Кольцевая композиция в романе И. А. Гончарова «Обломов» Неочевидный случай кольцевой композиции — роман И. А. Гончарова «Обломов», а точнее, сюжетная линия главного героя. Казалось бы, вокруг одного и того же дома/леса/монастыря он не бегает... Но если смотреть не на детали, а на саму суть, станет понятно, что центральный персонаж всё-таки очутился в той чудесной деревне, где родился и вырос — и где всё было тихо, лениво, спокойно. Короче, идеально. Помните, как начинается глава «Сон Обломова»? Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались. Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. <...> Крыльцо висело над оврагом, и чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо… Всё странно, нелогично, местами опасно, но невероятно привлекательно! Переехав в столицу, главный герой скучал по родным местам, но не возвращался: о какой поездке может идти речь, когда тебе трудно даже выйти на улицу? И всё-таки заветное желание Ильи Ильича исполнилось. Переехав к Агафье Пшеницыной, он наконец-то почувствовал себя как дома. Оказалось, что Обломовка — это не место, а состояние души. _______ И всё-таки, почему кольцевая композиция — простейший, казалось бы, приём — не перестаёт нас удивлять? Почему, обнаружив героя в тех же обстоятельствах, но в другом расположении духа, мы шепчем: «Ого, ну автор и напридумывал»? И почему этот приём не только «подстёгивает» нас эмоционально, но и помогает найти ключи к авторскому замыслу, понять характер персонажей и — как бы пафосно это ни звучало — всерьёз научиться чему-то у вымышленных людей? Причина, пожалуй, в том, что кольцевая композиция основана на совпадениях, которые кажутся невозможными. Однако любое совпадение — это парадокс: оно настолько же маловероятно, насколько и неизбежно. Это подтвердит любой человек, который ставил эксперименты с игральным кубиком: в какой-то момент кубик начинает «глючить», одно и то же число выпадает пять или шесть раз подряд. А ещё чудесные совпадения рано или поздно происходят в жизни любого человека. Наверняка и вы, читатель, хотя бы раз встречали соседа, прогуливаясь по незнакомому городу, или успевали на последнюю маршрутку, которая чудом не ушла по расписанию. Итак, совпадения кажутся нереальными. И при этом происходят на каждом шагу, просто не всегда — с нами. А если они приключаются именно в нашей жизни, то запоминаются на долгие годы. Именно поэтому мы охотно верим авторам, герои которых оказываются «внутри» кольцевой композиции. Умом мы понимаем, что чудесных совпадений не бывает, но жизненный опыт убеждает нас в обратном. Евгений из «Медного всадника» оказывается у одного и того же дома на Сенатской площади; вольная жизнь Мцыри начинается и заканчивается на одном и том же «квадрате» земли. С точки зрения статистики это маловероятно. Ведь Евгений бродит по Петербургу бесцельно и может очутиться в любой точке города, который занимает порядка 1400 м², а Мцыри одержим идеей оказаться как можно дальше от монастыря. Однако спонтанные траектории замыкаются, образуя круг. Это почти невозможно — но это происходит почти с каждым человеком. Так что, «застряв» в кольцевой композиции, герой кажется нам ещё более объёмным и вызывает ещё больше сочувствия, ведь иногда в ней «застреваем» и мы сами. Главное, чтобы автор не переборщил с чудесными (или, наоборот, ужасными) совпадениями. Они как мышьяк: в малых дозах это лекарство, в больших — яд. О. Лапенкова
Образование в радость
ЧТО ТАКОЕ КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ — 2
Кольцевая композиция в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Неочевидный случай кольцевой композиции — роман И. А. Гончарова «Обломов», а точнее, сюжетная линия главного героя. Казалось бы, вокруг одного и того же дома/леса/монастыря он не бегает... Но если смотреть не на детали, а на саму суть, станет понятно, что центральный персонаж всё-таки очутился в той чудесной деревне, где родился и вырос — и где всё было тихо, лениво, спокойно. Короче, идеально. Помните, как начинается глава «Сон Обломова»?
Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.
Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.
Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. <...> Крыльцо висело над оврагом, и чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо…
Всё странно, нелогично, местами опасно, но невероятно привлекательно! Переехав в столицу, главный герой скучал по родным местам, но не возвращался: о какой поездке может идти речь, когда тебе трудно даже выйти на улицу? И всё-таки заветное желание Ильи Ильича исполнилось. Переехав к Агафье Пшеницыной, он наконец-то почувствовал себя как дома. Оказалось, что Обломовка — это не место, а состояние души.
_______
И всё-таки, почему кольцевая композиция — простейший, казалось бы, приём — не перестаёт нас удивлять? Почему, обнаружив героя в тех же обстоятельствах, но в другом расположении духа, мы шепчем: «Ого, ну автор и напридумывал»? И почему этот приём не только «подстёгивает» нас эмоционально, но и помогает найти ключи к авторскому замыслу, понять характер персонажей и — как бы пафосно это ни звучало — всерьёз научиться чему-то у вымышленных людей?
Причина, пожалуй, в том, что кольцевая композиция основана на совпадениях, которые кажутся невозможными. Однако любое совпадение — это парадокс: оно настолько же маловероятно, насколько и неизбежно. Это подтвердит любой человек, который ставил эксперименты с игральным кубиком: в какой-то момент кубик начинает «глючить», одно и то же число выпадает пять или шесть раз подряд. А ещё чудесные совпадения рано или поздно происходят в жизни любого человека. Наверняка и вы, читатель, хотя бы раз встречали соседа, прогуливаясь по незнакомому городу, или успевали на последнюю маршрутку, которая чудом не ушла по расписанию.
Итак, совпадения кажутся нереальными. И при этом происходят на каждом шагу, просто не всегда — с нами. А если они приключаются именно в нашей жизни, то запоминаются на долгие годы. Именно поэтому мы охотно верим авторам, герои которых оказываются «внутри» кольцевой композиции. Умом мы понимаем, что чудесных совпадений не бывает, но жизненный опыт убеждает нас в обратном.
Евгений из «Медного всадника» оказывается у одного и того же дома на Сенатской площади; вольная жизнь Мцыри начинается и заканчивается на одном и том же «квадрате» земли. С точки зрения статистики это маловероятно. Ведь Евгений бродит по Петербургу бесцельно и может очутиться в любой точке города, который занимает порядка 1400 м², а Мцыри одержим идеей оказаться как можно дальше от монастыря. Однако спонтанные траектории замыкаются, образуя круг. Это почти невозможно — но это происходит почти с каждым человеком.
Так что, «застряв» в кольцевой композиции, герой кажется нам ещё более объёмным и вызывает ещё больше сочувствия, ведь иногда в ней «застреваем» и мы сами. Главное, чтобы автор не переборщил с чудесными (или, наоборот, ужасными) совпадениями. Они как мышьяк: в малых дозах это лекарство, в больших — яд.
О. Лапенкова