Иван Крылов и страсть к пожарам
Иван Крылов имел необычное пристрастие: ему нравилось смотреть на пожары. Узнав о пожаре (он даже имел агентов среди пожарных), поэт немедленно ехал на место и любовался разгулом стихии.
Исследователи трактуют эту странное увлечение Ивана Крылова как поиск вдохновения. Эта версия не лишена оснований. Так, наглядевшись в очередной раз на красивый пожар, в результате которого сгорел со всем имуществом богатый дворянский особняк, Иван Андреевич сочинил басню «Пожар и Алмаз», в которой живописал огненную стихию, воспев её мощь и неукротимую силу. В этой басне Пожар хвалится перед Алмазом своим могуществом:
Не так легко затмить моё сиянье,
Когда я, в ярости моей,
Охватываю зданье.
Смотри, как всё усилия людей
Против себя я презираю;
Как с треском всё, что встречу, пожираю, –
И зарево моё, играя в облаках,
Окрестностям наводит страх!
В разгар декабристского восстания, в тот самый день 14 декабря 1825 года Иван Андреевич оказался на Сенатской площади. Вероятно, привело его простое любопытство, но императору Николаю Павловичу доложили об этом. На вопрос царя, обращённый к баснописцу, а чем, собственно, он на площади занимался? Находчивый Иван Андреевич ответил, что пришёл посмотреть пожар. «Но ведь пожара-то не было!», — парировал царь. «Так меня обманули, Ваше Величество!».
А пожарные были только рады лишний раз донести до Ивана Андреевича приятную весть, что где-нибудь на Васильевском острове опять заполыхало пламя. Родилась даже шутка: «Приехал однажды Крылов, а пожар еще не начался».
Даже арендодатель поэта заметил, что у Крылова какая-то подозрительная тяга к пожарам. И предложил баснописцу подписать контракт, согласно которому, если вдруг «случайно» в их доме произойдёт пожар, Иван Андреевич должен будет выплатить 60 000 рублей.
Крылов бегло ознакомился с текстом, добавил к сумме пару нулей и размашисто подписал бумаги. После чего сказал, что ни той, ни другой суммы у него всё равно нет. А Вам, уважаемый владелец, будет приятней и спокойней.
ТК "Кавычки"
Ошибëмся мы едва:
Хоть и разные на рожу,
Пироманы оба два.