Чем русские ярмарки были похожи на современные торговые центры?
Русский раёк. Литография. 1857
Любое торжище и базар — это место не только торговли. Это прежде всего площадь для развлечений, самовыражения и рекламы, и в этом она подобна древним агорам и современным торговым центрам.
На Моложском лугу, к примеру, стояло более 70 кабаков — на любой ярмарке можно было пропить все, включая одежду. Но в кабаках пили, а веселились на представлениях артистов и на аттракционах. Здесь выступали «петрушники» (кукловоды) и циркачи, показывали ученого медведя, петушиные и гусиные бои.
Но одним из самых любимых ярмарочных развлечений был раек, заменявший нашим предкам кинотеатр. Раёк – деревянный ящик с двумя увеличительными стеклами с передней стороны. Ящик стоял на тумбочке или на колесах. Одновременно внутрь могли глядеть двое, каждый через одно стекло. Внутри был устроен простейший экран – полоса бумаги с изображениями, которая перематывалась с одного валика на другой. В некоторых райках изображения подсвечивались свечой. Меняя цветные стекла, можно было делать подсветку синей или красной. «Райком» ящик назывался потому, что первые такие устройства содержали картинки на религиозные темы (чаще всего — Рождество).
Но само устройство — это только половина развлечения; то, что нарисовано на бумаге, нужно было комментировать, и вот тут в дело вступал раёшник. «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь – угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Наполиона, французы гуляют, в носу ковыряют» — пример раёшного стишка.
Окно в Россию
Чем русские ярмарки были похожи на современные торговые центры?
На Моложском лугу, к примеру, стояло более 70 кабаков — на любой ярмарке можно было пропить все, включая одежду. Но в кабаках пили, а веселились на представлениях артистов и на аттракционах. Здесь выступали «петрушники» (кукловоды) и циркачи, показывали ученого медведя, петушиные и гусиные бои.
Но одним из самых любимых ярмарочных развлечений был раек, заменявший нашим предкам кинотеатр. Раёк – деревянный ящик с двумя увеличительными стеклами с передней стороны. Ящик стоял на тумбочке или на колесах. Одновременно внутрь могли глядеть двое, каждый через одно стекло. Внутри был устроен простейший экран – полоса бумаги с изображениями, которая перематывалась с одного валика на другой. В некоторых райках изображения подсвечивались свечой. Меняя цветные стекла, можно было делать подсветку синей или красной. «Райком» ящик назывался потому, что первые такие устройства содержали картинки на религиозные темы (чаще всего — Рождество).
Но само устройство — это только половина развлечения; то, что нарисовано на бумаге, нужно было комментировать, и вот тут в дело вступал раёшник. «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь – угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Наполиона, французы гуляют, в носу ковыряют» — пример раёшного стишка.
#интересныйфакт