Самый распространённый у нас грех – это осуждение.
Мы постоянно осуждаем других. Почему? Нам это делать нравится. Даже всякие хитрости придумываем: «Это я не в осуждение, а в рассуждение». Самый любимый объект для нашего упражнения – это духовенство. То, что они рассказывают, как надо, сами ничего не делают. А нам очень приятно, что мы не хуже, а лучше. И некоторые так говорят: «Паче сана». То есть я его осуждаю не как священника, а как человека, который согрешает. Человек на всякие хитрости пускается, лишь бы ему погрешить. А что за сладость такая в этом – осудить другого? Очень просто – потешить свою гордость. Когда я говорю о том, какой некто плохой, или не говорю, а молчу, да покачиваю головой, тем самым я возвышаюсь, я головой машу, как крылами, которые меня возносят над ним. То есть, он – никчёмное барахло. Другое дело – я. «Я не таков, как прочие люди» (Лк. 18, 11), нет, я такой хороший! И это тешит человека. Почему? Потому что есть гордость, а всякая страсть нуждается в пище. Страсть чревоугодия нуждается в конкретной пище: жиры, белки, углеводы, микроэлементы, витамины. А страсть гордости нуждается в осуждении. Протоиерей Димитрий Смирнов
Православный Мир
Самый распространённый у нас грех – это осуждение.
Мы постоянно осуждаем других. Почему?
Нам это делать нравится.
Даже всякие хитрости придумываем: «Это я не в осуждение, а в рассуждение».
Самый любимый объект для нашего упражнения – это духовенство. То, что они рассказывают, как надо, сами ничего не делают.
А нам очень приятно, что мы не хуже, а лучше.
И некоторые так говорят: «Паче сана». То есть я его осуждаю не как священника, а как человека, который согрешает.
Человек на всякие хитрости пускается, лишь бы ему погрешить.
А что за сладость такая в этом – осудить другого?
Очень просто – потешить свою гордость.
Когда я говорю о том, какой некто плохой, или не говорю, а молчу, да покачиваю головой, тем самым я возвышаюсь, я головой машу, как крылами, которые меня возносят над ним.
То есть, он – никчёмное барахло. Другое дело – я. «Я не таков, как прочие люди» (Лк. 18, 11), нет, я такой хороший!
И это тешит человека. Почему?
Потому что есть гордость, а всякая страсть нуждается в пище. Страсть чревоугодия нуждается в конкретной пище: жиры, белки, углеводы, микроэлементы, витамины.
А страсть гордости нуждается в осуждении.
Протоиерей Димитрий Смирнов