Произведения, которые будут полезны при написании итогового сочинения
Чего боятся все одиннадцатиклассники? Конечно же, ЕГЭ. Хотя «не так страшен чёрт, как его малюют». Многие выпускники это подтвердят. Но к чему же нужно приложить столько же сил на подготовку, как и к ежегодному государственному экзамену? Ответ: к итоговому сочинению. Это испытание – допуск к аттестации 11-ого класса. Также как устное собеседование у девятиклассников. В 2023 году писать сочинение школьникам предстоит 7 декабря (основной поток). Затронем структуру предстоящей работы. План такой: · Вступление, обозначающее главную мысль сочинения. · Основная часть. Состоит из двух тезисов. Начинаем с логической связки с предыдущим абзацем. Далее два аргументированных литературных примера по данной теме. · Заключение. Подводим итог. Сегодня мы остановимся на втором пункте, а именно на аргументах. Где их взять? В прочитанной ранее литературе. Поэтому дальше речь пойдёт о тех произведениях, которые помогут вам успешно написать итоговое задание. Тем для сочинения довольно много, но все они разделены на три основные раздела: 1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; 2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; 3. «Природа и культура в жизни человека». 1) Здесь вам предстоит ответить на вопрос о каких-либо качествах человека. Порассуждать в психологическом направлении. Вопросы такого типа также можно разделить на свои категории, чтобы мыслить в более узких смыслах. · Обсуждаем качества личности и внутренний мир человека. Вам помогут такие произведения: Н. В. Гоголь «Шинель», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». · Отношение человека к окружающему миру и окружающим его людям. Здесь будут полезны эти книги: И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. Н. Островский «Гроза», А. С. Грибоедов «Горе от ума». · Познание себя. Можно смело использовать такие произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», И. А. Гончаров «Обломов», А. И. Куприн «Гранатовый браслет». · И в последней подтеме нужно рассказать о свободе и ограничениях человека. Сюда подойдёт следующая проза: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «Старуха Изергиль». 2) Если попадётся эта тематика, то придётся вспомнить про патриотизм и семейные ценности. Также вам в помощь знания из курсов «Обществознание» и «История». Пути размышлений делятся на три направленности. · Вспомните про семью, семейные традиции. Тут пригодятся Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Пушкин «Станционный смотритель». · Человек и общество. Вам помогут М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы», А. П. Чехов «Ионыч». · Также может попасться тематика патриотизма и любви к Родине, а также гражданской позиции человека. Полезными окажутся Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», М. Ю. Лермонтов «Бородино», М. А. Шолохов «Судьба человека». 3) Как природа и культура влияют на человека? Хороший вопрос. Но и на него ответ найдётся. Воздействие этих составляющих на людей – и есть третья тема. Она делится на следующие пункты. · Что каждый видит каждый день? Правильно, окружающий его мир, а точнее природу. О ней здесь и предстоит написать, вернее о взаимодействии человека и природы. Можете воспользоваться такими работами: К. Д. Ушинский «Четыре желания», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», И. С. Тургенев «Бежин луг». · В наше время всё актуальнее знания о науке и научном прогрессе. Наука и человек – следующая тематика в этом разделе. Об этом написано, например, в произведениях: М. А. Булгаков «Собачье сердце», А. Р. Беляев «Человек-амфибия», А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля». · Про что пытался рассказать каждый автор? Что их волновало? Конечно, искусство. А как оно влияет на человека? Пример для раскрытия данной темы – эти книги: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А. П. Чехов «Чайка». Просим заметить, что с помощью многих произведений, представленных здесь, можно раскрыть не только определённые темы, к которым мы их отнесли. Возможно, прочитав какую-либо книгу из списка, вы сможете ответить на совершенно другой вопрос. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова вы сможете использовать в сочинении об искусстве. А «Войну и мир» Толстого можно отнести к аргументам о патриотизме или об искусстве. Подводя итоги, хотим сказать, что произведений, которые можно использовать в итоговом сочинении действительно много. Поэтому нужно уже сейчас начинать чтение, если вы в 10-х, 11-х классах. Желаем удачи при написании экзаменов! Автор: Дарья Гапеева
Винзилинская школа им. Ковальчука
Произведения, которые будут полезны при написании итогового сочинения
Чего боятся все одиннадцатиклассники? Конечно же, ЕГЭ. Хотя «не так страшен чёрт, как его малюют». Многие выпускники это подтвердят. Но к чему же нужно приложить столько же сил на подготовку, как и к ежегодному государственному экзамену? Ответ: к итоговому сочинению.
Это испытание – допуск к аттестации 11-ого класса. Также как устное собеседование у девятиклассников. В 2023 году писать сочинение школьникам предстоит 7 декабря (основной поток).
Затронем структуру предстоящей работы. План такой:
· Вступление, обозначающее главную мысль сочинения.
· Основная часть. Состоит из двух тезисов. Начинаем с логической связки с предыдущим абзацем. Далее два аргументированных литературных примера по данной теме.
· Заключение. Подводим итог.
Сегодня мы остановимся на втором пункте, а именно на аргументах. Где их взять? В прочитанной ранее литературе. Поэтому дальше речь пойдёт о тех произведениях, которые помогут вам успешно написать итоговое задание.
Тем для сочинения довольно много, но все они разделены на три основные раздела:
1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
3. «Природа и культура в жизни человека».
1)
Здесь вам предстоит ответить на вопрос о каких-либо качествах человека. Порассуждать в психологическом направлении. Вопросы такого типа также можно разделить на свои категории, чтобы мыслить в более узких смыслах.
· Обсуждаем качества личности и внутренний мир человека. Вам помогут такие произведения: Н. В. Гоголь «Шинель», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
· Отношение человека к окружающему миру и окружающим его людям. Здесь будут полезны эти книги: И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. Н. Островский «Гроза», А. С. Грибоедов «Горе от ума».
· Познание себя. Можно смело использовать такие произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», И. А. Гончаров «Обломов», А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
· И в последней подтеме нужно рассказать о свободе и ограничениях человека. Сюда подойдёт следующая проза: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «Старуха Изергиль».
2)
Если попадётся эта тематика, то придётся вспомнить про патриотизм и семейные ценности. Также вам в помощь знания из курсов «Обществознание» и «История». Пути размышлений делятся на три направленности.
· Вспомните про семью, семейные традиции. Тут пригодятся Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
· Человек и общество. Вам помогут М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы», А. П. Чехов «Ионыч».
· Также может попасться тематика патриотизма и любви к Родине, а также гражданской позиции человека. Полезными окажутся Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», М. Ю. Лермонтов «Бородино», М. А. Шолохов «Судьба человека».
3)
Как природа и культура влияют на человека? Хороший вопрос. Но и на него ответ найдётся. Воздействие этих составляющих на людей – и есть третья тема. Она делится на следующие пункты.
· Что каждый видит каждый день? Правильно, окружающий его мир, а точнее природу. О ней здесь и предстоит написать, вернее о взаимодействии человека и природы. Можете воспользоваться такими работами: К. Д. Ушинский «Четыре желания», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», И. С. Тургенев «Бежин луг».
· В наше время всё актуальнее знания о науке и научном прогрессе. Наука и человек – следующая тематика в этом разделе. Об этом написано, например, в произведениях: М. А. Булгаков «Собачье сердце», А. Р. Беляев «Человек-амфибия», А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля».
· Про что пытался рассказать каждый автор? Что их волновало? Конечно, искусство. А как оно влияет на человека? Пример для раскрытия данной темы – эти книги: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А. П. Чехов «Чайка».
Просим заметить, что с помощью многих произведений, представленных здесь, можно раскрыть не только определённые темы, к которым мы их отнесли. Возможно, прочитав какую-либо книгу из списка, вы сможете ответить на совершенно другой вопрос. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова вы сможете использовать в сочинении об искусстве. А «Войну и мир» Толстого можно отнести к аргументам о патриотизме или об искусстве.
Подводя итоги, хотим сказать, что произведений, которые можно использовать в итоговом сочинении действительно много. Поэтому нужно уже сейчас начинать чтение, если вы в 10-х, 11-х классах.
Желаем удачи при написании экзаменов!
Автор: Дарья Гапеева