Почему на советские автомобили не ставили массово АКП?
🚙 Автоматическая коробка передач – устройство, механика работы которого позволяет автоматически обеспечивать упрощённую для водителя процедуру начала движения с места, в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее передаточное отношение, переходить (переключаться) с одного передаточного отношения на другое.
Первые разработки начались в 1930-х годах компанией Chrysler. Массовое внедрение автоматических коробок на американских автомобилях началось после Второй мировой войны. Они были устроены по принципу гидромуфты, позднее устанавливались гидротрансформаторы. Первые АКП были двухступенчатыми. Однако первую в мире полностью автоматическую коробку передач создала другая американская фирма – General Motors. Она представляла из себя комбинацию гидромуфты и четырёхступенчатой планетарной коробки передач с автоматическим гидравлическим управлением.
НАМИ-13
Автоматическая коробка была очень дорогим удовольствием и пользовалась спросом только на американском континенте. Да и то, на дешёвых моделях их ставили в качестве опции. В Европе, в том числе и в СССР, механическая коробка передач оставалась более массовой, конечно, из-за своей дешевизны и неприхотливости в обслуживании. Разработка АКП велась на опытных образцах, а если и внедрялась в производство, то только небольшой серией. Примером опытной машины может быть футуристичный автомобиль НАМИ-13 (1950 год). Автомат НАМИ-ДК был двухступенчатым, как и американские коробки тех лет.
ЗИЛ-111
😎 В серию с АКП шли только правительственные автомобили, одним из первых подобных авто был ЗИЛ-111. Его оснастили двухступенчатой автоматической коробкой передач, которая была почти полностью скопирована с агрегата PowerFlite 1952 года от компании Chrysler. Более того, конструкция шестилитрового двигателя V8 мощностью 200 лошадиных сил, который использовался в лимузине партийной элиты, также была американской. В СССР двухступенчатые автоматические коробки передач были довольно популярны в конце 1950-х годов. Они отличались от американских аналогов тем, что в них использовались более сложные алгоритмы переключения передач. Кроме того, в СССР не было массового производства автомобилей с АКП, поэтому каждый такой автомобиль собирали вручную.
«Чайка» ГАЗ-13
В 1959 году в серию пошла новая модель автомобиля – «Чайка» ГАЗ-13. Она была оснащена автоматической коробкой передач, которая работала в паре с 195-сильным двигателем V8. Передаточные числа этой коробки составляли 2,84/1,62/1,00. Управление коробкой было кнопочным и располагалось на панели слева от руля. Несмотря на то, что автоматическая коробка передач «Чайки» оказалась более надёжной, чем у ЗИЛ-111, она также имела свои недостатки. Например, некоторые владельцы жаловались на утечки масла и сложности с поиском квалифицированных специалистов для ремонта.
ГАЗ-21 «Волга»
С 1955 года в СССР начали выпускать новую модель автомобиля – ГАЗ-М 21 «Волга». Она была оснащена автоматической коробкой передач, которая была разработана на основе агрегата Ford. Передаточные числа этой коробки составляли 2,84/1,68/1,00. Управление коробкой осуществлялось с помощью подрулевого рычага. В 1957 году «Волга» с автоматом пошла в серийное производство. Однако испытания новой модели оказались неудачными. Многие владельцы жаловались на проблемы с работой автоматической коробки передач, претензии были такими же, как и в случае с моделью ГАЗ-13. Кроме того, некоторые владельцы даже требовали заменить автоматическую коробку передач на обычную механическую. В результате через несколько лет производство «автоматической» «Волги» было прекращено.
Автоматические коробки пытались устанавливать и на грузовики. Впервые такая коробка появилась на самосвале МАЗ-530 в 1957 году. Позже аналогичная конструкция использовалась на грузовиках Минского и Курганского автозаводов, а также на БелАЗах. Однако эти коробки передач не были полноценными автоматами, они работали в паре с гидротрансформатором. Для переключения передач использовался небольшой рычаг, расположенный под рулём. Первый советский автобус с автоматической коробкой передач выпускался в 1963-1965 годах. Это был ЛАЗ-695Ж. Двухступенчатая коробка передач была доведена до совершенства и использовалась на массовом производстве ЛиАЗ-677 с 1968 года.
Салон ГАЗ-23 «Волга»
АКП вплоть до 80-х годов ставили разве что на правительственные автомобили и грузовики. Внедрение таких коробок передач затруднялось недостаточным развитием дорожной сети в СССР (массовое дорожное строительство начинается с 1970-х годов, до этого две трети всех дорог в стране были грунтовыми). Автоматическая коробка требует высокого качества дорожного покрытия и не допускает «пробуксовки» колёса.
Таким образом, выпуск автомобилей с АКП в СССР тормозился по целому ряду факторов и не сводился к недостатку исследований в этой сфере. Такие коробки передач были дороги для нашего небогатого потребителя, недостаточной была инфраструктура по обслуживанию автомобилей, а также не поспевала за техническим прогрессом дорожная сеть. Все эти условия привели к долгому господству механики на советских и российских дорогах. АКП прижилась лишь на дорогих в производстве моделях – правительственных автомобилях, грузовиках и автобусах, которые не создавали проблем неразвитой системе сервиса потоком заказов на ремонт, а также цена которых была достаточно высока, чтобы доля стоимости АКП в ней не выглядела избыточной по сравнению с экономическим эффектом.
Ленинский мемориал
Почему на советские автомобили не ставили массово АКП?
🚙 Автоматическая коробка передач – устройство, механика работы которого позволяет автоматически обеспечивать упрощённую для водителя процедуру начала движения с места, в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее передаточное отношение, переходить (переключаться) с одного передаточного отношения на другое.
Первые разработки начались в 1930-х годах компанией Chrysler. Массовое внедрение автоматических коробок на американских автомобилях началось после Второй мировой войны. Они были устроены по принципу гидромуфты, позднее устанавливались гидротрансформаторы. Первые АКП были двухступенчатыми. Однако первую в мире полностью автоматическую коробку передач создала другая американская фирма – General Motors. Она представляла из себя комбинацию гидромуфты и четырёхступенчатой планетарной коробки передач с автоматическим гидравлическим управлением.
Автоматические коробки пытались устанавливать и на грузовики. Впервые такая коробка появилась на самосвале МАЗ-530 в 1957 году. Позже аналогичная конструкция использовалась на грузовиках Минского и Курганского автозаводов, а также на БелАЗах. Однако эти коробки передач не были полноценными автоматами, они работали в паре с гидротрансформатором. Для переключения передач использовался небольшой рычаг, расположенный под рулём. Первый советский автобус с автоматической коробкой передач выпускался в 1963-1965 годах. Это был ЛАЗ-695Ж. Двухступенчатая коробка передач была доведена до совершенства и использовалась на массовом производстве ЛиАЗ-677 с 1968 года.
Таким образом, выпуск автомобилей с АКП в СССР тормозился по целому ряду факторов и не сводился к недостатку исследований в этой сфере. Такие коробки передач были дороги для нашего небогатого потребителя, недостаточной была инфраструктура по обслуживанию автомобилей, а также не поспевала за техническим прогрессом дорожная сеть. Все эти условия привели к долгому господству механики на советских и российских дорогах. АКП прижилась лишь на дорогих в производстве моделях – правительственных автомобилях, грузовиках и автобусах, которые не создавали проблем неразвитой системе сервиса потоком заказов на ремонт, а также цена которых была достаточно высока, чтобы доля стоимости АКП в ней не выглядела избыточной по сравнению с экономическим эффектом.
#мотосреда