Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Поэтому к обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важную роль в этом процессе играют родители, их внимание к возможным проблемам ребенка, понимание этих проблем и желание помочь. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская, А.В.Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами ребенок достиг уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. Причины нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор у детей с нарушениями письма и чтения отмечают трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно- осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления. Почему у современных детей часто страдают психические функции? Во-первых, дети часто начинают говорить с опозданием на 2 года. У них поздно появляются слова, выражающие сложный смысл (слова для обобщения, анализа, установления причинно-следственных связей). Во-вторых, дети поглощают слишком много слуховой и зрительной информации, они наталкиваются на нее на каждом шагу. На первый взгляд кажется, что это неплохо. На самом деле, при таком обилии материала, ребенок не в состоянии охватить его взглядом (или уловить на слух), сосредоточиться на нем (поскольку он мелькает перед ним, как цветные стеклышки в калейдоскопе). У ребенка не формируется наблюдательность, умение сопоставлять и сравнивать объекты между собой, возникает поверхностность восприятия, быстрая пресыщаемость и утомляемость внимания, которое привыкает к постоянной смене красочных впечатлений. В итоге дети с трудом осваивают виды деятельности, требующие усидчивости и монотонного повторения действий (к каким относится любое обучение). В третьих, у современных детей иное наполнение досуга, чем это было прежде. Раньше дети играли в подвижные ролевые игры со сложным перемещением в пространстве, во время которых нужно было отслеживать и невольно анализировать большое количество зрительного и словесного материала, в том числе поступающего внезапно.
МКУ Центр ППМС помощи г.Кирова
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Поэтому к обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важную роль в этом процессе играют родители, их внимание к возможным проблемам ребенка, понимание этих проблем и желание помочь.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская, А.В.Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами ребенок достиг уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
Причины нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор у детей с нарушениями письма и чтения отмечают трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно- осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.
Почему у современных детей часто страдают психические функции?
Во-первых, дети часто начинают говорить с опозданием на 2 года. У них поздно появляются слова, выражающие сложный смысл (слова для обобщения, анализа, установления причинно-следственных связей).
Во-вторых, дети поглощают слишком много слуховой и зрительной информации, они наталкиваются на нее на каждом шагу. На первый взгляд кажется, что это неплохо. На самом деле, при таком обилии материала, ребенок не в состоянии охватить его взглядом (или уловить на слух), сосредоточиться на нем (поскольку он мелькает перед ним, как цветные стеклышки в калейдоскопе). У ребенка не формируется наблюдательность, умение сопоставлять и сравнивать объекты между собой, возникает поверхностность восприятия, быстрая пресыщаемость и утомляемость внимания, которое привыкает к постоянной смене красочных впечатлений.
В итоге дети с трудом осваивают виды деятельности, требующие усидчивости и монотонного повторения действий (к каким относится любое обучение).
В третьих, у современных детей иное наполнение досуга, чем это было прежде. Раньше дети играли в подвижные ролевые игры со сложным перемещением в пространстве, во время которых нужно было отслеживать и невольно анализировать большое количество зрительного и словесного материала, в том числе поступающего внезапно.