Лиса из сказки про Волка и Лису наелась теста из квашни и им вымазала голову.
Квашня – это и тесто так называется (дрожжевое, из которого хлеб делают) и посуда для него. Обычно это деревянная кадка или керамическая миска. Они должны быть довольно большими, потому что дрожжевое тесто сильно увеличивается в объеме в процессе созревания. И да, оно довольно вкусное! Хлеб пекли обычно сразу на неделю, размер квашенки мог быть до 100 см в диаметре. Опара (тесто) состояла из воды, муки и закваски, ставилась с вечера, замешивалась руками или специальной деревянной лопаткой. Множество примет связано с хлебом и процессом его изготовления. Чтобы хлеб был вкусным, квашню можно было: ⚪️Доделать. Например, меняя количество заклепок. ⚪️Окурить травами ⚪️Нарядить и поставить на дворе на праздник ⚪️Побить, если ничего не помогало. Получается, что у квашни есть свой характер и надо с ней дружить. У квашни были даже именины – Великий четверг на Страстной неделе: ее мыли (что происходило всего раз в год, так как остатки теста служили закваской), натирали солью, опоясывали, помещали сверху хлеб и соль. И так она оставалась во дворе до восхода солнца следующего дня. Квашню никому не передавали даже на время. Её не должен касаться мужчина, также никаких кур и коров рядом быть не может, иначе квашня может и обидеться. Обязательно что-то надо подостлать под неё, просто на полу, на земле квашня стоять не может. При переезде в новый дом, чтобы жилось благополучно и хлеб был в доме всегда – первой вносили квашню с замешанным на старом месте тестом. Так как процесс рождения хлеба происходил в квашне, то логичным образом она связывалась в сознании народа с женским лоном и играла большую роль в свадебных обрядах. Почти в каждом селении были свои обычаи, связанные с квашней. Новобрачных сажали на квашенку, накрытую овечьей шкурой или невеста прыгала через неё, при входе в дом надо было наступить на специально поставленную накрытую квашню и прочее, и прочее. Все это должно было принести благополучие в молодую семью, обеспечить потомство. Ната Водопьянова
В сказке про волка и лису баба била Волка коромыслом.
Коромысло – это немаленькая гнутая палка такая, специально сделанная для того, чтобы ведра с водой носить. Полукруглая форма, чтобы удобнее класть на плечи, и два крючка на концах, на них вешают ведра.
По воду на колодец или реку ходили несколько раз в день, за один раз можно было принести два ведра воды. А в день, когда баню топили, гораздо больше воды требовалось. Считалось это занятием для молодых девушек.
По весу это примерно так: деревянное ведро 19 века весит до 6 кг х 2 = 12 плюс 24 литра воды + вес коромысла примерно 3-5 кг получаем чуть больше 40 кг. Каково?
На лаковой миниатюре Федоскино показано именно такое, историческое коромысло и ведра деревянные. Колодец обледенел, а девчонки вон судачат. Уж точно не о том, как тяжел крестьянский труд. Сильные люди были наши предки.
ЛИТ.РАЖ
Лиса из сказки про Волка и Лису наелась теста из квашни и им вымазала голову.
Квашня – это и тесто так называется (дрожжевое, из которого хлеб делают) и посуда для него. Обычно это деревянная кадка или керамическая миска. Они должны быть довольно большими, потому что дрожжевое тесто сильно увеличивается в объеме в процессе созревания. И да, оно довольно вкусное!
Хлеб пекли обычно сразу на неделю, размер квашенки мог быть до 100 см в диаметре. Опара (тесто) состояла из воды, муки и закваски, ставилась с вечера, замешивалась руками или специальной деревянной лопаткой.
Множество примет связано с хлебом и процессом его изготовления. Чтобы хлеб был вкусным, квашню можно было:
⚪️Доделать. Например, меняя количество заклепок.
⚪️Окурить травами
⚪️Нарядить и поставить на дворе на праздник
⚪️Побить, если ничего не помогало.
Получается, что у квашни есть свой характер и надо с ней дружить.
У квашни были даже именины – Великий четверг на Страстной неделе: ее мыли (что происходило всего раз в год, так как остатки теста служили закваской), натирали солью, опоясывали, помещали сверху хлеб и соль. И так она оставалась во дворе до восхода солнца следующего дня.
Квашню никому не передавали даже на время. Её не должен касаться мужчина, также никаких кур и коров рядом быть не может, иначе квашня может и обидеться. Обязательно что-то надо подостлать под неё, просто на полу, на земле квашня стоять не может.
При переезде в новый дом, чтобы жилось благополучно и хлеб был в доме всегда – первой вносили квашню с замешанным на старом месте тестом.
Так как процесс рождения хлеба происходил в квашне, то логичным образом она связывалась в сознании народа с женским лоном и играла большую роль в свадебных обрядах. Почти в каждом селении были свои обычаи, связанные с квашней. Новобрачных сажали на квашенку, накрытую овечьей шкурой или невеста прыгала через неё, при входе в дом надо было наступить на специально поставленную накрытую квашню и прочее, и прочее. Все это должно было принести благополучие в молодую семью, обеспечить потомство.
Ната Водопьянова
Коромысло – это немаленькая гнутая палка такая, специально сделанная для того, чтобы ведра с водой носить. Полукруглая форма, чтобы удобнее класть на плечи, и два крючка на концах, на них вешают ведра.
По воду на колодец или реку ходили несколько раз в день, за один раз можно было принести два ведра воды. А в день, когда баню топили, гораздо больше воды требовалось. Считалось это занятием для молодых девушек.
По весу это примерно так: деревянное ведро 19 века весит до 6 кг х 2 = 12 плюс 24 литра воды + вес коромысла примерно 3-5 кг получаем чуть больше 40 кг. Каково?
На лаковой миниатюре Федоскино показано именно такое, историческое коромысло и ведра деревянные. Колодец обледенел, а девчонки вон судачат. Уж точно не о том, как тяжел крестьянский труд. Сильные люди были наши предки.
Ната Водопьянова