В этой статье мы продолжаем рассказывать о советской амфибии ГАЗ-46 (МАВ). В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили её вес, повысили скорость хода и улучшили надёжность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современной модели ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46 при условии, что его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями. Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать: на предприятии «полетели шапки», многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года № 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля НАМИ-011 было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100 %, всего было произведено 68 экземпляров. После чего ему на смену пришёл новый автомобиль ГАЗ-46. Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа без дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделён вертикальными поперечными перегородками на три отсека – носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля имелся перекидной волноотбойный щиток, который поднимался экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колёса. Компоновку автомобиля и его внешние отличия можно увидеть на иллюстрации. ГАЗ-46 – более длинный, а рядом – НАМИ-011. О судьбе автомобиля в годы эксплуатации – в следующих публикациях.
Ленинский мемориал
История создания автомобиля ГАЗ-46 (вторая часть)
В этой статье мы продолжаем рассказывать о советской амфибии ГАЗ-46 (МАВ). В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили её вес, повысили скорость хода и улучшили надёжность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современной модели ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46 при условии, что его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями.
Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать: на предприятии «полетели шапки», многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года № 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля НАМИ-011 было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100 %, всего было произведено 68 экземпляров. После чего ему на смену пришёл новый автомобиль ГАЗ-46.
Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа без дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделён вертикальными поперечными перегородками на три отсека – носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля имелся перекидной волноотбойный щиток, который поднимался экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колёса.
Компоновку автомобиля и его внешние отличия можно увидеть на иллюстрации. ГАЗ-46 – более длинный, а рядом – НАМИ-011. О судьбе автомобиля в годы эксплуатации – в следующих публикациях.