на ГАЗ-14 «Чайка», которую вы можете воочию увидеть в павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника». Количество зубцов на эмблеме также изменялось, что заметно на иллюстрациях к публикации.
Павильон «Гараж СССР. Ретромототехника» (ул. Ленина, 70) открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника с 10.00 до 18.00. Тел. 41-80-70.