"ХРИСТОС СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТА"

Где-то между 1574 и 1577 годами, во время молитвы на чердаке с видом на святилище в монастыре Воплощения в Авиле, монаху Иоанну (также известному как Хуан де ла Крус и Иоанн Крестный) было видение распятого Христа. Иоанн увидел Его с необычного ракурса, "сверху", как бы глазами Бога-Отца. Иоанн зарисовал увиденное. Тело Христа изображено им, никогда не видевшим подобной картины в жизни, абсолютно верно в смысле того положения, какое принимает тело человека, распятого на кресте. Позже это рисунок вдохновил художника Сальвадора Дали на работу 1951 года «Христос Святого Иоанна Креста".
Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:
"… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома».
Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа!
Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец, и т. д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет".
Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время евангельские аллюзии.
Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на евхаристическое значение креста — крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.
В "Евангелие как оно было мне явлено" Мария Валторта также описывает распятого Христа: и положение Его тела и те страдания, какие Он испытывал. И то с какой точностью она это делает неизменно поражает специалистов.
Вот небольшой отрывок, буквально иллюстирирующий видение Иоанна Креста:
"...В какой-то момент Иисус оседает всем телом вперед и вниз, как будто уже умер; дыхания больше нет, голова бессильно свесилась вперед, тело – от бедер и выше – полностью отделилось от перекладины креста, образовав с нею угол..." ("Евангелие как оно было мне явлено", глава 609.18)

Рисунок Иоанна Креста
Рисунок Иоанна Креста
Картина Сальвадора Дали
Картина Сальвадора Дали
"ХРИСТОС СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТА" - 969951994096
"ХРИСТОС СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТА" - 969951982320

Комментарии