© pressmaster / Фотобанк Фотодженика В этом материале: О планируемых случаях взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении услуг через единый портал госуслуг О проектируемом порядке такого взаимодействия Несмотря на то что на пути к цифровизации всех сфер жизни общества государство уже продвинулось достаточно далеко, эта работа еще находится в активной стадии. Спрос на электронные услуги растет – очевидно, что чем идти в госучреждение, предварительно узнавать его расписание, распечатывать документы, дожидаться в очереди, от руки заполнять заявление, гораздо проще получить услугу, например, через единый портал госуслуг, сделав все то же самое, но с компьютера или через мобильное приложение в удобном месте и в удобное время. Соразмерно спросу повышается и активность законодателя в части расширения перечня электронных услуг и оптимизации порядка взаимодействия информационных систем с потребителями. Очередные действия в этом направлении готовы предпринять Минцифры России и Минстрой России – они разработали проект постановления Правительства РФ1, направленный на реализацию норм Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Речь идет о положениях, конкретизирующих в том числе порядок синхронизации ГИС ЖКХ с единым порталом госуслуг для предоставления возможности пользователям системы получать информацию и электронные услуги через портал. Так, документом планируется утвердить: перечень случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала госуслуг; правила такого взаимодействия. На ключевых положениях инициативы остановимся более подробно. Случаи взаимодействия Проект постановления предусматривает два перечня случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами – при предоставлении информации и при предоставлении услуг посредством единого портала госуслуг. Так, предполагается, что взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами будет налажено при получении ими через портал госуслуг: счетов на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с информацией о задолженности по такой плате; информации о начале обсуждения собственниками вопросов управления домом и повышения комфорта жизни в нем; информации о начале формирования списка проблем в многоквартирном доме (далее – МКД) с возможностью внесения изменений или получения информации о внесении изменений в этот список; информации о подходящем сроке поверки счетчиков с возможностью ознакомления с порядком проведения поверки. Кроме того, взаимодействие предусмотрено при организации информирования собственников помещений МКД через личный кабинет на портале о плановом ограничении или приостановлении горячего водоснабжения. Также обеспечить взаимодействие планируется при предоставлении следующих услуг: внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с применением системы быстрых платежей и иных инструментов и технологий оплаты; внесение показаний индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов для расчета размера платы за коммунальные услуги; получение собственником помещения в МКД информации о региональных адресных программах по проведению капремонта МКД, региональных программах капремонта общего имущества в МКД, краткосрочных планах реализации региональных программ капремонта общего имущества в МКД применительно к МКД, собственником помещения в котором он является; получение информации о потраченных за прошлый год средствах на управление МКД лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД (с возможностью загрузки отчета). ВАЖНО ЗНАТЬНа рассмотрении Госдумы в настоящее время находится законопроект № 78299-8, предлагающий обеспечить возможность направления гражданами предложений по повестке дня общего собрания собственников помещений в МКД и возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания на едином портале госуслуг. Документ принят в первом чтении 19 мая текущего года. Часть услуг в рамках рассматриваемого взаимодействия касается управляющих организаций. Например, речь идет о предоставлении информации о рейтинге такой организации, предоставлении возможности прохождения опросов на едином портале и выводе среднего рейтинга. Здесь же указано на проведение общих собраний собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием единого портала и предоставлении возможности просмотра протоколов общих собраний собственников помещений в МКД. Напомним, проводить общие собрания в форме заочного голосования можно и сейчас, но с использованием ГИС ЖКХ и иных информационных систем. Наконец, в перечне случаев взаимодействия указаны: предоставление информации о договорах с ресурсоснабжающими организациями по МКД с уведомлением о возможности заключения договора на поставку коммунальных ресурсов с РСО; подключение объектов капстроительства к системам теплоснабжения; подключение объектов капстроительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Порядок взаимодействия Что касается проектируемых правил взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении услуг посредством единого портала, то они содержат не только указания на нормативные правовые акты, положения которых должны быть соблюдены при этом, но и конкретизируют порядок формирования запроса о предоставлении услуги. Как и при иных услугах, предоставлять с использованием ГИС ЖКХ государственные и муниципальные услуги посредством единого портала госуслуг планируется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Именно он содержит концептуальные положения, касающиеся общих требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг, определяет права заявителей при их получении и обязанности органов и подведомственных им организаций – при предоставлении. Порядок и сроки информирования в случаях взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами тоже будут стандартными – напомним, порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, в котором, помимо прочего, оговариваются сроки, закрепляются в административном регламенте. Между тем взаимодействие единого портала с ГИС ЖКХ в случае принятия документа должно будет осуществляться в соответствии с Правилами информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2021 г. № 1575 "Об утверждении правил информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде". Согласно проекту для получения услуг, предусмотренных упоминаемым выше перечнем, необходимо сформировать запрос. Сделать это можно будет с использованием единого портала и исключительно путем заполнения размещенной на нем электронной формы. То есть дополнительная подача запроса в какой-либо иной форме не требуется. При этом для удобства пользователей планируется обеспечить при формировании запроса: возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса; сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода этих значений. Вместе с тем предполагается, что некоторые поля формы запроса будут предзаполнены до начала ввода сведений – необходимые данные, отсутствующие в ГИС, "подтянутся" из имеющихся в Единой системе идентификации и аутентификации или сохраненных на едином портале госуслуг. Также можно будет спокойно вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы, не опасаясь, что ранее введенная информация исчезнет. Проект регламентирует и минимальный срок доступа заявителя к ранее поданным на едином портале запросам – один год. Для частично сформированных запросов минимальный срок доступа составит 3 месяца. Дополнительно при выявлении некорректно заполненного поля электронной формы будет появляться сообщение с указанием характера выявленной ошибки и порядка ее устранения. Такая опция станет доступной благодаря автоматической форматно-логической проверке сформированного запроса. Готовый и подписанный запрос вместе с иными документами, необходимыми для предоставления услуги, поступит в личный кабинет органа или организации в системе ГИС ЖКХ посредством информационно-технического взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Органы или организации при получении запроса зарегистрируют его и документы – причем последние не нужно будет повторно представлять на бумажном носителе, если иное не предусмотрено в федеральных или региональных нормативных актах. В числе важных положений проекта постановления можно выделить и то, что отказать в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также в предоставлении самой услуги не смогут в случае, если таковые поданы в соответствии с размещенной на едином портале и содержащейся в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) информацией о сроках и порядке предоставления услуги. С информацией о ходе выполнения запроса и порядке и сроках оказания услуги заявитель сможет ознакомиться бесплатно – такие сведения направят в его личный кабинет на едином портале госуслуг. "Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставления им персональных данных", – уточняется в тексте проекта. На направление органом или организацией, предоставляющими услугу, уведомления заявителю после завершения выполнения предусмотренных действий отводится один рабочий день. Уведомление планируется направлять с использованием средств единого портала и на адрес электронной почты. Предполагается, что за всеми этапами предоставления госуслуги заявитель сможет следить – ему в личный кабинет единого портала придут: уведомление о приеме и регистрации запроса и документов с указанием сведений о факте их приема и начале процедуры предоставления услуги, а также информации о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и документов; уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги; уведомление об этапах рассмотрения запроса и документов, необходимых для предоставления услуги; результат предоставления услуги, содержащий сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в этом. А форму результата услуги заявитель сможет выбрать сам – причем независимо от формы и способа обращения за ней: электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; информация из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством РФ; документ на бумажном носителе в случае, если федеральными законами или сопутствующими им актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. А для налаживания обратной связи с потребителем планируется после последнего этапа предоставления госуслуги – направления в личный кабинет результата ее предоставления, предлагать заявителю оценить качество предоставления соответствующей услуги с использованием единого портала. *** В случае одобрения рассматриваемого проекта постановления оно вступит в силу тогда, когда начнут действовать соответствующие изменения в Перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2017 г. № 865-р. Речь идет об отражении в этом перечне услуг, при предоставлении которых осуществляется взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами через единый портал госуслуг. Согласно тексту документа обеспечением технической возможности взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала в рамках новых услуг займутся сами авторы инициативы – Минцифры России и Минстрой России. 19 сентября 2022 года завершится проведение независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проекта, а 3 октября – его публичное обсуждение. _____________________________ 1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об определении случаев и порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/09-22/00131389).Источник#Новости
Засядько и партнеры
ГИС ЖКХ и единый портал госуслуг: планы по взаимодействию с гражданами для предоставления информации и услуг
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика В этом материале: О планируемых случаях взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении услуг через единый портал госуслуг О проектируемом порядке такого взаимодействия Несмотря на то что на пути к цифровизации всех сфер жизни общества государство уже продвинулось достаточно далеко, эта работа еще находится в активной стадии. Спрос на электронные услуги растет – очевидно, что чем идти в госучреждение, предварительно узнавать его расписание, распечатывать документы, дожидаться в очереди, от руки заполнять заявление, гораздо проще получить услугу, например, через единый портал госуслуг, сделав все то же самое, но с компьютера или через мобильное приложение в удобном месте и в удобное время. Соразмерно спросу повышается и активность законодателя в части расширения перечня электронных услуг и оптимизации порядка взаимодействия информационных систем с потребителями. Очередные действия в этом направлении готовы предпринять Минцифры России и Минстрой России – они разработали проект постановления Правительства РФ1, направленный на реализацию норм Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Речь идет о положениях, конкретизирующих в том числе порядок синхронизации ГИС ЖКХ с единым порталом госуслуг для предоставления возможности пользователям системы получать информацию и электронные услуги через портал. Так, документом планируется утвердить: перечень случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала госуслуг; правила такого взаимодействия. На ключевых положениях инициативы остановимся более подробно. Случаи взаимодействия Проект постановления предусматривает два перечня случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами – при предоставлении информации и при предоставлении услуг посредством единого портала госуслуг. Так, предполагается, что взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами будет налажено при получении ими через портал госуслуг: счетов на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с информацией о задолженности по такой плате; информации о начале обсуждения собственниками вопросов управления домом и повышения комфорта жизни в нем; информации о начале формирования списка проблем в многоквартирном доме (далее – МКД) с возможностью внесения изменений или получения информации о внесении изменений в этот список; информации о подходящем сроке поверки счетчиков с возможностью ознакомления с порядком проведения поверки. Кроме того, взаимодействие предусмотрено при организации информирования собственников помещений МКД через личный кабинет на портале о плановом ограничении или приостановлении горячего водоснабжения. Также обеспечить взаимодействие планируется при предоставлении следующих услуг: внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с применением системы быстрых платежей и иных инструментов и технологий оплаты; внесение показаний индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов для расчета размера платы за коммунальные услуги; получение собственником помещения в МКД информации о региональных адресных программах по проведению капремонта МКД, региональных программах капремонта общего имущества в МКД, краткосрочных планах реализации региональных программ капремонта общего имущества в МКД применительно к МКД, собственником помещения в котором он является; получение информации о потраченных за прошлый год средствах на управление МКД лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД (с возможностью загрузки отчета). ВАЖНО ЗНАТЬНа рассмотрении Госдумы в настоящее время находится законопроект № 78299-8, предлагающий обеспечить возможность направления гражданами предложений по повестке дня общего собрания собственников помещений в МКД и возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания на едином портале госуслуг. Документ принят в первом чтении 19 мая текущего года. Часть услуг в рамках рассматриваемого взаимодействия касается управляющих организаций. Например, речь идет о предоставлении информации о рейтинге такой организации, предоставлении возможности прохождения опросов на едином портале и выводе среднего рейтинга. Здесь же указано на проведение общих собраний собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием единого портала и предоставлении возможности просмотра протоколов общих собраний собственников помещений в МКД. Напомним, проводить общие собрания в форме заочного голосования можно и сейчас, но с использованием ГИС ЖКХ и иных информационных систем. Наконец, в перечне случаев взаимодействия указаны: предоставление информации о договорах с ресурсоснабжающими организациями по МКД с уведомлением о возможности заключения договора на поставку коммунальных ресурсов с РСО; подключение объектов капстроительства к системам теплоснабжения; подключение объектов капстроительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Порядок взаимодействия Что касается проектируемых правил взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении услуг посредством единого портала, то они содержат не только указания на нормативные правовые акты, положения которых должны быть соблюдены при этом, но и конкретизируют порядок формирования запроса о предоставлении услуги. Как и при иных услугах, предоставлять с использованием ГИС ЖКХ государственные и муниципальные услуги посредством единого портала госуслуг планируется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Именно он содержит концептуальные положения, касающиеся общих требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг, определяет права заявителей при их получении и обязанности органов и подведомственных им организаций – при предоставлении. Порядок и сроки информирования в случаях взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами тоже будут стандартными – напомним, порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, в котором, помимо прочего, оговариваются сроки, закрепляются в административном регламенте. Между тем взаимодействие единого портала с ГИС ЖКХ в случае принятия документа должно будет осуществляться в соответствии с Правилами информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2021 г. № 1575 "Об утверждении правил информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде". Согласно проекту для получения услуг, предусмотренных упоминаемым выше перечнем, необходимо сформировать запрос. Сделать это можно будет с использованием единого портала и исключительно путем заполнения размещенной на нем электронной формы. То есть дополнительная подача запроса в какой-либо иной форме не требуется. При этом для удобства пользователей планируется обеспечить при формировании запроса: возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса; сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода этих значений. Вместе с тем предполагается, что некоторые поля формы запроса будут предзаполнены до начала ввода сведений – необходимые данные, отсутствующие в ГИС, "подтянутся" из имеющихся в Единой системе идентификации и аутентификации или сохраненных на едином портале госуслуг. Также можно будет спокойно вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы, не опасаясь, что ранее введенная информация исчезнет. Проект регламентирует и минимальный срок доступа заявителя к ранее поданным на едином портале запросам – один год. Для частично сформированных запросов минимальный срок доступа составит 3 месяца. Дополнительно при выявлении некорректно заполненного поля электронной формы будет появляться сообщение с указанием характера выявленной ошибки и порядка ее устранения. Такая опция станет доступной благодаря автоматической форматно-логической проверке сформированного запроса. Готовый и подписанный запрос вместе с иными документами, необходимыми для предоставления услуги, поступит в личный кабинет органа или организации в системе ГИС ЖКХ посредством информационно-технического взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Органы или организации при получении запроса зарегистрируют его и документы – причем последние не нужно будет повторно представлять на бумажном носителе, если иное не предусмотрено в федеральных или региональных нормативных актах. В числе важных положений проекта постановления можно выделить и то, что отказать в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также в предоставлении самой услуги не смогут в случае, если таковые поданы в соответствии с размещенной на едином портале и содержащейся в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) информацией о сроках и порядке предоставления услуги. С информацией о ходе выполнения запроса и порядке и сроках оказания услуги заявитель сможет ознакомиться бесплатно – такие сведения направят в его личный кабинет на едином портале госуслуг. "Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставления им персональных данных", – уточняется в тексте проекта. На направление органом или организацией, предоставляющими услугу, уведомления заявителю после завершения выполнения предусмотренных действий отводится один рабочий день. Уведомление планируется направлять с использованием средств единого портала и на адрес электронной почты. Предполагается, что за всеми этапами предоставления госуслуги заявитель сможет следить – ему в личный кабинет единого портала придут: уведомление о приеме и регистрации запроса и документов с указанием сведений о факте их приема и начале процедуры предоставления услуги, а также информации о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и документов; уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги; уведомление об этапах рассмотрения запроса и документов, необходимых для предоставления услуги; результат предоставления услуги, содержащий сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в этом. А форму результата услуги заявитель сможет выбрать сам – причем независимо от формы и способа обращения за ней: электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; информация из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством РФ; документ на бумажном носителе в случае, если федеральными законами или сопутствующими им актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. А для налаживания обратной связи с потребителем планируется после последнего этапа предоставления госуслуги – направления в личный кабинет результата ее предоставления, предлагать заявителю оценить качество предоставления соответствующей услуги с использованием единого портала. *** В случае одобрения рассматриваемого проекта постановления оно вступит в силу тогда, когда начнут действовать соответствующие изменения в Перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2017 г. № 865-р. Речь идет об отражении в этом перечне услуг, при предоставлении которых осуществляется взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами через единый портал госуслуг. Согласно тексту документа обеспечением технической возможности взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала в рамках новых услуг займутся сами авторы инициативы – Минцифры России и Минстрой России. 19 сентября 2022 года завершится проведение независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проекта, а 3 октября – его публичное обсуждение. _____________________________ 1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об определении случаев и порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/09-22/00131389).
Источник
#Новости