КАК ВИКТОР СТАЛ ВЕЛИМИРОМ

Его поэтические изыски даже не все собратья-футуристы оценивали по достоинству. Он ломал строй стиха, вводил необычные рифмы, придумывал новые слова, упиваясь их волшебным звучанием, постоянно педалируя его, повторяя вновь и вновь. Лучше других понимал его, пожалуй, Владимир Маяковский, который тоже виртуозно играл со словами и возвёл поэтический эпатаж в норму и даже в культ своего времени. Валентин Катаев зашифровал имя Велимира Хлебникова в своих иносказательных воспоминаниях, назвав Будетлянином.
Его надолго забыли после смерти в 1922 году, когда потребовалась хсовсем другая поэзия. А потом - вспомнили. Перефразируя Марину Цветаеву, можно сказать, что его стихам, как драгоценным винам, пришёл свой срок. Велимир Хлебников прожил 37 лет. Как Пушкин.
Имя Велимир для себя Виктор Владимирович Хлебников придумал, исходя из собственной теории языка. В нём переплелись по звучанию имя, отчество и фамилия. В Казани он прожил почти 11 лет. Учился в гимназии, затем в университете. Сначала на математическом, потом - на естественном отделении. Отец поэта был известным орнитологом и привлёк сына к естественным наукам.
«Законы неэвклидовой геометрии Николая Лобачевского поразили будущего поэта. И в поэме «Ладомир», посвящённой новому, свободному человеку, воспет великий геометр. «И пусть пространство Лобачевского// Летит с знамён ночного Невского//Это шествуют творяне//Заменившие Д на Т,//Ладомира соборяне//с Трудомиром на шесте, - цитирует Хлебникова Вячеслав Крылов, доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета. - Математика сказалась на мышлении поэта. Напрашивается, на мой взгляд, прямая параллель с репликой пушкинского Сальери о музыке, разъятой как труп! В своём последнем труде «Доски судьбы» Хлебников пытался понять закономерности мировой истории, руководствуясь своеобразными хронологическими таблицами».
Он хотел найти даже «уравнение жизни» Николая Гоголя, весьма загадочной личности в русской литературе. Да и естественные науки отразились в творчестве. О звёздах, цветах и простом кузнечике поэт писал со знанием дела. Ну и, конечно, история, музыка…Только Хлебников мог призвать ночную усадьбу чингисханить, зарю - заратустрить, а небо - моцартить!
Он был странником, нигде не жил подолгу. Казань - исключение. Упоминания о городе неоднократно встречаются в стихах.
«В Казани Хлебниковы жили на Третьей горе (ныне - ул. Калинина), в доме В. Максимова. Потом на Поповой горе (ул. Тельмана), и на Второй горе (ул.Волкова)», - рассказывает Вячеслав Крылов.
Среди учёных филологической школы Казанского университета с огромным трудом удалось отыскать тех, кто может рассказать о казанском периоде Велимира Хлебникова. Первой откликнулась Лия Бушканец, доктор филологических наук, член Чеховской комиссии при совете по мировой культуре РАН.
В доме Максимова, построенном во второй половине XIX века, семья Хлебниковых прожила 7 лет (1898-1905 гг.). Будущий поэт ходил мимо домов, где совсем недавно жили Максим Горький, Владимир Ульянов, где с 1903 года проживал известный востоковед Николай Катанов. В гимназии, в Школьном (ранее Гимназическом) переулке, математику преподавал будущий известный учёный Н. Парфентьев. В Университете «голубоглазый мальчик», как писала о брате его сестра Вера Хлебникова, ставшая известным художником, учился у блестящих профессоров. В юности Велимир не был революционером, не посещал подпольных кружков. Но его мать когда-то разделяла взгляды народовольцев и часто вспоминала двоюродного брата А.Д.Михайлова, погибшего в каземате Петропавловской крепости, говорит Лия Ефимовна.
5 ноября 1903 года за участие в массовой протестной демонстрации студенчества первокурсник Велимир Хлебников был арестован и месяц провёл в пересыльной тюрьме под казанским кремлём (ранее там сидел Владимир Ульянов). На месте расправы с демонстрантами ныне стоит физический корпус КФУ. После заключения студент Хлебников стал нелюдимым, ушёл в себя и свой мир. А в 1905 году, когда Цусимское сражение завершилось разгромом России, дал клятву отыскать законы времени, которые позволили бы предотвращать войны. За несколько лет до 1917году, рассказывает Л.Бушканец, он предсказал грядущую катастрофу. В Казани Хлебников сформировался как личность. Но не как поэт. Свои первые произведения он послал Максиму Горькому. Получил в ответ критический отзыв, но письмом гордился.
Дома на улицах Калинина и Тельмана уже снесены. А вот дом №46 на улице Волкова, где Хлебников жил два года (1906-1908), ещё цел. На нём две мемориальных доски: композитора Салиха Сайдашева и издателя первого татарского научного журнала «Мэктэб» Шигаба Ахмерова.
«Мы хотели установить третью, в память Велимира Хлебникова. Но жильцы воспротивились. Поэтому мы ограничились информационным табло, которое поставили у дома в 2014 году. Чтобы люди знали: здесь жил поэт космического масштаба», - говорит заслуженный деятель искусств РТ Лилия Газизова, которая руководит русской секцией Союза писателей РТ.
«Мы» - это организаторы международного литературного хлебниковского фестиваля «ЛАДОМИР». Он проводится в Казани с 2012 года. В фестивалях принимают участие литераторы не только РФ, но и Польши, США, Германии и других стран мира, где к Хлебникову более почтительное отношение, чем в Казани. О фестивалях пишет российская и зарубежная пресса, участники читают стихи и прозу, обмениваются мнениями о путях авангардной современной литературы, встречаются со студентами, выступают в музеях. В 2016 году фестиваль пройдёт в апреле и будет пятым по счёту, то есть в какой-то степени юбилейным.
«Стихи поэта никогда не издавались в Казани отдельным сборником. Я и Арсен Мирзаев, поэт и исследователь творчества Велимира из Санкт-Петербурга, собрали книгу произведений Хлебникова и снабдили её необходимыми уникальными комментариями. Такая книга должна выйти именно в Казани. Но для издания нужна помощь государства и местных властей. Помощь и поддержка нужны и для дальнейшего проведения литературных фестивалей. Это наш долг перед великим поэтом», убеждена Лилия Газизова.
В Казани пока нет улицы, нет музея Велимира Хлебникова, как нет и мемориальной доски на главном здании КФУ. Зато туристических маршрутов, связанных с именем Председателя Земного Шара Хлебникова - масса! Это и здание бывшего Художественного училища, где занималась Вера, и бывшая гимназия, и госпиталь, где лечился поэт, призванный на военную службу в 1916 году, не говоря уж о пересыльной тюрьме, об Университете, его окрестностях и улицах, которые помнят поступь «голубоглазого мальчика».
Велимир Хлебников был первым, кто увлёкся идеей создания Общества Председателей Земного Шара (предтеча ООН!) и предложил в состав Председателей себя. А что? Он имел на это право. «Люди моей задачи часто умирают в 37 лет» спокойно и печально писал про себя этот странник, мистик, словотворец, в общем, загадочная личность. «Когда я падал у зари,// Одни просили удалиться,// А те молили: озари».
Т. Сидорова

КАК ВИКТОР СТАЛ ВЕЛИМИРОМ - 987415440919

Комментарии

Комментариев нет.