Имя Александра Введенского всегда сопровождалось краткой и разноречивой информацией. Друзья отзывались о нем как о воспитанном аккуратисте, сдержанном и не терпящем нецензурных выражений, недоброжелатели говорили, что он картежник и шалопай, который много пьет и нюхает эфир. Одни источники называли его талантливым детским поэтом, другие обвиняли в неумелом поэтическом слоге. Он всего лишь пытался отразить собственный мир, так почему же его обвинили во вредительстве? Кому мог помешать сотрудник детских журналов, который ставил эксперименты со временем? В начале двадцатого века в семье статского советника и дочери генерала -лейтенанта родился сын Александр. Первые годы учебы Александра и его младшего брата прошли в кадетском корпусе. Затем Введенские перевели своих мальчиков в Петербургскую гимназию им. Л. Лентовской. В стенах этого учебного заведения будущий поэт приобрел надежных товарищей, встретил свою будущую гражданскую жену и познакомился с чудесным преподавателем Георгом. Леонид Владимирович не только учил правильно писать, но и чувствовать всю красоту русского языка. Преподавательские оригинальные суждения обо всем на свете, философские толкования житейских моментов наполняли каждый урок диалектикой. Уроки русского языка и литературы по факту оказались уроками жизни. Многие учителя гимназии ученика Введенского называли бесхарактерным, нервным, скорым в суждении человеком, «гастролёром» и «верхоглядом». Но он был душой любой кампании. Обучение легко давалось Александру, но он частенько не выполнял домашнее задание, писал дружеские шаржи и организовал домашнее содружество молодых поэтов и философов, названное «Чинарями». Уже в этот период своей жизни Введенский задумывается о смысле слова, о существовании только одной категории вечности, и это - время. Оно, как безжалостный маятник, непобедимо, потому что в конце пути все живое ждет только смерть. Получив среднее образование, Александр по настоянию родителей поступает на юридический факультет. Однако после первого семестра он осознал, что ошибся с выбором профессии. Возможно, размышления о значимости каждого часа в жизни человека помогает Введенскому принять решение и поменять свой выбор. Он переводится на восточный факультет, но получить полное высшее образование так и не получится. Студент был отчислен за компанию, вместе с Мейер, которая позже стала его гражданской женой. Ходили слухи, что Тамара Александровна отказалась сотрудничать с ГПУ. Печально, но эта первая попытка создать идеальную семью, позже закончилась любовным треугольником и провалилась. Мейер ушла к другому. Почти год Введенский трудится на стройке первой электростанции петроградского плана ГОЭЛРО «Уткина заводь», куда устроил его отец. Судьба обывателя юношу не устраивает. Желание сочинять стихи в собственной манере не покидает его. Александр стремительно меняет свою жизнь. Он поступает в Государственный институт художественной культуры при Музее художественной культуры, которым руководил художник -авангардист К.С.Малевич. Здесь, вместе с режиссером И. Терентьевым, Введенский разрабатывает поэтические «заумные строки» про живописные вещи. В тридцатых годах двадцатого столетия новейшее направление революционного искусства стремительно набирает обороты. Совместно с Александром свой стиль вырабатывают известные поэты А. Труфанов, А.Крученых, Н. Кузьмин, А.Клюев и др. Они провозгласили себя футуристами и создали «Орден заумников DSO». Однажды на квартирнике у поэта Е.Вигилянского «заумники» знакомятся с Хармсом. Совершенно разные по внешнему виду и манерам поведения Хармс и Введенский подружились. Встреча перерастает в творческий союз. Молодым литераторам приходит идея создать свой театр, в котором соединятся драматические тексты, нестандартная живопись, цирк и танец. Друзья пишут пьесу «Моя мама вся в часах». Свою литературно-театральную группу участники называют ОБЭРИУ (Объединение Реального искусства). Круг «обэриутов» расширяется, к ним присоединились Н.Заболоцкий, И.Бахтерев, Ю.Владимиров и др. В своем манифесте «последние левые» провозглашают свободу для творчества, призывают к созданию нового поэтического языка. Однако в погоне за новым растерялось многое, появилось взамен что-то бессмысленное. Герои поэтических зарисовок Введенского — это странные персоны, беспокойные мертвецы и потусторонние существа. Обычные люди словно тени, занимают места рядом с ними, в коммунальных квартирах и улицах. Все меняется, и только время не тленно. Оно словно печать смерти, знак бесконечности. Увлечение ирреальностью стало патологически опасным. Выступая перед публикой, ОБЭРИУТЫ часто устраивали акции и демарши. Не все принимали и понимали их хулиганские выходки. Самый известный скандал произошел на спектакле «Три левых часа». Мало того что заявленный в афише трехчасовой сеанс затянулся на всю ночь, начался он с опоздания актеров и странного появления участников. Например, Введенский выехал на сцену на детском велосипедике. Само шоу состояло из не совсем совместимых вещей: поэтический вечер, спектакль, танцы, застолье и диспут. Естественно, что на следующий день все приверженцы соцреализма были в шоке от увиденного безобразия и обрушились с резкой критикой на «заумную белиберду», заявленную как «реальное искусство». Началась травля обэриутов. Всех членов объединения перестали печатать, им запретили публичные выступления. Материальные сложности кажутся непреодолимыми. На личном фронте у Введенского происходит несколько бурных романов. В тридцатом году он женится на Анне Семеновне Ивантер. Александр Иванович стал снова подумывать о смене деятельности. На выручку пришел С.Я.Маршак, который предложил сотрудничество с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». Александр Иванович занялся переводами сказок братьев Гримм. Упрощенная поэтическая рифмовка и простота изложения, которыми пользовался Введенский, оказалась очень близка к детскому восприятию. Написанные для детей стихи понравились всем: и читателям и критикам. Волна гонения на все необычное, все же догнала всех «обэриутов». В конце тысяча девятьсот тридцать первого года Введенского арестовывают. На него поступил донос, что он на «литературных посиделках» произнес тост за царя и отозвался о «монархии» как самым разумном строе для развития свободного искусства. Поэту припомнили и участие в скандальной пьесе. Сфабриковав против него и Хармса дело о создании противореволюционной группировке в детском издательстве, их высылают из столицы в Курск. Длительное время они проживает в Курске, затем в Вологде и Борисоглебске. Все письма он подписывает фразой «кланяйся часам», что означает, помни о своей мечте и не сдавайся. Жена была в шоке от произошедшего. Анна Семеновна ожидала стабильной, обеспеченной жизни. В душе очень надеялась на скорую славу, успех своего супруга. Постепенно их отношения подошли к концу. После ссылки Введенский приезжает холостяком, сразу же заводит новый роман с Галиной Борисовной Викторовой. С новой супругой он переезжает в Харьков. Вскоре в семье Введенских рождается сын Петр. Александр играет в карты, воспитывает детей, пишет стихи и редактирует статьи других авторов. Едва наладившуюся спокойную жизнь обрывает война. В сентябре тысяча девятьсот сорок первого года немецко-фашистские войска противника приблизились к Харькову. Введенские пытаются уехать из города, но вагоны переполнены, люди агрессивно настроены. Страх за жизнь детей заставляет Введенских отказаться от эвакуации. На поэта снова написали донос. В этот раз его обвиняли в контрреволюционной агитации и пособничестве врагу отечества. Арестованного Введенского этапируют в эшелоне в Казань, но по дороге он тяжело заболел и умер. Спустя двадцать лет Александра Ивановича полностью оправдали. И. Зайцева
Методический кружок
ЗАУМНИК ВВЕДЕНСКИЙ
Имя Александра Введенского всегда сопровождалось краткой и разноречивой информацией. Друзья отзывались о нем как о воспитанном аккуратисте, сдержанном и не терпящем нецензурных выражений, недоброжелатели говорили, что он картежник и шалопай, который много пьет и нюхает эфир. Одни источники называли его талантливым детским поэтом, другие обвиняли в неумелом поэтическом слоге. Он всего лишь пытался отразить собственный мир, так почему же его обвинили во вредительстве? Кому мог помешать сотрудник детских журналов, который ставил эксперименты со временем?
В начале двадцатого века в семье статского советника и дочери генерала -лейтенанта родился сын Александр. Первые годы учебы Александра и его младшего брата прошли в кадетском корпусе. Затем Введенские перевели своих мальчиков в Петербургскую гимназию им. Л. Лентовской.
В стенах этого учебного заведения будущий поэт приобрел надежных товарищей, встретил свою будущую гражданскую жену и познакомился с чудесным преподавателем Георгом. Леонид Владимирович не только учил правильно писать, но и чувствовать всю красоту русского языка. Преподавательские оригинальные суждения обо всем на свете, философские толкования житейских моментов наполняли каждый урок диалектикой.
Уроки русского языка и литературы по факту оказались уроками жизни. Многие учителя гимназии ученика Введенского называли бесхарактерным, нервным, скорым в суждении человеком, «гастролёром» и «верхоглядом». Но он был душой любой кампании. Обучение легко давалось Александру, но он частенько не выполнял домашнее задание, писал дружеские шаржи и организовал домашнее содружество молодых поэтов и философов, названное «Чинарями».
Уже в этот период своей жизни Введенский задумывается о смысле слова, о существовании только одной категории вечности, и это - время. Оно, как безжалостный маятник, непобедимо, потому что в конце пути все живое ждет только смерть. Получив среднее образование, Александр по настоянию родителей поступает на юридический факультет.
Однако после первого семестра он осознал, что ошибся с выбором профессии. Возможно, размышления о значимости каждого часа в жизни человека помогает Введенскому принять решение и поменять свой выбор. Он переводится на восточный факультет, но получить полное высшее образование так и не получится.
Студент был отчислен за компанию, вместе с Мейер, которая позже стала его гражданской женой. Ходили слухи, что Тамара Александровна отказалась сотрудничать с ГПУ. Печально, но эта первая попытка создать идеальную семью, позже закончилась любовным треугольником и провалилась. Мейер ушла к другому.
Почти год Введенский трудится на стройке первой электростанции петроградского плана ГОЭЛРО «Уткина заводь», куда устроил его отец. Судьба обывателя юношу не устраивает. Желание сочинять стихи в собственной манере не покидает его. Александр стремительно меняет свою жизнь.
Он поступает в Государственный институт художественной культуры при Музее художественной культуры, которым руководил художник -авангардист К.С.Малевич. Здесь, вместе с режиссером И. Терентьевым, Введенский разрабатывает поэтические «заумные строки» про живописные вещи.
В тридцатых годах двадцатого столетия новейшее направление революционного искусства стремительно набирает обороты. Совместно с Александром свой стиль вырабатывают известные поэты А. Труфанов, А.Крученых, Н. Кузьмин, А.Клюев и др. Они провозгласили себя футуристами и создали «Орден заумников DSO».
Однажды на квартирнике у поэта Е.Вигилянского «заумники» знакомятся с Хармсом. Совершенно разные по внешнему виду и манерам поведения Хармс и Введенский подружились. Встреча перерастает в творческий союз. Молодым литераторам приходит идея создать свой театр, в котором соединятся драматические тексты, нестандартная живопись, цирк и танец.
Друзья пишут пьесу «Моя мама вся в часах». Свою литературно-театральную группу участники называют ОБЭРИУ (Объединение Реального искусства). Круг «обэриутов» расширяется, к ним присоединились Н.Заболоцкий, И.Бахтерев, Ю.Владимиров и др. В своем манифесте «последние левые» провозглашают свободу для творчества, призывают к созданию нового поэтического языка.
Однако в погоне за новым растерялось многое, появилось взамен что-то бессмысленное. Герои поэтических зарисовок Введенского — это странные персоны, беспокойные мертвецы и потусторонние существа. Обычные люди словно тени, занимают места рядом с ними, в коммунальных квартирах и улицах. Все меняется, и только время не тленно. Оно словно печать смерти, знак бесконечности. Увлечение ирреальностью стало патологически опасным.
Выступая перед публикой, ОБЭРИУТЫ часто устраивали акции и демарши. Не все принимали и понимали их хулиганские выходки. Самый известный скандал произошел на спектакле «Три левых часа». Мало того что заявленный в афише трехчасовой сеанс затянулся на всю ночь, начался он с опоздания актеров и странного появления участников. Например, Введенский выехал на сцену на детском велосипедике.
Само шоу состояло из не совсем совместимых вещей: поэтический вечер, спектакль, танцы, застолье и диспут. Естественно, что на следующий день все приверженцы соцреализма были в шоке от увиденного безобразия и обрушились с резкой критикой на «заумную белиберду», заявленную как «реальное искусство».
Началась травля обэриутов. Всех членов объединения перестали печатать, им запретили публичные выступления. Материальные сложности кажутся непреодолимыми. На личном фронте у Введенского происходит несколько бурных романов. В тридцатом году он женится на Анне Семеновне Ивантер. Александр Иванович стал снова подумывать о смене деятельности.
На выручку пришел С.Я.Маршак, который предложил сотрудничество с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». Александр Иванович занялся переводами сказок братьев Гримм. Упрощенная поэтическая рифмовка и простота изложения, которыми пользовался Введенский, оказалась очень близка к детскому восприятию. Написанные для детей стихи понравились всем: и читателям и критикам.
Волна гонения на все необычное, все же догнала всех «обэриутов». В конце тысяча девятьсот тридцать первого года Введенского арестовывают. На него поступил донос, что он на «литературных посиделках» произнес тост за царя и отозвался о «монархии» как самым разумном строе для развития свободного искусства. Поэту припомнили и участие в скандальной пьесе.
Сфабриковав против него и Хармса дело о создании противореволюционной группировке в детском издательстве, их высылают из столицы в Курск. Длительное время они проживает в Курске, затем в Вологде и Борисоглебске. Все письма он подписывает фразой «кланяйся часам», что означает, помни о своей мечте и не сдавайся.
Жена была в шоке от произошедшего. Анна Семеновна ожидала стабильной, обеспеченной жизни. В душе очень надеялась на скорую славу, успех своего супруга. Постепенно их отношения подошли к концу. После ссылки Введенский приезжает холостяком, сразу же заводит новый роман с Галиной Борисовной Викторовой. С новой супругой он переезжает в Харьков. Вскоре в семье Введенских рождается сын Петр.
Александр играет в карты, воспитывает детей, пишет стихи и редактирует статьи других авторов. Едва наладившуюся спокойную жизнь обрывает война. В сентябре тысяча девятьсот сорок первого года немецко-фашистские войска противника приблизились к Харькову. Введенские пытаются уехать из города, но вагоны переполнены, люди агрессивно настроены. Страх за жизнь детей заставляет Введенских отказаться от эвакуации.
На поэта снова написали донос. В этот раз его обвиняли в контрреволюционной агитации и пособничестве врагу отечества. Арестованного Введенского этапируют в эшелоне в Казань, но по дороге он тяжело заболел и умер. Спустя двадцать лет Александра Ивановича полностью оправдали.
И. Зайцева