Итоги проверки средств, выделенных бюджету города Калуги
В конце 2024 года завершилась масштабная проверка расходования средств бюджета, выделенных бюджету городского округа «Город Калуга». Калуга наряду с другими муниципальными образованиями области раз в несколько лет становится «героем» контрольного мероприятия. Надо отметить, что каждый год в столице региона проводится по нескольку самых разных тематических проверок: контролируется строительство дорог, ремонт и строительство социальных объектов, средства на здравоохранение, образование и другие расходы, на которые потребовалось привлечение средств областного бюджета. Однако подобная комплексная проверка в последний раз проводилась в 2020 году. Завершенная проверка охватила 2022 и 2023 годы, проводилась тремя рабочими группами инспекторов Палаты (каждую возглавлял аудитор), общее руководство было поручено заместителю председателя Палаты Людмиле Александровой. Проверка была совместной, её проводила также городская Контрольно-счётная плата. Основным объектом стала деятельность Городской Управы Калуги и целого ряда её управлений, среди которых выделим управление финансов города Калуги, управление образования, управление социальной защиты, управление городского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства города, управление капитального строительства Калуги. Инспекторская работа началась с проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса города Калуги. Были проанализированы параметры бюджета за два предшествующих года. Отмечено, что большую долю в доходах бюджета составляют безвозмездные поступления (ежегодно около 62 процентов), налоговые и неналоговые доходы не превышают в совокупности 40 процентов. Более 90 процентов расходов бюджета составляло финансирование принятых программ (муниципальных и ведомственной целевой). В 2023 году бюджетной классификации наиболее «капиталоёмкими» стали такие разделы: • образование – более 40 %; • жилищно-коммунальное хозяйство – 18,5 %; • национальная экономика – 14,4 %; • социальная политика – 14,2 %. Инспекторы провели проверку самых разных видов межбюджетных трансфертов, в их числе субвенция на обеспечение образования и субвенция на социальное обслуживание. В ходе проверки установлено несколько фактов нецелевого расходования средств (например, нарушением стала оплата командировки руководителя одного из учреждений, поскольку средства предоставлены на другие цели). Вся израсходованная сумма вернется в казну. Незаконное расходование субвенции на образование стало следствием того, что работу в различных должностях (в том числе и руководящих) образовательных организаций выполняли сотрудники, уровень подготовки которых не соответствовал требованиям. Такие требования содержатся в квалификационных справочниках и должностных инструкциях. Еще одной причиной нарушения стало премирование сотрудников за работу, которая не относится к основным общеобразовательным программам, например, выполнение функций председателя профсоюзной организации, сопровождение детей на школьном автобусе. Превышение размера положенных выплат – ещё одна причина незаконного расходования средств на оплату труда. Достаточно многочисленны были нарушения бухгалтерского учета, различных инструкций, которые регулируют учет и движение денежных средств. Проверка также установила, что с нарушениями законодательства были использованы средства на реализацию важных проектов в сфере ЖКХ (на строительство, ремонт и модернизацию котельных, внедрение энергосберегающих технологий): оборудование и материалы, применяемые при проведении строительно-монтажных работ, не были представлены проверке; в акте о приемке выполненных работ учтено оборудование, не соответствующее условиям договора, а также ряд выполненных работ не соответствует расценкам, учтенным в документах; выявлено завышение объемов выполненных работ, оплата работ, которые не были выполнены; непредвиденные затраты оплачены без подтверждения их выполнения. Эти факты свидетельствуют о нарушениях при использовании бюджетных средств, необходимости возврата в бюджет неправомерно использованных сумм и привлечения виновных лиц к ответственности. Отметили ревизоры факты не только расходования, но недопоступления средств в бюджет. Такого рода нарушения допускаются в случае, если подрядчик плохо выполняющий свои обязательства по контракту, не выплачивает положенную неустойку (иногда заказчик по неизвестным причинам её не выставляет). Все данные, полученные инспекторами городской и региональной Палат, были объединены в акте проверки и отчете по её результатам, стали основой представления в адрес Городской Управы города Калуги.
Контрольно-счетная палата Калужской области
Итоги проверки средств, выделенных бюджету города Калуги
Калуга наряду с другими муниципальными образованиями области раз в несколько лет становится «героем» контрольного мероприятия. Надо отметить, что каждый год в столице региона проводится по нескольку самых разных тематических проверок: контролируется строительство дорог, ремонт и строительство социальных объектов, средства на здравоохранение, образование и другие расходы, на которые потребовалось привлечение средств областного бюджета. Однако подобная комплексная проверка в последний раз проводилась в 2020 году.
Завершенная проверка охватила 2022 и 2023 годы, проводилась тремя рабочими группами инспекторов Палаты (каждую возглавлял аудитор), общее руководство было поручено заместителю председателя Палаты Людмиле Александровой. Проверка была совместной, её проводила также городская Контрольно-счётная плата.
Основным объектом стала деятельность Городской Управы Калуги и целого ряда её управлений, среди которых выделим управление финансов города Калуги, управление образования, управление социальной защиты, управление городского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства города, управление капитального строительства Калуги.
Инспекторская работа началась с проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса города Калуги. Были проанализированы параметры бюджета за два предшествующих года. Отмечено, что большую долю в доходах бюджета составляют безвозмездные поступления (ежегодно около 62 процентов), налоговые и неналоговые доходы не превышают в совокупности 40 процентов.
Более 90 процентов расходов бюджета составляло финансирование принятых программ (муниципальных и ведомственной целевой). В 2023 году бюджетной классификации наиболее «капиталоёмкими» стали такие разделы:
• образование – более 40 %;
• жилищно-коммунальное хозяйство – 18,5 %;
• национальная экономика – 14,4 %;
• социальная политика – 14,2 %.
Инспекторы провели проверку самых разных видов межбюджетных трансфертов, в их числе субвенция на обеспечение образования и субвенция на социальное обслуживание. В ходе проверки установлено несколько фактов нецелевого расходования средств (например, нарушением стала оплата командировки руководителя одного из учреждений, поскольку средства предоставлены на другие цели). Вся израсходованная сумма вернется в казну.
Незаконное расходование субвенции на образование стало следствием того, что работу в различных должностях (в том числе и руководящих) образовательных организаций выполняли сотрудники, уровень подготовки которых не соответствовал требованиям. Такие требования содержатся в квалификационных справочниках и должностных инструкциях. Еще одной причиной нарушения стало премирование сотрудников за работу, которая не относится к основным общеобразовательным программам, например, выполнение функций председателя профсоюзной организации, сопровождение детей на школьном автобусе. Превышение размера положенных выплат – ещё одна причина незаконного расходования средств на оплату труда.
Достаточно многочисленны были нарушения бухгалтерского учета, различных инструкций, которые регулируют учет и движение денежных средств.
Проверка также установила, что с нарушениями законодательства были использованы средства на реализацию важных проектов в сфере ЖКХ (на строительство, ремонт и модернизацию котельных, внедрение энергосберегающих технологий):
оборудование и материалы, применяемые при проведении строительно-монтажных работ, не были представлены проверке;
в акте о приемке выполненных работ учтено оборудование, не соответствующее условиям договора, а также ряд выполненных работ не соответствует расценкам, учтенным в документах;
выявлено завышение объемов выполненных работ, оплата работ, которые не были выполнены;
непредвиденные затраты оплачены без подтверждения их выполнения.
Эти факты свидетельствуют о нарушениях при использовании бюджетных средств, необходимости возврата в бюджет неправомерно использованных сумм и привлечения виновных лиц к ответственности.
Отметили ревизоры факты не только расходования, но недопоступления средств в бюджет. Такого рода нарушения допускаются в случае, если подрядчик плохо выполняющий свои обязательства по контракту, не выплачивает положенную неустойку (иногда заказчик по неизвестным причинам её не выставляет).
Все данные, полученные инспекторами городской и региональной Палат, были объединены в акте проверки и отчете по её результатам, стали основой представления в адрес Городской Управы города Калуги.