«Развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук у дошкольника» Использование игрового калейдоскопа поможет родителям развивать чувствительность и координацию движений пальцев и кистей рук у ребенка дошкольного возраста. «Пальчиковый бассейн» Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. «Узнай фигуру (цифру, букву)» На правой или левой руке ребёнка взрослый «рисует» пальцем фигуру (цифру или печатную букву), а тот старается отгадать, что нарисовано. Второй вариант: подобрать настоящие фигуры. Цифры или буквы и предложить ребёнку опознать их на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – дошкольник с закрытыми глазами одной рукой ощупывает предложенный предмет, а затем другой рукой (уже с открытыми глазами) его зарисовывает. Третий вариант: дошкольник лепит из пластилина геометрические фигуры (буквы, цифры). Затем взрослый предлагает ему с закрытыми глазами опознать то, что слепил. «Пальчики здороваются» Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно. «Резиночка» Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5 см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой. «Перекаты» Ребёнок перекатывает между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочерёдно каждой рукой. «Повтори движение» Взрослый садится напротив ребёнка и изображает пальцами одной руки какую-либо фигуру. Ребёнок должен повторить фигуру, сложив пальцы руки точно так же. Так как взрослый сидит напротив, ребёнок вынужден отразить фигуру зеркально. Если дошкольнику сразу это сделать сложно, то сначала можно потренироваться: взрослому сесть рядом с ребёнком , а не напротив него. Так малышу будет легче копировать положение пальцев. «Обведи по трафарету» Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т.д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим. «Лабиринт» Ещё одна игра – продвигаться пальцем по нарисованному заранее лабиринту. Лабиринты малыш и взрослый могут рисовать друг для друга, стараясь сделать их более запутанными. «Рисунок на крупе» Взрослым берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. «Рисунок пуговицами» Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы. «Иголки» Ребёнок берёт круглую щётку для волос и катает её между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. «Месим тесто» Взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребёнок запускает руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи. «Набери горох» Перед ребёнком блюдце с горохом. Большим и указательным пальцами он берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. «Бом из спичек» Ребенок собирает спички (счётные палочки) подушечками пальцев правой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними и т.д. Строит «сруб». Чем он выше и ровнее, тем лучше. (Для этой игры у спичек необходимо предварительно удалить головки в целях безопасности ребёнка.) «Двенадцать месяцев» Перед ребёнком верёвка толщиной с его мизинец, на ней 12 узлов. Дошкольник, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. «Спрячь платочек» Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
Артынский детский сад
Игровой калейдоскоп для родителей
«Развитие чувствительности и координации движений пальцев
и кистей рук у дошкольника»
Использование игрового калейдоскопа поможет родителям развивать чувствительность и координацию движений пальцев и кистей рук у ребенка дошкольного возраста.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Узнай фигуру (цифру, букву)»
На правой или левой руке ребёнка взрослый «рисует» пальцем фигуру (цифру или печатную букву), а тот старается отгадать, что нарисовано.
Второй вариант: подобрать настоящие фигуры. Цифры или буквы и предложить ребёнку опознать их на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – дошкольник с закрытыми глазами одной рукой ощупывает предложенный предмет, а затем другой рукой (уже с открытыми глазами) его зарисовывает.
Третий вариант: дошкольник лепит из пластилина геометрические фигуры (буквы, цифры). Затем взрослый предлагает ему с закрытыми глазами опознать то, что слепил.
«Пальчики здороваются»
Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.
«Резиночка»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5 см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой.
«Перекаты»
Ребёнок перекатывает между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочерёдно каждой рукой.
«Повтори движение»
Взрослый садится напротив ребёнка и изображает пальцами одной руки какую-либо фигуру. Ребёнок должен повторить фигуру, сложив пальцы руки точно так же. Так как взрослый сидит напротив, ребёнок вынужден отразить фигуру зеркально. Если дошкольнику сразу это сделать сложно, то сначала можно потренироваться: взрослому сесть рядом с ребёнком , а не напротив него. Так малышу будет легче копировать положение пальцев.
«Обведи по трафарету»
Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т.д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим.
«Лабиринт»
Ещё одна игра – продвигаться пальцем по нарисованному заранее лабиринту. Лабиринты малыш и взрослый могут рисовать друг для друга, стараясь сделать их более запутанными.
«Рисунок на крупе»
Взрослым берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
«Рисунок пуговицами»
Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.
«Иголки»
Ребёнок берёт круглую щётку для волос и катает её между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Месим тесто»
Взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребёнок запускает руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
«Набери горох»
Перед ребёнком блюдце с горохом. Большим и указательным пальцами он берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
«Бом из спичек»
Ребенок собирает спички (счётные палочки) подушечками пальцев правой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строит «сруб». Чем он выше и ровнее, тем лучше. (Для этой игры у спичек необходимо предварительно удалить головки в целях безопасности ребёнка.)
«Двенадцать месяцев»
Перед ребёнком верёвка толщиной с его мизинец, на ней 12 узлов. Дошкольник, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.