Велосипед в гостях у мотосреды

Велосипедные заводы СССР

Велосипед в гостях у мотосреды - 971726978419
Мы начинаем цикл публикаций «Велосипед в гостях у мотосреды», посвящённый производству и судьбе этого прародителя мотоциклов в СССР. Начнём с обзора сети велосипедных заводов Советского Союза.
Женщина-почтальон в СССР
Женщина-почтальон в СССР
Велосипед (наряду с самокатом) – первое транспортное средство, которое осваивает ребёнок. Но детской аудиторией велосипед не ограничивается – велосипедному спорту, как и любви, покорны все возрасты. Многим россиянам продукция велозаводов СССР всё ещё служит верой и правдой. Хотя Советский Союз не обладал такой мощной инфраструктурой для повседневного использования велосипедов, как Нидерланды или Дания (здесь ещё надо сделать скидку на суровость климата), где все поголовно ездят на велотранспорте, тем не менее, велосипеды были широко распространены. Они были разных типов и для разных групп потребителей – маленьких детей, школьников, подростков, взрослых.
Реклама Харьковского велосипедного завода
Реклама Харьковского велосипедного завода
Велосипеды в СССР были популярны и в городе, и в сельской местности. Широко они распространились в советское время, но известны были жителям нашей страны с XIX века. До революции их выпускали в Российской империи (часто – в рамках сборочного производства), признанным лидером был завод «Дукс» (известен также как авиазавод), который даже разработал успешную модификацию складного велосипеда для военных. Но всё же основной массе жителей империи велосипед был недоступен.
Выставка велопродукции перед Харьковским велосипедным заводом. 1949 год
Выставка велопродукции перед Харьковским велосипедным заводом. 1949 год
Люди осматривают продукцию Харьковского велосипедного завода
Люди осматривают продукцию Харьковского велосипедного завода
Рабочие Харьковского велосипедного завода. 1946 год
Рабочие Харьковского велосипедного завода. 1946 год
Цех Харьковского велосипедного завода
Цех Харьковского велосипедного завода
Серьёзный толчок в развитии велосипедной промышленности произошёл в 1920-х годах. «Пионером» в производстве советских велосипедов в 1923 году стал ХВЗ (Харьковский велосипедный завод). На следующий год было сделано более одной тысячи экземпляров. Акцентов на какой-то одной модели не делалось, производили различные варианты. Первая целостная модель «увидела свет» в 1926 году под названием «Украина». Эта модель стала очень популярной и экспортировалась даже за рубеж. Первые годы Харьковский завод был единственным предприятием, производившим велосипеды. Позднее, с 1929 года, велопродукцию начал выпускать Московский велозавод. Само предприятие образовалось на производственных мощностях станочного парка «Дукса». Остальные заводы занялись производством велосипедов только после Великой Отечественной войны. Одним из таких предприятий стал ММВЗ (Минский мотоциклетно-велосипедный завод), который помимо велосипедов производил мотоциклы «Минск» и одна из моделей которого представлена в музее «Гараж СССР. Ретромототехника». Помимо Минского велосипеды выпускали Пензенский, Пермский, Московский велозаводы, Шауляйский велосипедно-моторный завод, Рижский, Львовский мотозаводы, Авиационный завод им. Чкалова (ЗиЧ), ГАЗ, ЗИЛ, МВЗ и многие другие. Представленный на иллюстрации документ показывает, что предприятия подчинялись разным ведомствам, в том числе производили продукцию по конверсии. В наши дни большая их часть не функционирует.
Велосипедный завод «Велта»
Велосипедный завод «Велта»
Харьковский велосипедный завод. Складированная продукция. 1949 год
Харьковский велосипедный завод. Складированная продукция. 1949 год
Продукция готова к отправке потребителю
Продукция готова к отправке потребителю
Львовский мотозавод. Велосипедный цех
Львовский мотозавод. Велосипедный цех
Завод имени Фрунзе (или Пензенский велосипедный завод)
Завод имени Фрунзе (или Пензенский велосипедный завод)
Рабочий завода имени Фрунзе (Пенза) с 4-миллионным велосипедом
Рабочий завода имени Фрунзе (Пенза) с 4-миллионным велосипедом
Цех готовой продукции. Завод имени Фрунзе
Цех готовой продукции. Завод имени Фрунзе
Краткий обзор велостроения в СССР. Документ из коллекции Веломузея А. Мятиева
Краткий обзор велостроения в СССР. Документ из коллекции Веломузея А. Мятиева

Надо заметить, что большинство мотовелозаводов СССР производило не только велосипеды, но и мопеды, которые также представлены в экспозиции павильона «Гараж СССР. Ретромототехника». Некоторые предприятия достигли даже уровня производителей мотоциклов.

В следующих статьях мы подробнее остановимся на моделях велосипедов и их классификации.

👉 Павильон «Гараж СССР. Ретромототехника» (ул. Ленина, 70) работает со вторника по воскресенье (понедельник - выходной) с 10:00 до 18:00.

#ленинскиймемориал #гаражСССР #мотосреда

Комментарии

  • 19 фев 2024 22:24
    Пожалуйста, укажите собственника исторических фотографий!