Любите кушать рыбку и считаете себя славянином? Ну тогда вам полезно будет знать что думали и рыба славяне в своей мифологии. В славянской мифологии рыба является опорой земли. Возникло это представление из отождествления неба с водной средой. В русских народных заговорах сохранилось это древнейшее определение неба как «окиан-моря». Отсюда становится понятной соотнесенность туч с рыбами, плавающими в этом небесном океане. А из представления о том, что небесный свод-океан окружает землю, возникло убеждение, что сама земля располагается на спинах огромных рыб. О том свидетельствуют старинные памятники: "...но как тучи, эти небесные водохранилища, олицетворялись в образе великанских рыб, то отсюда возникло верование, что земля основана на китах-рыбах". Раз мир стоит на спине колоссального кита, то находится объяснение и причине землетрясений: "...когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом – то бывает землетрясение" . Количество китов, подпирающих землю колеблется от четырех до семи и связывается с гибелью мира: "Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира». В книжных версиях в качестве опоры указывается именно кит. Так, в «Голубиной книге» Мать-Сыра Земля покоится на Ките рыбе; когда Кит двинется, придет конец миру; в стихе о Федоре Тироне земля стоит на Тит-рыбе и Кытра-рыбе (при этом кытр – мамонт). По другим книжным сказаниям, земля держится на «великорыбии», на «огнеродном ките», на «змее» Елеафаме или на «железном столпе». Подобные же представления существовали у словенцев: земля держится на рыбе; когда рыба шевелится, происходит землетрясение. В варианте землетрясения происходят от того, что две рыбы, плавающие вокруг земли, иногда задевают ее хвостом, заставляя землю содрогаться. В представлениях сербов и венгров земля тоже покоится на рыбе, у поляков - на двух больших рыбах. В одной сербской рукописи XV в. говорится, что землю держит вода, воду - камень, а камень держат четыре золотых кита, китов же держит огненная река, а огонь держит железный дуб. У украинцев Закарпатья опорой земли служат два, лежащих крест-накрест, кита, у украинцев киевской области количество китов вырастает до трех. Мифологические сюжеты с Рыбой, в образе которой выступает Мать вода, владычица земных, небесных и подземных вод, с которой соотносились могущество, всеведие, плодородие, жизнь и смерть, в русской мифологии не сохранились. Следы этих представлений проступают в сказках и поверьях. Между тем, русский автор 15 в. писал о славянине-язычнике, что он "реку богинею нарицает а зверь живущ в ней яко бога нарицая требу творит"; в Европе амулеты в форме рыбы были известны с эпохи палеолита и до последнего времени".
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
:Вячеслав Туманов
РЫБЫ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Любите кушать рыбку и считаете себя славянином? Ну тогда вам полезно будет знать что думали и рыба славяне в своей мифологии.
В славянской мифологии рыба является опорой земли. Возникло это представление из отождествления неба с водной средой. В русских народных заговорах сохранилось это древнейшее определение неба как «окиан-моря». Отсюда становится понятной соотнесенность туч с рыбами, плавающими в этом небесном океане.
А из представления о том, что небесный свод-океан окружает землю, возникло убеждение, что сама земля располагается на спинах огромных рыб. О том свидетельствуют старинные памятники: "...но как тучи, эти небесные водохранилища, олицетворялись в образе великанских рыб, то отсюда возникло верование, что земля основана на китах-рыбах". Раз мир стоит на спине колоссального кита, то находится объяснение и причине землетрясений: "...когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом – то бывает землетрясение"
. Количество китов, подпирающих землю колеблется от четырех до семи и связывается с гибелью мира: "Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира». В книжных версиях в качестве опоры указывается именно кит.
Так, в «Голубиной книге» Мать-Сыра Земля покоится на Ките рыбе; когда Кит двинется, придет конец миру; в стихе о Федоре Тироне земля стоит на Тит-рыбе и Кытра-рыбе (при этом кытр – мамонт). По другим книжным сказаниям, земля держится на «великорыбии», на «огнеродном ките», на «змее» Елеафаме или на «железном столпе».
Подобные же представления существовали у словенцев: земля держится на рыбе; когда рыба шевелится, происходит землетрясение. В варианте землетрясения происходят от того, что две рыбы, плавающие вокруг земли, иногда задевают ее хвостом, заставляя землю содрогаться. В представлениях сербов и венгров земля тоже покоится на рыбе, у поляков - на двух больших рыбах. В одной сербской рукописи XV в. говорится, что землю держит вода, воду - камень, а камень держат четыре золотых кита, китов же держит огненная река, а огонь держит железный дуб. У украинцев Закарпатья опорой земли служат два, лежащих крест-накрест, кита, у украинцев киевской области количество китов вырастает до трех.
Мифологические сюжеты с Рыбой, в образе которой выступает Мать вода, владычица земных, небесных и подземных вод, с которой соотносились могущество, всеведие, плодородие, жизнь и смерть, в русской мифологии не сохранились. Следы этих представлений проступают в сказках и поверьях. Между тем, русский автор 15 в. писал о славянине-язычнике, что он "реку богинею нарицает а зверь живущ в ней яко бога нарицая требу творит"; в Европе амулеты в форме рыбы были известны с эпохи палеолита и до последнего времени".