Основы православия

Тема 207. Колокольный звон.
Колокольные звоны – важная составляющая православного богослужения. Они созывают народ Божий на молитву, подчёркивают радость праздника, обозначают наиболее важные моменты храмового богослужения. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. В ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие и возбуждающая ответные чувства: светлое, радостное и мирное настроение у добрых душ, и раздражающее, скорбное – у душ озлобленных.
Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.
На церковнославянском колокол именуется кампан. Перед установкой кампанов совершают чин их благословения, в молитвах которого испрашивается у Бога: «О е́же пода́ти ему́ благода́ть, я́ко да вси́ слы́шащии звене́ние его́ или́ во дни́ или́ в нощи́, возбудя́тся к славосло́вию и́мене Свята́го Твоего́, Го́споду помо́лимся».
Крупнейший в России действующий кампан – это новый Царь-колокол массой 72 тонны, установленный в 2004 году в Троице-Сергиевой Лавре. Никогда не звонивший Царь-колокол весит 200 тонн.
Основные виды колокольного звона: благовест, перезвон, трезвон (от старославянского «тре...», то есть «трижды»).
Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».
Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.
Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:
1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;
2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;
3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;
4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п.
В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.
«Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием. Так что звон как ободряющий фактор во время эпидемии – да, как исцеляющий чисто механически – нет».
Константин Мишуровский, звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя

Основы православия  - 5352373467934

Комментарии

Комментариев нет.