“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий.

Процесс создания этого шедевра начался около 1503 года, когда великий художник приступил к работе над портретом.
Его уникальная техника сфумато, размытие контуров и создание атмосферы таинственности, придали Моне Лизе неповторимое сияние и живость.
Создание легендарной “Моны Лизы” началось во Флоренции в 1503 году, когда известный художник Леонардо да Винчи получил заказ от состоятельного флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо.
Торговец, дважды потерявший жен во время родов, заказал портрет своей третьей молодой жены Лизы Герардини, которая недавно подарила ему сына. Леонардо создал первый эскиз во Флоренции, но так и не передал картину заказчику. Великий художник продолжал работать над ней, усовершенствовал и дорабатывал до конца своих дней.
В 1516 году Леонардо переехал во Францию, взяв с собой “Мону Лизу”. Незадолго до смерти он продал шедевр королю Франциску I, и с тех пор он стал гордостью Лувра.
Искушение Перуджа
Приключения Моны Лизы были полны интриг и драмы. Картина была украдена из Лувра 21 августа 1911 года. Похитителем был Винченцо Перуджа, стекольщик из Италии, который работал в Лувре и имел свободный доступ к картине. Винченцо Перуджа снял картину со стены, вынул ее из рамы и унес.
Похищение произошло в понедельник, когда музей был закрыт, а пропажу обнаружили лишь на следующий день. Художник-реставратор Луи Беру пришел в Лувр, чтобы сделать копию “Джоконды” и обнаружил отсутствие картины. Охрана музея не среагировала на сообщение о пропаже, предполагая, что картину сняли для рекламных фото.
Похититель оставил след краски на рамке и отпечаток пальца на ней, но из-за отсутствия использования метода дактилоскопии, картина была найдена лишь спустя некоторое время.
Цели преступления до сих пор остаются неизвестными, но предполагается, что Перуджа мог попытаться вернуть картину на историческую родину в Италию. Полицейские поиски не увенчались успехом.
Границы страны были закрыты, а администрация музея, включая директора Омоля, который ранее заявлял, что “проще похитить Нотр-Дам, чем вынести “Джоконду” из Лувра”, была уволена. Поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо были арестованы по подозрению в причастности к краже, но позже были освобождены.
Шумиха в прессе сильно способствовала росту популярности картины. Пустое место, где ранее висела “Мона Лиза”, привлекало толпы любопытных зрителей, среди которых были писатель Франц Кафка и его друг Макс Брод. Были предложены самые абсурдные гипотезы о судьбе шедевра.
Картина исчезла на два года, пока в 1913 году во Флоренции антиквар не сообщил властям, что некто пытался продать ему “Мону Лизу”. Этим человеком оказался Перуджа, который спрятал картину в сундуке.
Приключения Джоконды
“Мона Лиза” стала объектом регулярных нападений. В середине 1950-х годов на нее напал человек, утверждавший, что влюблен в картину, и попытался порезать ее бритвой.
В 1956 году на картину была брошена кислота, которая повредила нижнюю часть полотна. Несколько месяцев спустя, в том же году, молодой человек из Боливии бросил в картину камень, что привело к появлению царапин на красочном слое, немного ниже локтя.
Эти инциденты привели к необходимости установки бронированного стекла для защиты полотна.
В 1974 году во время выставки в Токио, “Мона Лиза” снова стала объектом нападения. Женщина-инвалид атаковала картину красной краской из баллончика, но благодаря тщательно охраняемому залу, картина не пострадала. Причиной для атаки стала политика Министерства Культуры Японии, которое из-за большого скопления людей, не допускало граждан с ограниченными возможностями к просмотру картины.
В 2009 году посетительница, гражданка России, купила сувенирную керамическую кружку и бросила ее в картину (поводом был отказ во французском гражданстве). Картина не пострадала, так как уже была защищена бронированным стеклом.

29 мая 2022 года орудием атаки стал торт. Эколог-активист, хитро замаскированный под пожилого человека или инвалида, бросил кондитерское изделие в мировое наследие, чтобы привлечь внимание населения Земли к проблемам экологии.
Пока полицейские уводили вандала, активист разбросал лепестки роз и призвал посетителей задуматься об экологических проблемах.
Недавно французские эко-активистки из “Продовольственного ответа” плеснули на картину супом, каким-то образом связав “Мону Лизу” с проблемами социального обеспечения и устойчивого питания.
Эти жесты уже не могут повредить полотно, навсегда защищенное бронестеклом.
Так, несмотря на многочисленные попытки вандализма, “Мона Лиза” Леонардо да Винчи дошла до наших дней, сохраняя свою первозданную красоту благодаря принятым мерам безопасности и заботливому отношению хранителей Лувра. Время неумолимо оставляет свои следы, увеличивая количество трещин на полотне, а эксперименты Да Винчи с красками влияют на оттенки. Полотно постепенно темнеет, а краски тускнеют (это особенно заметно на рукавах, которые на копии из Прадо красные).
Культ Джоконды
Влияние “Моны Лизы” выходит далеко за рамки искусства и стала объектом многочисленных пародий. Вот некоторые из них:
Марсель Дюшан - В 1919 году французский художник Марсель Дюшан создал одну из самых известных пародий на “Мону Лизу”, добавив усы и бороду к изображению и подписав “L.H.O.O.Q.”, что в переводе с французского звучит как “она имеет горячую задницу”.
Уорхол, Энди
Энди Уорхол - Знаменитый художник поп-арта Энди Уорхол также создал свою версию “Моны Лизы”, используя яркие цвета и повторяющиеся изображения, чтобы создать современный комментарий к классическому произведению искусства.
Бэнкси
Известный уличный художник Бэнкси создал серию работ, в которых “Мона Лиза” была изображена с ракетницей или в маске газа, чтобы выразить социально-политический комментарий.
Леже, Фернан
Французский художник Фернан Леже создал свою версию “Моны Лизы” в кубистическом стиле, разбив изображение на геометрические формы.
Сальвадор Дали
Испанский сюрреалист Сальвадор Дали создал свою интерпретацию “Моны Лизы”, в которой он изобразил ее с большими глазами и расплавленными формами, характерными для его стиля.
“Джоконда” также часто появляется в комиксах и анимации. Она была изображена в эпизодах “Симпсонов”, “Семейного парня” и других популярных шоу.
И естественно в рекламе, для продвижения различных товаров и услуг, от шоколада до туристических путешествий.
Эффект Моны Лизы
“Мона Лиза”, породила название научного явления: “эффект Моны Лизы”, или ощущение, что объект на изображении всегда смотрит прямо на вас, с какой бы стороны Вы не стояли.
Однако ученые из Билефельдского университета в Германии, включая профессора Гернота Хорстманна, пришли к выводу, что “Мона Лиза” не демонстрирует “эффект Моны Лизы”. В их исследовании, опубликованном в 2019 году, они утверждают, что “Мона Лиза” смотрит примерно на 15 градусов вправо от зрителя.
В ходе исследования Хорстманн и его коллега Себастьян Лот провели серию экспериментов с участием 24 добровольцев. Участникам предлагалось внимательно рассмотреть портрет “Моны Лизы” на компьютерном мониторе и отметить каждый момент, когда взгляд “Моны Лизы” пересекал линейку, расположенную между ними и монитором.
Для точного расчета угла, в который смотрела “Мона Лиза”, линейку и наблюдателей удаляли и приближали к экрану. Кроме того, ученые меняли масштаб изображения, оставляя на экране, например, только глаза “Моны Лизы”.
В результате этих экспериментов ученые пришли к выводу, что взгляд “Моны Лизы” устремлен в точку, которая расположена на расстоянии 35,5 сантиметров от нее и скошена влево под углом 15,4 градуса. Таким образом, наблюдателю, стоящему непосредственно перед портретом, кажется, будто бы “Мона Лиза” смотрит вправо.
Таким образом, исследование Хорстманна и Лота опровергло распространенное заблуждение о “эффекте Моны Лизы” и показало, что “Мона Лиза” на самом деле смотрит не прямо на зрителя, а вправо от него.

Феномен “Моны Лизы” - это не просто картина, это символ вечной тайны и очарования. Почему же эта картина стала самой известной в мире? Ее уникальность, тайна и величие делают “Мону Лизу” не просто произведением искусства, а истинным феноменом, который продолжает волновать и вдохновлять мир.

“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096337968
“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096337456
“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096337200
“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096338224
“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096337712
“Мона Лиза”, величественное творение Леонардо да Винчи, является не только выразительным образцом его художественного мастерства, но и загадкой, которая продолжает вызывать интерес уже более пяти столетий. - 990096338480

Комментарии