18 июл 2024

О пользе музыки для воспитания гармоничного ребенка написано много литературы.

Мы постарались собрать основные тезисы, объясняющие важность присутствия музыки в жизни детей.
Музыка как лекарство в древние времена.
Об огромном значении музыки в жизни человека знали еще в древности.
В Библии в «Первой книге Царств» рассказывается о чудесном исцелении царя Саула от депрессии с помощью музыки. Никто из местных лекарей не мог вылечить его. Однажды царю посоветовали позвать во дворец пастуха, играющего на арфе. Музыка, которую исполнял музыкант, настолько поразила царя и принесла ему душевное облегчение, что он не захотел отпускать от себя арфиста и оставил во дворце.
Все древние цивилизации знали о целительной силе звуков.
В Древней Греции Пифагор впервые проанализировал музыку с точки зрения законов гармонии и золотого сечения. Он установил определенные закономерности – гармоничные созвучия благотворно воздействовали на человека, улучшали его настроение и физиологическое состояние в целом, негармоничные – ухудшали самочувствие. Сам он активно использовал пение в своей жизни именно в лечебных целях: настраивался утром на позитивный лад, а вечером использовал «настрои» для успокоения.
Для греков музыка была частью философии, ее прикладное значение в жизни было огромно. В первую очередь, она помогала людям в настрое на определенные виды деятельности – на спортивные занятия, работу, лечение и отдохновение.
Платон даже просил изъять некоторые музыкальные лады из употребления как приносящие вред организму. Музыку он рассматривал как основу для развития гармоничного человека. Знаменитый врач Авиценна считал музыку одним из эффективных способов излечения человека.
Аристотель детально изучал музыкальные сочетания, которые негативным образом сказывались на психике человека. Он считал, что музыка «должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
В античности была разработана четкая система воздействия определенных инструментов на состояние человека. Так, например, скрипку использовали для меланхолически настроенных людей, альт восстанавливал работу нервной системы, арфа благотворно влияла на общее состояние человека.
Исследования о лечебном эффекте музыки в XX веке
Иван Михайлович Сеченов, Сергей Петрович Боткин, лауреат Нобелевской премии по физиологии Иван Петрович Павлов научным образом доказали лечебный эффект воздействия на психику человека классической и народной музыки.
У людей приходило в норму кровяное давление, стабилизировался пульс, глубина дыхания, улучшались показатели крови при восприятии классической музыки. При прослушивании музыки атональной, с резкими, кричащими звуками у человека ухудшалось общее состояние, что приводило некоторых людей в состояние депрессии.
Выдающийся советский хирург, шестой министр здравоохранения СССР академик Борис Васильевич Петровский включал музыку при проведении непростых операций. Неслучайно в XX веке получила распространение музыкотерапия как отдельное направление. Сотрудники шведского музыкально-терапевтического общества в 1969 году доказали целебность колокольного звона.
В нем обнаружили резонансное ультразвуковое излучение, которое мгновенно уничтожает из поля даже тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. А немецкие ученые наглядно показали, что колыбельные песни намного лучше помогают заснуть человеку, чем любые успокаивающие средства. Так что, не забывайте про народный вековой опыт – пойте детям колыбельные песни
Польза музыкальных занятий для детей
Поистине, музыка творит чудеса – она не только приобщает к богатому духовному опыту культуры, но и влияет на психологическое состояние человека, его физиологию и даже интеллект. Ребенок, слушающий с самого детства классическую и народную музыку, впитывает смыслы музыкальных произведений, расширяет границы своего чувствования, внутреннего мира. Умение тонко чувствовать себя и других людей крайне важно для человека.
А еще музыка — это прекрасный рычаг для успешной социализации ребенка. Дети вместе поют, играют в дуэтах или ансамблях, учатся слышать друг друга, взаимодействовать, договариваться друг с другом.
Пусть в вашем доме звучит музыка Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского, Верди, Шопена. Если ребенок с детства будет слушать только попсовые мелодии, тяжелый рок, металл и рэп, то это пагубно отразится не только на его интеллектуальном развитии, но духовном мире.
Классическая музыка и есть то искусство, которое воспитывает в человеке умение прислушиваться к своему сердцу, раскрываться в душевном плане.
Что конкретно дают ребенку занятия музыкой?
1. Эстетическое развитие. Приобщение к мировой культуре. На музыкальных занятиях ребенок знакомится с произведениями композиторов разных стран, учится различать музыкальную стилистику различных композиторов и народов.
2. Интеллектуальное развитие – освоение нотной грамоты и сольфеджио, это как изучение иностранного языка или математики.
3. Музыка позитивно влияет на умение читать, писать и говорить. Дело в том, что мозг ребенка проделывает огромную работу, когда ребенок играет на инструменте. Это различные ритмы, тональности, длительность нот, оттенки тонов и полутонов, паузы. Играя на инструменте у ребенка происходит тонкая настройка мозга. Впоследствии ему легче ориентироваться в речи, письме и чтении.
4. При занятиях музыкой улучшается вербальная память, умение запоминать информацию, переданную в виде слов.
5. Музыка улучшает образное и пространственное мышление. Музыкальное мышление – это и есть мышление образами. Умение детально представить образ предмета – важный навык для решения задач в самых разных областях. Образное мышление поможет в изучении физики, химии, черчения и рисования.
6. Ребенок, играющий на каком-либо инструменте, легче освоит иностранный язык. Особенно это касается восточных языков. Например, в китайском языке используют 4 вида интонаций, которые надо уметь различать и правильно воспроизвести.
Станет ребенок музыкантом или нет, неважно. Прежде всего, многие психологи и ученые сходятся во мнении, что воспитание музыкой есть воспитание богатой человеческой личности.
Кстати, психологи советуют родителям больше петь с детьми, это помогает развивать речь, особенно это полезно тем детям, которые долго не могут начать говорить. Логопеды также советуют петь слоги и фразы детям с нарушениями речи – так гораздо быстрее получится устранить все проблемы.
Если с самого детства музыка будет рассматриваться как интересная игра, то малышу будет интересно. Главное, чтобы они приносили радость ребенку. Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Если в вашей семье создана творческая атмосфера, тогда малыш сам проявит свои таланты и способности.
Занятия музыкой могут стать той невидимой силой, которая будет поддерживать ребенка в жизни – это нравственные опоры, тонкое чувствование, умение сопереживать, слушать и слышать людей.
Музыкальные данные есть у всех детей, вопрос в том, насколько родители и учитель помогут ему творчески развиваться. Растить музыканта не нужно, главное чтобы ребенок стал внутренне богатым человеком, мыслящей личностью, способным принимать решения, думать, созерцать и творить.
Исследования ученых говорят о том, что погружение в музыку помогает создавать дополнительные связи нейронных сетей в мозге, развивает оригинальность, нестандартность мышления.

Комментарии

Комментариев нет.