Аракульскуй шихан - живописный скальный массив, расположенный на территории близ административной границы Свердловской и Челябинской областей. Местные скалы довольно популярны среди любителей активного отдыха, но мало кто знает, что несколько тысячелетий назад на вершине гранитной гряды древние шаманы проводили ритуальные обряды. Реальные факты того, что шихан некогда был так называемым «местом силы» были добыты археологами в процессе научных изысканий на месте расположения святилищ. Помимо наскальных рисунков, ритуальных чаш и менгира несколько лет назад участниками группы «Таинственный Урал», в западной части шихана, были обнаружены два дольмена, которые классифицируются с аналогичными артефактами, относимыми к категории «уральских дольменов». Ученые полагают, что дольменные постройки относились к культовым объектам древних и возводились в качестве ритуальных строений. Аракульский шихан протянулся с севера на юг более 2 километров. Максимальная ширина скальной гряды достигает около 50-ти метров, а самой высокой точкой хребта, которая непонятно почему названа в честь государственного деятеля Великобритании начала ХХ века - Артура Невилла Чемберлена, является отметка в 80 метров. Именно с вершины шихана, в ясную погоду, можно увидеть одиннадцать ближайших озёр. Интересно, что массив неоднороден с разных сторон. Восточная сторона, обращенная к озеру Аракуль, предстает в виде отвесных скал. При этом западный склон достаточно пологий. По своему внешнему виду Аракульский Шихан напоминает «пирог», так как весь скальный массив сложен огромными гранитными плитами и глыбами. Природа поработала скульптором этого удивительного места. В нагромождении каменных глыб часто можно разглядеть всевозможные фигуры и образы. Некоторые камни напоминают людей, другие похожи на животных. Несомненно, что такая уникальная форма не могла не привлечь к себе внимание со стороны древних жителей Урала. Слово «Шихан» имеет тюркские корни и обозначает остроконечный холм или высокую скалу, выделяющуюся из общего пейзажа. Аракуль, по мнению краеведов, переводится как «слеза-озеро». Аракульский шихан впервые был упомянут еще в начале прошлого века, в дореволюционном описании Южного Урала, опубликованном в «Иллюстрированном путеводителе по Уралу», вышедшем в Екатеринбурге в 1904 году. В этом издании уральские краеведы начала ХХ века впервые опубликовали описание живописного скального гребня. Помимо типичного описания высоты и протяженности скального массива, шихан сравнили с некими «развалинами громадного каменного строения», видимо, геологические процессы, сложившие гранитные останцы в форме неких «кирпичей» вызвали своеобразные ассоциации. Скальные гребни с северной и восточной стороны обрамлены курумами – каменными россыпями, образовавшимися сотни тысячелетий назад во времена последнего ледникового периода. Кроме природных достопримечательностей Аракульский шихан является сосредоточением нескольких культовых археологических памятников. Впервые люди обратили внимание на местные достопримечательности четыре тысячи лет назад, именно этим временным периодом датируются самые ранние находки обнаруженные археологами в здешних окрестностях. Ученые установили, что близ берегов озера некогда располагалось множество стоянок и селищ первых жителей Южного Урала, а на самой горе обустраивались жертвенные святилища. Скорее всего, древние также были поражены нетипичным внешним видом скального останца, что шаманы связали место с обителью языческих богов. Археологические изыскания в данном районе начались в пятидесятых годах прошлого столетия, под руководством известного уральского археолога В.И. Петрина, обследовавшего десятки культовых памятников древности. В процессе изысканий учеными было обнаружено множество разнообразных археологических артефактов. Находки были самыми разнообразными: от частиц оплавленного металла до ритуальных горшков и изделий культового предназначения. В качестве самых необычных находок ученые обозначили фрагменты шлифованного каменного диска из гнейса белого цвета с отверстием по центру конструкции. На одной из сторон уникальной находки были обнаружены солярные символы. Подобные находки и ранее встречались археологам при работе на месте расселения Иткульской культуры, как правило, аналогичные артефакты находили исключительно в святилищах расположенных на вершинах гор! Видимо, древние как-то увязывали дисковую форму предмета с изображением солнца, а отверстие в центральной части изделия являлось фрагментом ритуального процесса. Помимо данной находки ученых также заинтересовали фрагменты каменных орудий, представленных в виде каменных отщепов, а также следы металлургического производства. Форма для литья подвесных украшений (источник: Каслинский Альманах №4. "Аракульский культово-святилищный комплекс." Е.В. Тидеман. ) При изучении одного из мест, где по предположению специалистов древние металлурги обрабатывали руду, были обнаружены фрагменты шлака, остатки свинца, литейная форма и даже несколько фрагментов из листовой меди. Литейная форма была идентифицирована в качестве вспомогательного средства при изготовлении бронзовых украшений (каплевидных подвесок), а листовую медь некогда использовали в качестве облицовки сосуда. Ученые полагают, что когда-то это был некий котел, возможно, что ритуальный, но изучить данную находку более детально не позволяет малое количество сохранившихся фрагментов. Одной из основных историко-археологических достопримечательностей являются каменные чаши, обнаруженные повсеместно на вершине скального хребта. Ученые установили, что данные отверстия были выполнены вручную и использовались в качестве костровищ. О предназначении этих самых ям до сих пор идут споры: кто-то из ученых мужей считает углубления в скальном массиве следами древнего металлургического производства, а кто-то уверен в их ритуальном предназначении. Согласно «культовой версии» в ямах разжигали ритуальные костры в процессе совершения обрядовых действий. Археологи исследовали древние скальные углубления и в некоторых обнаружили следы золы и фрагменты древесного угля. К тому же наметанный взгляд специалистов определил, что костры в ямах жгли на протяжении значительного периода времени, об этом говорит тот факт, что некоторые края углублений приобрели отрицательный уклон, то есть под воздействием высоких температур камень попросту деформировался. Подобные изменения могут произойти только при очень длительном температурном воздействии. Углублений на вершине скалы много, при этом все они были разделены специалистами на три типа: чаши в цельной скале без воды (самые маленькие по размерам), чаши в цельной скале с водой и чаши, образовавшиеся на стыке плит (обычно, самые большие по размерам). Другим культовым памятником древних является одиноко стоящий менгир. Обнаружен артефакт в стороне от туристических троп, что позволило ему сохраниться до наших дней фактически в первозданном виде. Культовым объектом является установленный вертикально прямоугольный кусок гранита высотой около 1 метра. Камень буквально вмонтирован в окружающий его курум и весьма надежно зафиксирован валунами со всех сторон. На сегодняшний день исторический памятник не исследовали в должной степени, наверное, нет средств на достаточно серьезные и сложные раскопки. Ученые ограничились внешним осмотром ритуального комплекса, который также предоставил интересные результаты. На нижней части камня, с южной стороны, были обнаружены искусственно выполненные насечки, которые, вероятно, носили некий сакральный смысл, так как в сути своей менгирами отмечали «границы миров» - подобные каменные столбы устанавливали на окраине мест погребения. Так как никаких артефактов близ менгира обнаружить не удалось, то определить его точную датировку специалисты пока не готовы, но с уверенностью заявляют, что возраст каменной постройки исчисляется тысячами лет. Другим не менее интересным древним культовым артефактом является аракульская писаница, обнаруженная в ста метрах от менгира, на южном склоне шихана. Ученые полагают, что на момент нанесения рисунков, писаница включала в себя намного больше художественных фрагментов, но до наших дней сохранилось лишь два рисунка: орнамент в виде сетки и некое антропоморфное существо с подогнутыми ногами и поднятыми вверх руками. По мнению специалистов, суть рисунка заключается в описании фрагмента культового действа - танца шамана во время проведения обряда. Ромбовидные фрагменты, а также узор в виде сетки это некие схематически обозначения иных предметов культа, которые были использованы в процессе ритуального таинства. В основании скалы, под писаницой, археологи провели разведку и обнаружили несколько фрагментов керамики, что было идентифицировано, как некий ритуальный обряд подношения «треб». Изучив достаточно плохо сохранившийся рисунок, исследователи пришли к выводу, что ближе всего по стилю исполнения к аракульской является писаница из Араслановской пещеры, расположенной в сотне километров от шихана. Скорее всего, создатели обоих наскальных рисунков были объединены единым племенем. Первый дольмен В таком состоянии был обнаружен второй дольмен Расчистка Восстановленный дольмен Особо хотелось бы отметить недавнее обнаружение, силами поисковой группы «Таинственный Урал», в процессе проведения разведывательной экспедиции к Аракульскому шихану, близ западного предгорья, сразу двух уральских дольменов. Причем, один из объектов на момент обнаружения был обрушен, но в процессе наших реставрационных работ был восстановлен. Уральские дольмены, пожалуй, один из самых спорных исторических артефактов Урала. Расположенные по всему Уральскому хребту данные постройки, представляющие из себя каменные сложения в виде небольших камер, вызывают споры среди ученых мужей, так как нет единого понимания, по причине отсутствия сопутствующих находок, точной датировки и назначения данных объектов. Кто-то предполагает, что дольмены были построены тысячи лет назад, а кто-то уверен в их относительно недавней истории, увязывая конструкцию дольмена и технологические процессы углежогов. В процессе восстановления обрушенного дольмена нами была проведена первичная разведка местности, без повреждения культурного слоя, мы расчистили площадку объекта, а также установили каменную крышку. Несмотря на популярное месторасположение дольмена в нескольких сотнях метров от крупного кемпинга, туристы довольно бережно относятся к дольмену, видимо, осознавая важность данного объекта. Аракульский шихан можно по праву назвать самым уникальным историко-природным комплексом на Южном Урале, где в небольшой локации сосредоточены исторические памятники из самых разных эпох и времен. Ученые намерены продолжить изыскания на территории шихана, так как есть предположение о том, что именно благодаря аракульскому шихану наука сможет открыть для себя и другие культовые святилища, расположенные на вершинах уральских гор. Помимо природных красот и потрясающих пейзажей каждый кто решится побывать на вершине шихана, преодолев многокилометровый подъем, будет вознагражден возможность лично прикоснуться к тайнам древних шаманов, проводивших здесь свои обряды тысячи лет назад. ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
:Вячеслав Туманов
АРАКУЛЬСКИЙ ШИХАН: ТАЙНЫ ДРЕВНИХ ШАМАНОВ
Аракульскуй шихан - живописный скальный массив, расположенный на территории близ административной границы Свердловской и Челябинской областей. Местные скалы довольно популярны среди любителей активного отдыха, но мало кто знает, что несколько тысячелетий назад на вершине гранитной гряды древние шаманы проводили ритуальные обряды. Реальные факты того, что шихан некогда был так называемым «местом силы» были добыты археологами в процессе научных изысканий на месте расположения святилищ. Помимо наскальных рисунков, ритуальных чаш и менгира несколько лет назад участниками группы «Таинственный Урал», в западной части шихана, были обнаружены два дольмена, которые классифицируются с аналогичными артефактами, относимыми к категории «уральских дольменов». Ученые полагают, что дольменные постройки относились к культовым объектам древних и возводились в качестве ритуальных строений.
Аракульский шихан протянулся с севера на юг более 2 километров. Максимальная ширина скальной гряды достигает около 50-ти метров, а самой высокой точкой хребта, которая непонятно почему названа в честь государственного деятеля Великобритании начала ХХ века - Артура Невилла Чемберлена, является отметка в 80 метров. Именно с вершины шихана, в ясную погоду, можно увидеть одиннадцать ближайших озёр. Интересно, что массив неоднороден с разных сторон. Восточная сторона, обращенная к озеру Аракуль, предстает в виде отвесных скал. При этом западный склон достаточно пологий.
По своему внешнему виду Аракульский Шихан напоминает «пирог», так как весь скальный массив сложен огромными гранитными плитами и глыбами. Природа поработала скульптором этого удивительного места. В нагромождении каменных глыб часто можно разглядеть всевозможные фигуры и образы. Некоторые камни напоминают людей, другие похожи на животных. Несомненно, что такая уникальная форма не могла не привлечь к себе внимание со стороны древних жителей Урала.
Слово «Шихан» имеет тюркские корни и обозначает остроконечный холм или высокую скалу, выделяющуюся из общего пейзажа. Аракуль, по мнению краеведов, переводится как «слеза-озеро».
Аракульский шихан впервые был упомянут еще в начале прошлого века, в дореволюционном описании Южного Урала, опубликованном в «Иллюстрированном путеводителе по Уралу», вышедшем в Екатеринбурге в 1904 году. В этом издании уральские краеведы начала ХХ века впервые опубликовали описание живописного скального гребня. Помимо типичного описания высоты и протяженности скального массива, шихан сравнили с некими «развалинами громадного каменного строения», видимо, геологические процессы, сложившие гранитные останцы в форме неких «кирпичей» вызвали своеобразные ассоциации. Скальные гребни с северной и восточной стороны обрамлены курумами – каменными россыпями, образовавшимися сотни тысячелетий назад во времена последнего ледникового периода.
Кроме природных достопримечательностей Аракульский шихан является сосредоточением нескольких культовых археологических памятников. Впервые люди обратили внимание на местные достопримечательности четыре тысячи лет назад, именно этим временным периодом датируются самые ранние находки обнаруженные археологами в здешних окрестностях. Ученые установили, что близ берегов озера некогда располагалось множество стоянок и селищ первых жителей Южного Урала, а на самой горе обустраивались жертвенные святилища. Скорее всего, древние также были поражены нетипичным внешним видом скального останца, что шаманы связали место с обителью языческих богов. Археологические изыскания в данном районе начались в пятидесятых годах прошлого столетия, под руководством известного уральского археолога В.И. Петрина, обследовавшего десятки культовых памятников древности.
В процессе изысканий учеными было обнаружено множество разнообразных археологических артефактов. Находки были самыми разнообразными: от частиц оплавленного металла до ритуальных горшков и изделий культового предназначения. В качестве самых необычных находок ученые обозначили фрагменты шлифованного каменного диска из гнейса белого цвета с отверстием по центру конструкции. На одной из сторон уникальной находки были обнаружены солярные символы. Подобные находки и ранее встречались археологам при работе на месте расселения Иткульской культуры, как правило, аналогичные артефакты находили исключительно в святилищах расположенных на вершинах гор! Видимо, древние как-то увязывали дисковую форму предмета с изображением солнца, а отверстие в центральной части изделия являлось фрагментом ритуального процесса. Помимо данной находки ученых также заинтересовали фрагменты каменных орудий, представленных в виде каменных отщепов, а также следы металлургического производства.
Форма для литья подвесных украшений (источник: Каслинский Альманах №4. "Аракульский культово-святилищный комплекс." Е.В. Тидеман. )
При изучении одного из мест, где по предположению специалистов древние металлурги обрабатывали руду, были обнаружены фрагменты шлака, остатки свинца, литейная форма и даже несколько фрагментов из листовой меди. Литейная форма была идентифицирована в качестве вспомогательного средства при изготовлении бронзовых украшений (каплевидных подвесок), а листовую медь некогда использовали в качестве облицовки сосуда. Ученые полагают, что когда-то это был некий котел, возможно, что ритуальный, но изучить данную находку более детально не позволяет малое количество сохранившихся фрагментов.
Одной из основных историко-археологических достопримечательностей являются каменные чаши, обнаруженные повсеместно на вершине скального хребта. Ученые установили, что данные отверстия были выполнены вручную и использовались в качестве костровищ. О предназначении этих самых ям до сих пор идут споры: кто-то из ученых мужей считает углубления в скальном массиве следами древнего металлургического производства, а кто-то уверен в их ритуальном предназначении. Согласно «культовой версии» в ямах разжигали ритуальные костры в процессе совершения обрядовых действий. Археологи исследовали древние скальные углубления и в некоторых обнаружили следы золы и фрагменты древесного угля. К тому же наметанный взгляд специалистов определил, что костры в ямах жгли на протяжении значительного периода времени, об этом говорит тот факт, что некоторые края углублений приобрели отрицательный уклон, то есть под воздействием высоких температур камень попросту деформировался. Подобные изменения могут произойти только при очень длительном температурном воздействии. Углублений на вершине скалы много, при этом все они были разделены специалистами на три типа: чаши в цельной скале без воды (самые маленькие по размерам), чаши в цельной скале с водой и чаши, образовавшиеся на стыке плит (обычно, самые большие по размерам).
Другим культовым памятником древних является одиноко стоящий менгир. Обнаружен артефакт в стороне от туристических троп, что позволило ему сохраниться до наших дней фактически в первозданном виде. Культовым объектом является установленный вертикально прямоугольный кусок гранита высотой около 1 метра. Камень буквально вмонтирован в окружающий его курум и весьма надежно зафиксирован валунами со всех сторон. На сегодняшний день исторический памятник не исследовали в должной степени, наверное, нет средств на достаточно серьезные и сложные раскопки. Ученые ограничились внешним осмотром ритуального комплекса, который также предоставил интересные результаты. На нижней части камня, с южной стороны, были обнаружены искусственно выполненные насечки, которые, вероятно, носили некий сакральный смысл, так как в сути своей менгирами отмечали «границы миров» - подобные каменные столбы устанавливали на окраине мест погребения. Так как никаких артефактов близ менгира обнаружить не удалось, то определить его точную датировку специалисты пока не готовы, но с уверенностью заявляют, что возраст каменной постройки исчисляется тысячами лет.
Другим не менее интересным древним культовым артефактом является аракульская писаница, обнаруженная в ста метрах от менгира, на южном склоне шихана. Ученые полагают, что на момент нанесения рисунков, писаница включала в себя намного больше художественных фрагментов, но до наших дней сохранилось лишь два рисунка: орнамент в виде сетки и некое антропоморфное существо с подогнутыми ногами и поднятыми вверх руками. По мнению специалистов, суть рисунка заключается в описании фрагмента культового действа - танца шамана во время проведения обряда. Ромбовидные фрагменты, а также узор в виде сетки это некие схематически обозначения иных предметов культа, которые были использованы в процессе ритуального таинства. В основании скалы, под писаницой, археологи провели разведку и обнаружили несколько фрагментов керамики, что было идентифицировано, как некий ритуальный обряд подношения «треб». Изучив достаточно плохо сохранившийся рисунок, исследователи пришли к выводу, что ближе всего по стилю исполнения к аракульской является писаница из Араслановской пещеры, расположенной в сотне километров от шихана. Скорее всего, создатели обоих наскальных рисунков были объединены единым племенем.
Первый дольмен
В таком состоянии был обнаружен второй дольмен
Расчистка
Восстановленный дольмен
Особо хотелось бы отметить недавнее обнаружение, силами поисковой группы «Таинственный Урал», в процессе проведения разведывательной экспедиции к Аракульскому шихану, близ западного предгорья, сразу двух уральских дольменов. Причем, один из объектов на момент обнаружения был обрушен, но в процессе наших реставрационных работ был восстановлен. Уральские дольмены, пожалуй, один из самых спорных исторических артефактов Урала. Расположенные по всему Уральскому хребту данные постройки, представляющие из себя каменные сложения в виде небольших камер, вызывают споры среди ученых мужей, так как нет единого понимания, по причине отсутствия сопутствующих находок, точной датировки и назначения данных объектов. Кто-то предполагает, что дольмены были построены тысячи лет назад, а кто-то уверен в их относительно недавней истории, увязывая конструкцию дольмена и технологические процессы углежогов.
В процессе восстановления обрушенного дольмена нами была проведена первичная разведка местности, без повреждения культурного слоя, мы расчистили площадку объекта, а также установили каменную крышку. Несмотря на популярное месторасположение дольмена в нескольких сотнях метров от крупного кемпинга, туристы довольно бережно относятся к дольмену, видимо, осознавая важность данного объекта.
Аракульский шихан можно по праву назвать самым уникальным историко-природным комплексом на Южном Урале, где в небольшой локации сосредоточены исторические памятники из самых разных эпох и времен. Ученые намерены продолжить изыскания на территории шихана, так как есть предположение о том, что именно благодаря аракульскому шихану наука сможет открыть для себя и другие культовые святилища, расположенные на вершинах уральских гор. Помимо природных красот и потрясающих пейзажей каждый кто решится побывать на вершине шихана, преодолев многокилометровый подъем, будет вознагражден возможность лично прикоснуться к тайнам древних шаманов, проводивших здесь свои обряды тысячи лет назад.
ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»